Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 516.93  542.52  4.98

Жизнь через объектив

12.03.2024, 08:49
Жизнь через объектив
Фото из личного архива Советбека Магзумова

За двадцатилетнюю историю газеты "Литер" в редакции сменилась не одна команда журналистов. А вот фотокоров можно пересчитать по пальцам одной руки. И один из них — старожил и легенда казахстанской фотожурналистики Советбек Магзумов.

Совет аға не любит, когда его называют мэтром казахстанской журналистики или подчеркивают его статус аксакала. Человек стремительной походки и колоритной внешности в профессиональных кругах известен как самый добродушный, мягкий и невероятно деликатный фотокорреспондент.

Совет аға родился в области Ұлытау, у подножия гор Ұлытау. А большую часть жизни он провел на красивых и живописных землях Кокшетау. Начинал свой трудовой путь аксакал в 1967 году корреспондентом районной газеты "Октябрь туы". Это та самая газета, которую основали еще в 1932 году, тогда она называлась "Қызыл кенші". Ее первым редактором стал известный акын, поэт и драматург Абдильда Тажибаев. Редакция славилась сильными, известными в журналистских кругах профессионалами. Девятнадцатилетний Советбек с юношеским энтузиазмом окунулся в мир репортажей, очерков и фотографии.

Судьба баловала начинающего фотокорреспондента на знакомства и совместную работу с известнейшими журналистами. Одно имя Иосифа Будневича, легендарного фотомастера, говорит о многом. Будневич сформировал такую фотослужбу в стране, что она считалась самым мощным подразделением ТАСС в Советском Союзе. Но это все случится позже в жизни Советбека Магзумова.

Я в ту юношескую пору думал, что самый легкий жанр в журналистике — это писать новости, газетные заметки. И только когда пришел на работу в КазТАГ уже с опытом и дипломом об окончании журфака, я понял, что информация — это самый сложный жанр журналистики, — делится воспоминаниями Совет аға.

В 1970 году двадцатидвухлетний Советбек решился поступать на журфак в нынешний КазНУ им. аль-Фараби. Написал главредам "Орталық Казақстан" и "Социалистік Қазақстан" С. Оспанову и У. Багаеву с просьбой дать ему характеристику как их внештатному корреспонденту для поступления в вуз. Они не хотели отпускать работоспособного парня на учебу в Алматы, даже отговаривали. Но все же блестящую характеристику в итоге ему выдали. Так Совет аға получил путевку в мир большой журналистики.

Аппаратуры много, а мастеров мало

Я начинал карьеру как пишущий журналист, но меня всегда влекла фотография, — говорит Советбек аға. — Не зря говорили: ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото. Именно фотография является изюминкой и сердцем любой публикации. Можно написать блестяще и "убить" текст неудачным или некачественным фото. А можно невзрачную дежурную публикацию, как сейчас принято говорить, вывести в топ и привлечь внимание читателя за счет "говорящей" фотографии.

На вопрос охарактеризовать фотожурналистику прошлого и нынешних периодов аксакал сказал коротко: "Раньше мастеров было много, но был дефицит аппаратуры. Сейчас аппаратуры много, а мастеров мало".

Несомненно, немаловажную роль в становлении профессионализма фотожурналиста играют фотокамера, а также различные аксессуары к ней. Однако для того, чтобы стать хорошим фотографом, необходимо научиться ощущать окружающий мир, и тогда откроется возможность замечать в нем то, что не могут замечать остальные, считает ветеран казахстанской журналистики.

Сам Совет аға большую часть жизни провел неразлучно с "лейкой", в советские годы равных немецким фотоаппаратам Leica не было. Позже в жизни мэтра появится Nikon.

Фотограф — профессия творческая. В данную сферу приходить должны люди, имеющие способности и навыки художника, дизайнера. Сложно представить себе фотографа, у которого нет художественного вкуса, — считает Совет аға. — Да, фотографии вполне могут выглядеть четко, высококонтрастно и даже симпатично, особенно, если снимались на хорошей аппаратуре. Но они не будут обладать оригинальностью, это будет просто штатное фото. Ведь у нас, фотографов, и образ жизни "фотографический", мы живем и мыслим через объектив.

Кого только не пришлось снимать на свою камеру нашему Советбек аға. В его богатом архиве фотохроники прошлого Казахстана: Динмухамед Конаев, Еркин Ауельбеков, секретари обкомов, горкомов, труженики колхозов, совхозов... Интересный случай произошел в 1976 году, когда Советбек Магзумов прибыл собкором главного информационного агентства КазТАГ в Кокшетау.

Пришел генералом, а уйдешь солдатом

В советское время Казахстан гордился, когда собирал миллиард пудов зерна — 16 млн тонн. Шум стоял на весь СССР, к уборке привлекали все население: сельчан, студентов, военнослужащих. В те времена подсчитывали вклад каждой области Казахстана, и ту область, которая вносила наиболее заметный вклад в дело сбора урожая, награждали и публиковали фотографии тружеников этой области и их руководителей на страницах "Казахстанской правды" и "Социалистік Қазақстан", — вспоминает аксакал. — Как раз в 1976 году при сборе рекордного количества урожая отличился наш Кокшетау, и в центральных газетах появились фотографии уроженцев Кокшетау. Затем фотографии первого секретаря Кокчетавского обкома Компартии Казахстана Еркина Ауельбекова с Динмухамедом Конаевым на полях должны были появиться в областных газетах "Кокшетау правдасы" и "Степной маяк". Но Ауельбеков отказался и сказал активу, что не нужно никакой суеты. Меня вызвал главный идеолог обкома Бейсен Жумагалиев и сказал, передайте фотографии в областные газеты и поставьте подпись: С. Магзумов, КазТАГ, то есть как будто материал и фотографии поступили официально из Алматы по линии КазТАГ.

Что сказать, на фоне других управленцев Еркин Нуржанович Ауельбеков был очень простым, скромным, его уважал народ. Он не любил "светиться" в СМИ, не стремился попасть в объективы фотокамер, может, поэтому мы испытывали молчаливое благоговение к этому человеку, сказал Советбек аға.

В том 1976 году в Кокшетау было шумно. На сбор урожая прибыли военнослужащие из других регионов СССР, которые почувствовали себя вольготно, они допустили ряд аварий в селах, были замешаны в других ЧП.

Еркин Ауельбеков на областном активе о ходе уборке урожая поднял с места генерала, который командовал прибывшими военными подразделениями. Ауельбеков сказал, как отрезал: "Немедленно наведите порядок. Иначе я позвоню министру обороны Устинову в Москву. Пришел в Кокшетау генералом, уйдешь солдатом". На совещании воцарилась тишина. В течение суток порядок был восстановлен, и военные вели себя аккуратно в нашей области, — вспоминает Советбек аға.

Как фотография помогла найти дочь

Удивительная история произошла, когда Советбек Магзумов прибыл однажды в Сандыктауский район Кокчетавской области. Тогда он должен был по работе отснять кадры для областной газеты "Арқа ажары".

Когда я сидел во дворе районного детдома, увидел девочку-подростка в голубом платье, она мастерски прыгала на скакалке. Я это заметил, не удержался и сфотографировал девочку. Фотография ребенка вышла на страницах газеты как фотоэтюд, — вспоминает фотожурналист. — Потом, через месяцев 5-6 снова по работе прибыл в Сандыктауский район. Меня находит директор детского дома и рассказывает нечто интересное. Оказывается, после публикации фотографии девочки в газете, в детский дом пришел мужчина, который три дня молча ходил и наблюдал за девочкой в голубом платье.

Когда с этим человеком встретился директор детдома, тот поведал свою трагическую историю жизни. При разводе с женой он узнал, что та была беременна. Потом ему сообщили, что якобы дочка его умерла при рождении. Но мужчина искал бывшую жену и ребенка много лет. Даже в соседнюю Россию ездил и пытался вычислить местонахождение дочери. А когда увидел фотографию девочки в голубом платье в "Арқа ажары" вздрогнул, пятнадцатилетний подросток как две капли воды был похож на него. Человек не мог поверить, что его родной ребенок все эти годы жил в соседнем ауле, в детдоме.... История закончилась хэппи-эндом. Директор детдома проявил большую человечность, поднял документы девочки, где в метрике ребенка с письменных слов матери действительно были указаны данные отца, которые совпадали с документами того человека. После необходимых в таком случае судебных процедур Анар — так звали дочку — обрела отца и уехала в отчий дом в соседнее село Шантобе.

Благодаря фотографиям Советбека Магзумова произошла и другая красивая история.

10 ноября 1987 года центральная газета "Правда" опубликовала мою фотографию с уроженкой Кокшетау Марией Петровной Смирновой-Кухарской — это знаменитая санинструктор, храбрость и отвага которой во время Великой Отечественной войны потрясали всех. За годы войны она спасла более 400 воинов. Ее боевой путь отмечен высокими наградами. В 1973 году она была награждена медалью им. Флоренс Найтингейл. В СССР всего 47 медсестер были награждены этой престижной международной наградой, из них пять медсестер были гражданами КазССР, — сказал Советбек Магзумов. — Я снимал Смирнову-Кухарскую несколько раз, пытался найти удачный ракурс, свет, помню, что был недоволен собой и несколько раз переснимал мою героиню.

После того как фотография Смирновой-Кухарской появилась в газете "Правда", Марие Петровне пришло письмо из Болгарии, ее боевые соратники, болгарские санитарные инструкторы, которые пытались найти ее не один год, увидели фотографию в газете. Они позвонили в редакцию в Москве и через Советбека Магзумова получили кокшетауский адрес боевой подруги.

В нашем "Литере" Советбек Магзумов работал со дня основания газеты в 2004 году. Без его участия не обходилось ни одно редакционное задание. Не скрою, что наши материалы, интервью, репортажи главреды "Литера" подстраивали под фотографии Советбека Магзумова. Иной раз в Алматы (головной офис тогда располагался в южной столице) правили наши готовые и вычищенные тексты так, чтобы они гармоничнее сочетались с фотографиями нашего аксакала.

Жазира Букина, Астана

Новости партнеров
×