Эксперт-политолог Алмаз Абилдаев: Казахстану необходимо пересмотреть свою энергетическую политику
В связи со значимостью энергетического сектора для казахстанской экономики и развитием глобализации, актуальным представляется исследование особенностей энергетической политики Казахстана как одного из факторов расширения его влияния в регионе. Об этом в материале размышляет политолог, директор Центра «Энергетические аспекты Казахстана» Алмаз Абилдаев.
Казахстану в будущем надлежит столкнуться с рядом вызовов в то время, когда еще вопросы обеспечения собственной энергетической безопасности не вполне решены.
Мы все наблюдаем переход к неоиндустриальному развитию в развитых странах мира, где сложилось понимание политической и экономической элитой процесса, по которому только усиленное промышленное развитие на базе новых технологий может обеспечить долгосрочное их лидерство. Для этого требуются огромные усилия со стороны науки и бизнеса и поддержка государства. Так как основным драйвером роста экономики Казахстана является энергетика, она могла бы выступить в авангарде перехода нашей страны на неоинновационное индустриальное развитие.
Для укрепления устойчивого развития энергетики и принятия долгосрочных решений и планов необходимо анализировать происходящие события в мире. Невозможно не принимать во внимание возможный вызов, связанный с падением потребления нефти, что может значительно понизить ценность этого ресурса и сопровождаться перестройкой мировой экономики.
В развитых странах мира идет реализация инновационного сценария по массовому развитию электрического транспорта.
Если предположить, что хотя бы 15% автомобилей в Казахстане будут на электрической тяге, то сложно представить какое колоссальное напряжение испытают наши действующие электросети и где взять новые генерирующие мощности.
Это тоже один из поводов создания в стране новой осмысленной энергетической доктрины, направленной на решение вопросов энергетической безопасности и устойчивого развития энергетики, главного источника накопления национального богатства.
Рост числа энергодобывающих стран усиливает и так большую конкуренцию за рынки сбыта. Есть риски наращивания этими новыми субъектами добычи применения новых технологий добычи (сланцевая нефть), а также наша ограниченность в физических возможностях, связанная с отсутствием выхода к морю для экспорта энергоресурсов.
Можно также предположить в будущем гипотетический политический вызов, связанный с окончанием в странах ОЭСР перехода на новый технологический уклад.
По сути, страны ОЭСР стремятся к тому, чтобы превратить свою стратегическую слабость – низкую обеспеченность энергоресурсами – в преимущество, став лидером по энергоэффективности их использования и навязав другим странам собственные стандарты в этих вопросах.
Китай также имеет планы по обеспечению своей энергетической безопасности. В настоящее время им разрабатываются планы по добыче углеводородов на своей территории, ВИЭ, активно развивается атомная энергетика.
Наблюдаемая нами мировая регионализация толкает соседей к более тесному сотрудничеству. Китай стремится снизить свою зависимость от более рисковых внешних поставок углеводородов, увеличив долю покупок у своих соседей (Россия, Казахстан). Предполагается, что в перспективе совокупность региональных энергетических коопераций станет играть все более важную роль в мировом энергетическом развитии.