Опрос проводился с октября по ноябрь 2018 года в 17 регионах страны, среди населения (1 600 респондентов) и предпринимателей (1 100 респондентов). В исследовании применялись количественные (массовый опрос) и качественные (глубинное интервью экспертов) методы сбора информации
В СРЕЗЕ РЕГИОНОВ
Очередной замер Национального индекса восприятия коррупции (НИВК) за 2018 год показал, что в стране с 2015 года сохраняется устойчивая тенденция снижения коррупции.
За период с 2015 по 2018 годы НИВК сократился на 4,1 пункта с 52,5 до 48,4 баллов. Если рассматривать отдельно показатели индексов среди населения и предпринимателей, то Индекс населения снизился с 51,7 до 48,4 баллов и значительно снизился Индекс предпринимателей – с 57,0 до 48,8 баллов.
Динамика Национального индекса восприятия коррупции за период с 2015 по 2018 гг.
Самые высокие показатели индекса в 2018 году зафиксированы в южной части страны.
Среди населения это Жамбылская (68,2) и Туркестанская (54,1) области, а также г. Шымкент (52,7) и г. Нур-Султан (54,5).
Среди предпринимателей высокий уровень восприятия коррупции был отмечен респондентами Туркестанской области (61,4) и г. Шымкента (60,5). Кроме того, отмечается отрицательная динамика индекса в Жамбылской области: показатель увеличился на 17,6 пунктов (с 30,4 до 48 баллов).
Региональный срез динамики Индекса среди населения и предпринимателей за период с 2015 по 2018 гг.
1 НИВК – это агрегированный показатель уровня и характера восприятия коррупции казахстанским обществом. Значения НИВК ранжируются по 100-балльной шкале, где 0 баллов означает полное отсутствие коррупции и 100 баллов – абсолютную коррупцию.
Снижение НИВК за четыре года произошло в основном за счет сок ращения вовлеченности населения и предпринимателей в коррупционные отношения. Этот тренд сохраняется на протяжении 4-х лет.
Среди населения показатель вовлеченности за 2018 год сократился с 26% до 20% по сравнению с 2015 годом. При этом респонденты чаще ссылались на коррупционный опыт близких, а не на личный опыт. Среди предпринимателей уровень вовлеченности снизился с 25% до 9,8%, практически в 2,5 раза. В разрезе категорий бизнеса, чаще всего в коррупцию вовлечены акционерные общества (22%). Наибольшая доля предпринимателей, вовлеченных в коррупцию, отмечается в Туркестанской области (23%), Нур-Султане (20%) и Мангыстауской области (18%).
К ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ ДОВЕРИЯ МЕНЬШЕ ВСЕГО
По данным опроса, коррупционная ситуация чаще возникает при получении работы на госслужбе (население – 3,36, бизнес – 3,33); в сфере обеспечения порядка (работа полиции, 3,13-3,25) и в сфере высшего образования (3,02-3,13).
Среди государственных органов наиболее коррупционными в восприятии опрошенных остаются правоохранительные органы – дорожная полиция (население – 3,47, бизнес – 3,68) и местная полиция (3,15-3,04). А также органы, регулирующие строительство (3,17-3,15), земельные отношения (3,16-3,10), органы здравоохранения (3,13-2,96) и органы, ответственные за законность (суды, юстиция, прокуратура, 3,08-2,98).
Представления респондентов о коррумпированности госорганов формируются на основе информации, получаемой из СМИ и через слухи. Тем не менее причиной восприятия коррупции в тех или иных сферах повседневной жизни или госоргане все реже выступает непосредственный, личный опыт человека.
В вопросах ведения бизнеса наиболее уязвимыми сферами являются контроль над нарушениями предписаний со стороны налоговых, санитарных и пожарных служб; лицензирование или выдача разрешительных документов, распределение земельных участков.
В общественном сознании извлечение дополнительной прибыли за счет своего работодателя, а также подарки врачам или учителям в знак благодарности не считаются коррупциогенными.
Вместе с тем среди населения увеличилась доля тех, кто к фактам вымогательства относится безразлично и нестрого: 30% респондентов при столкновении с коррупцией не намерены предпринимать какие-либо действия.
Более половины респондентов из числа представителей МСБ считают, что без коррупции вполне реально вести и развивать свой бизнес. С каждым годом среди предпринимателей укрепляется представление о возможности вести бизнес в правовом поле.
По мнению населения, ключевыми причинами неофициальных платежей являются намеренное затягивание должностными лицами решения вопроса (17,2%) и правовая безграмотность (17,1%).
По мнению предпринимателей, чаще всего коррупционные действия совершаются в случае отсутствия времени на решение проблемы законным и быстрым путем (38%), а также для получения эффективной и качественной работы (37%). Коррупционная сделка предпринимателями воспринимается как взаимовыгодное решение проблемы в короткий срок и без потерь для бизнеса.
Причины неофициальных платежей для решения вопросов/проблем среди населения и предпринимателей (%)
«ДЕШЕВЛЕ ДАТЬ ВЗЯТКУ»?!
В рейтинге основных барьеров, препятствующих эффективной реализации антикоррупционной политики, выступили, с одной стороны, бюрократия, штрафы и некомпетентные чиновники, а с другой – нежелание граждан следовать процедурам и незнание своих прав. Так, население основные барьеры связывает с правовой безграмотностью граждан, их неспособностью следовать правилам и процедурам; по мнению предпринимателей, барьеры чаще связаны со стремлением быстро решить вопрос и несоизмеримостью сумм штрафов («дешевле дать взятку»). Эти данные коррелируются и с основными причинами коррупционных контактов.
«СОГЛАШАТЕЛИ» И «РАЦИОНАЛИСТЫ»
Результаты опроса показали, что в 2018 году увеличилась на 5% доля респондентов (72%), уверенных в том, что нужно бороться с любыми проявлениями коррупции, что терпеть ее нельзя.
Вместе с тем «теневые» способы решения вопросов при взаимодействии с государственными органами прочно въелись в ткань общества, стали неотъемлемой частью жизненных практик людей. В ходе исследования был выявлен региональный срез пяти поведенческих групп по передаче неофициального платежа в государственном учреждении:
I модель. 30% респондентов – «отказники» («откажусь и забуду об этом разговоре»), больше представлены в г. Нур-Султане, Акмолинской, Актюбинской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях, а также в г. Шымкенте.
II модель. 22% респондентов – «рационалисты» («сначала узнаю, сколько времени и денег уйдет на решение вопроса официальным путем, затем приму решение»), лучше всего представлены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, ЗападноКазахстанской областях и в г. Шымкенте.
III модель. 22% респондентов – «затруднились ответить», больше всего представлены в г. Алматы, Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областях.
IV модель. 15% респондентов – «законопослушные граждане» («откажусь и обращусь с заявлением о вымогательстве к вышестоящему начальству или в правоохранительные органы»), более характерны для Актюбинской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областей.
V модель. 11% респондентов – «соглашателей» («соглашусь и заплачу требуемую сумму» и «соглашусь, но буду торговаться, чтобы снизить размер вознаграждения») больше всего в Алматинской, Атырауской, Жамбылской и Западно-Казахстанской областях.
Таким образом, кросс-анализ данных показал, что во всех выявленных поведенческих группах коррупция воспринимается как однозначно негативное явление, с которым следует бороться. Однако есть две группы респондентов – 11% «соглашателей» и 22% «рационалистов», которые готовы воспользоваться коррупцией в случае необходимости, создавая тем самым среду для ее сохранения и воспроизводства. Также обращает на себя внимание доля затруднившихся с оценкой своего отношения к коррупции.
Сравнительный анализ государственных закупок и закупок в квазигосударственном секторе показал, что значительная часть опрошенных вынуждена была отказаться от участия в закупках по причине несоответствия компании квалификационным требованиям. Ключевой причиной проигрышей в тендерах, как правило, называют демпинг со стороны некоторых компаний.
Основным недостатком системы закупок в квазигосударственном секторе предприниматели считают непрозрачность деятельности компаний квазигосударственного сектора, а также большие масштабы закупок.
Для борьбы с коррупцией в квазигосударственном секторе необходимо ужесточить законодательство, строже регламентировать деятельность компаний квазигосударственного сектора для обеспечения максимальной прозрачности их деятельности.
Реализацию антикоррупционной политики на уровне государства 54% населения и 63% предпринимателей МСБ считают эффективной. Вместе с тем опрос показал зависимость положительных оценок от административного уровня. В большей степени граждане информированы об антикоррупционной деятельности политических партий и в меньшей степени – о деятельности общественных организаций и НПО. При этом 20% опрошенных готовы лично участвовать в мероприятиях по борьбе с коррупцией. Самыми популярными формами противодействия коррупции, в которых респонденты намерены участвовать, являются повышение уровня информированности своего окружения о последствиях коррупционных действий (65%), отказ от дачи взяток и незаконных платежей (63%). 41% готовы информировать компетентные органы о коррупционных правонарушениях. Данные показатели свидетельствуют, что со стороны населения существует запрос на антикоррупционные тренинги, семинары, образовательные программы по повышению правовых компетенций.
РОЛЬ ПАРТИИ
В 2018 году уровень информированности населения о «Программе «Nur Otan» по противодействию коррупции на 2015-2025 годы» по сравнению с 2017 годом остался без изменения (48%), у предпринимателей показатель значительно снизился – с 62% до 49%.
Среди партийных механизмов противодействия коррупции в большей степени население и предприниматели осведомлены о деятельности общественных приемных. Меньше всего информированы о процедурах партийного контроля.
В партии «Nur Otan» действуют различные партийные механизмы противодействия коррупции. Знаете ли Вы о них/сталкивались? (% от общего числа опрошенных)
С точки зрения экспертного сообщества, борьба «Nur Otan» против коррупции (в том числе и Программа по противодействию коррупции) требует усиления. Эксперты полагают, что в условиях широкомасштабной антикоррупционной компании, когда многих государственных служащих судят, партия должна чаще позиционировать себя как борца с коррупцией, вскрывать причины происходящих коррупционных фактов и подчеркивать необратимость наказания.
Главными антикоррупционными мерами являются ужесточение наказания и цифровизация деятельности государственных органов. Меньше всего респонденты поддерживают такие меры, как повышение заработной платы госслужащим и передачу некоторых госуслуг в конкурентную среду.
По мнению большинства респондентов, цифровизация деятельности государственных органов позволила существенным образом упростить процедуры получения различных государственных услуг, снизить уровень коррупционных рисков, а также обеспечила максимальную прозрачность процессов, связанных с государственными закупками и закупками в квазигосударственном секторе.
По мнению экспертов, методика противодействия коррупции должна отражать характер коррупции, обладать системностью и затрагивать абсолютно все уровни государственного аппарата.
Большим резервом в борьбе с коррупцией выступает активизация правовой культуры населения и предпринимателей.