Жестокие игры или национальное достояние? Мнения экспертов о көкпар и қошқар көтеру

Казахстанцы выступают за гуманное отношение к животным.

Маржан Бакиева

Национальные спортивные игры в последние годы все чаще вызывают дискуссии – насколько они оправданы в современном мире. Людей возмущает использование в играх живых или умерщвленных животных. Журналисты Liter.kz узнали, откуда идут корни древних традиций и грозит ли наказание за использование животных с юридической точки зрения.

Наиболее яростные дискуссии идут обычно вокруг двух видов спорта – қошқар көтеру и кокпара. В первом – мужчины поднимают на плечах живого барана, во втором – сражаются на конях за тушу мертвого козленка. Кстати, шкура козленка считается необыкновенно прочной и выдерживающей затаптывание копытами и растяжение.

В разные годы в қошқар көтеру были установлены впечатляющие рекорды. В Алматы барана поднимали 110 раз, в Актау – 230, Арыси – 1 111. В установлении рекордов замечены даже дети. Восьмилетний мальчик из села в Алматинской области 35 раз поднял барашка.

На минувший праздник Наурыз ефрейтор Бауыржан Әбдіхайым в Алматы 2 050 раз поднял барана весом 50 килограммов, побив собственный рекорд. Таким образом, военнослужащий установил новый рекорд Казахстана. Годом ранее он поднял барана более 1 600 раз. А в целом это уже его восьмая победа в такого рода состязании.

Однако не все казахстанцы с восторгом отнеслись к рекорду. В комментариях под новостью пользователи заподозрили, что животному нанесли физическое увечье.

Игра объединяла людей

По словам этнографа, ученого секретаря Государственного историко-культурного музея-заповедника “Есік” Зубайды Сурагановой, национальные игры – это неотъемлемая часть нематериального культурного наследия Казахстана.

Уважение к миру животных – это часть нашего наследия. Когда-то великий Абай привел устойчивое выражение казахов: “Мал – адамның бауыр еті”, буквально: “Животное – печень человека”. Печень в нашей культуре символизирует кровное родство. Это выражение говорит о том, что когда-то наши предки не выделяли себя из живой природы, они видели себя ее органической частью, отсюда уважение и экологичность степной культуры, – говорит Зубайда Сураганова.

Стоит отметить, что конные игры, в особенности кокпар, вызывают сегодня возмущение по поводу того, что люди и животные могут пострадать. Но нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения степной традиции, считает историк.

Конные игры и развлечения – наследие очень древнее. Если доместикация лошади сегодня датируется шестым тысячелетием до нашей эры, то, по-видимому, эти игры появились в течение одного или полутора тысячелетий позднее. При простом подсчете становится понятно, что они возникли шесть-семь тысячелетий назад, – рассказала ученый.

Фото: REUTERS/Stringer©

В мире известны разные игры на коне. В степной традиции конные состязания – это также ритуальное жертвоприношение предкам. Конь в степной культуре выступал в образе тотема, побратима, покровителя.

Игра кокпар имела в далеком прошлом не только ритуальную природу, но являлась обязательной частью тренировки, подготовки воина-всадника. Она помогала юношам освоить все правила владения конной езды и борьбы с противником, защиты добычи. В соревнованиях участвовали молодые люди, которые осуществляли безопасность рода или племени. Использовать тушу козла было логичным решением. Потому что в открытой степи кроме животного найти что-то похожее не было возможности, а самое главное – смысла. Не стоит думать, что туша животного потом пропадает зря. После игры из его мяса готовили, оно становилась главным блюдом на коллективном угощении. Туша животного имела еще и важное символическое значение, выступая как знак симпатии победителя к его избраннице. Если после игры победитель приносил тушу на подворье, где жила его потенциальная невеста, то ее семья понимала это как иносказательный жест и готовилась к приему сватов. Туша козла выступала также в качестве символа плодородия. Сегодня у казахов отмечается обычай дарения туши животного семье, где нет детей. Наши информаторы рассказывали, что такой благопожелательный дар в результате давал возможность семье дождаться долгожданного ребенка, – рассказала наша собеседница.

Как отметила Зубайда Сураганова, в любом случае туша животного становилась угощением для участников кокпара, либо всех жителей аула. То есть эта традиция объединяет людей, выступает символом культурной идентичности, отсылающей нас к наследию степной культуры, этнической идентичности. Сегодня в Казахстане кокпар выходит за пределы этнического и гендерного пространства. В нем принимают участие как представители других народов, так и девушки. Это говорит о росте популярности этой игры

В 2017 году Кыргызстан стал инициатором внесения көк бөру в список нематериального наследия человечества. Это не ли дань уважения традиции? – говорит этнограф.

По ее словам, сейчас эта и другие национальные игры по-прежнему распространены в различных регионах республики. К примеру, в рамках полевой этнографической экспедиции в 2021 году исследователи наблюдали их в Коргалжынском и Ерейментауском районах Акмолинской области, в Актюбинской и Костанайской регионах. Там в селах молодежь до сих пор продолжает играть в эти игры, так же как и их предки тысячи лет назад.

Этнограф рассказала, что подобные виды спорта есть и в других странах. Но там речь о запрете традиций не идет, наоборот, радеют за их сохранение как элемента национального единства и идентичности.

Все, что мы сейчас понимаем как игры, в далеком прошлом являлись частью племенных праздников и ритуалов жертвоприношения, связанных с какими-то событиями или календарной обрядностью. В античной Греции был известен обычай гекатомба, когда летом в честь богини Афины – покровительницы Афин – приносили в жертву тысячи быков. В современной Испании до сих пор проводится коррида, которая также имеет очень древние корни. Игры с быком сохранились на фресках острова Крит, – поведала Зубайда Сураганова.

Борьба или совместное участие человека с животным в игре – это наследие прошлого, когда человек представлял себя частью живого мира, не выделял себя из природы, отметила этнограф. Он вступал в единоборство с животным, поскольку считал себя равным с ним. Идея уважения ко всему живому замечательно представлена в киноцикле “Аватар”. В нашей мифологии уважение к миру животных выражается в символике их происхождения: конь сотворен из ветра, баран – из огня. Все, что связано с этими животными в традиционной картине мира казахов, имело благопожелательную и охранительную символику.

Когда сами люди, чтя традиции своих предков, продолжают им следовать, тем самым выражают свою сопричастность к своей культуре. Думаю, это надо уважать. Уверена, что в современном мире, когда вопрос поднимается о защите животных и сохранении традиций, надо найти разумный баланс, – резюмировала этнограф.

В поисках компромисса

Фото Константина Вишниченко

Юрист Жангельды Сулейманов заподозрил в традиционной игре преступление, предусмотренное частью 3 статьи 316 УК РК “Жестокое обращение с животными”. Наказание – штраф в размере до одной тысячи МРП либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

В нормальной цивилизованной стране такое даже не могут представить. Зачем мучить животное, можно поднимать штангу или мешок с сахаром, мукой, – возмутился правозащитник.

Известный зоозащитник, член Республиканского общественного экологического совета партии AMANAT Сергей Снегирев считает, что применить статью 316 можно с большой натяжкой.

Не думаю, что молодые люди, которые участвуют в национальных видах спорта, имеют умысел навредить животному. Но все зависит от исхода спортивного мероприятия. Давайте посмотрим по факту, приседание с бараном возможно считать истязанием, потому что для животного находиться на плечах человека и еще приседать с ним – это неестественное положение. Скорее всего, ему, в зависимости от длительности упражнения, будут нанесены внутренние повреждения, в результате которых он может заболеть или погибнуть. И если полиция педантично подойдет к делу, то виновные могут быть привлечены к ответственности, – поделился мнением Сергей Снегирев.

По мнению зоозащитника, игру в кокпар также нельзя назвать жестоким обращением с животным, так как участники используют мертвую тушу козленка, это, скорее, вопрос морали.

Тем не менее я считаю, поднимать тему полного запрета игр нельзя. Важно найти компромисс между сохранением национальных традиций и гуманным отношением к животному. Все-таки Казахстан с крепкими устоями, но при этом является светским государством. Возможно, живых баранов можно заменить на муляж с аналогичным весом. Сейчас в целом наблюдается мировая тенденция к пересмотру традиционных развлечений. К примеру, в Испании в корриде уже не убивают в конце боя быка и в целом отказываются от этого развлечения, – отметил зоозащитник.

Модернизация национальных игр уже началась. Так, в Костанайской области спортивные чиновники заявили, что в дни празднования Наурыз решено отказаться от поднимания барана. А на официальных играх в кокпар по всему Казахстану должен использоваться муляж козленка. Правда, некоторые муляжи пока несовершенны, и могут порваться. При этом их стоимость достигает 90 тысяч тенге.

Возможно, опыт и наработанные практики помогут всем заинтересованным лицам найти баланс между сохранением традиций и гуманным отношением к животным.

Новости партнеров