Казахстан в ООН: Мир – Безъядерная зона
С обретением Независимости Казахстан вступил в новый исторический этап своего развития. Если еще тридцать лет назад многие плохо представляли, где место Казахстана на карте мира, то сегодня наша республика – полноправный игрок на мировой внешнеполитической сцене, с которым принято считаться. Во многом это стало возможным и благодаря внешнеполитическим инициативам непосредственно Первого Президента РК, Елбасы Нурсултана Назарбаева. Более того, у некоторых инициатив казахстанского внешнеполитического курса нет аналогов в мире. Это и добровольный отказ от ядерного арсенала (четвертого в мире), и усилия по всеобщему разоружению, и меры по урегулированию конфликтов на региональном и международном уровнях.
Важнейшим элементом новой внешнеполитической стратегии молодого независимого государства стала работа по налаживанию устойчивых связей с авторитетными международными организациями. Поэтапное вхождение в международное сообщество в качестве полноправного члена началось с ООН. В истории нашей страны дата 31 декабря 1991 года значится как прием Генеральным секретарем ООН официальной заявки Казахстана на вхождение в члены Организации. Официальное вступление в ряды Организации прошло на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Исторический 168-й
За полмесяца до этого, 16 декабря 1991 года, Казахстан провозгласил свою независимость путем принятия Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан», который оформил юридический статус страны как суверенного государства.
К моменту подачи заявки на вступление в ООН нашу независимость признали с десяток государств, среди которых первыми были Турция, США, Россия, Румыния, Пакистан, Украина, США, Саудовская Аравия. Все это было достаточным основанием на право республики быть членом Организации.
При рассмотрении заявки члены Совета Безопасности ООН поднимали вопрос об отношении Казахстана к проблеме нераспространения ядерного оружия. Как известно, за четыре месяца до подачи заявки, 29 августа, Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, который просуществовал ровно 40 лет. Следует сказать, что впоследствии дата закрытия Семипалатинского ядерного полигона станет отправной точкой в формировании твердой внешнеполитической позиции Казахстана, направленной на отказ от ядерного оружия и усилия по всеобщему разоружению. Венцом же действий Казахстана в этом направлении станет Манифест Елбасы «Мир. XXI век» как один из официальных документов ООН. Изложенные в нем видение и предложения по ядерному нераспространению, борьбе с терроризмом и экстремизмом стали составной частью повестки дня Казахстана в Совете Безопасности ООН в 2017-2018 годах.
Наконец, фактом признания морального лидерства республики в деле разоружения и нераспространения ядерного оружия впоследствии стало решение Генеральной Ассамблеи ООН объявить 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.
Но это будет позже главного внешнеполитического события, когда 2 марта 1992 года Генеральная Ассамблея на своей 46-й сессии приняла резолюцию, согласно которой Республика Казахстан стала членом Организации Объединенных Наций.
Таким образом, состоялось международное признание государственного суверенитета и независимости страны. На карте мира появилось новое суверенное государство – Республика Казахстан, ставшая 168-м членом Организации. Вступление Казахстана в ООН означало осуществление вековых устремлений народа к независимости и свободе, подтвердило признание его вклада в развитие мировой цивилизации. Став полноправным участником универсального международного форума, республика получила возможность полноценного интегрирования в мировое сообщество в качестве достойного партнера в международных отношениях.
В том же году Первый Президент своим Указом назначил Постоянным Представителем РК при ООН Акмарал Арыстанбекову. К слову, данный факт – назначение женщины, видного казахстанского дипломата на первую в истории страны должность постпреда в ООН – говорит о соответствующем отношении Елбасы к гендерному вопросу. Летом того же года был подписан Президентский Указ о создании Постоянного Представительства Республики Казахстан при ООН.
Впервые с трибуны ООН
Благодаря усилиям в сфере внешнеполитической деятельности Первого Президента Казахстана и его команды, мировое сообщество стало свидетелем не только неизвестного до этого прецедента – добровольного отказа государства от ядерного вооружения, но и многочисленных усилий нашей страны по нормализации обстановки как в сфере разоружения, так и в устранении потенциально конфликтных ситуаций между странами на региональном и международном уровнях.
В этой связи в немалой степени определяющее значение для восприятия мировым сообществом степени самоидентификации и собственного позиционирования молодого независимого государства имело первое выступление в ООН Н. А. Назарбаева, состоявшееся на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи в октябре 1992 года.
"Республика Казахстан как миролюбивое государство способно в полной мере выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций, вносить конструктивный вклад во все сферы деятельности этой авторитетной организации", – заявил Н.А. Назарбаев с трибуны ООН и почти сразу перешел актуальным вопросам безопасности в мире."Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий. Мы должны уяснить, в чем же суть этого неизвестного нам нового, и начать осваивать его в рамках всего сообщества, своего континента, своего региона и своей страны", – отметил Первый Президент Казахстана.
Именно на этих аспектах – мировом, региональном и страновом – Н. А. Назарбаев акцентировал внимание участников Генассамблеи. Первый аспект, по мнению Нурсултана Абишевича, это мировое сообщество и новая роль ООН в мире. В этой связи была отмечена поддержка Концепции Бутроса Гали по превентивной дипломатии, которую он назвал крайне своевременной, политически рациональной инициативой. В этой связи он предложил подумать о том, чтобы перенацелить вектор усилий Организации на предотвращение конфликтов, на их глубинный источник. Превентивность дипломатии Нурсултан Назарбаев продемонстрировал, отметив в выступлении, что «даже один прецедент с пересмотром ныне существующих границ вызовет цепную реакцию геополитического распада с непредсказуемыми последствиями». Благо, нашей республике под руководством Елбасы удалось мирно пройти сложный процесс делимитации своих границ, но были трагические прецеденты, связанные с распадом Югославии, войной за Нагорный Карабах, Южно-Осетинским конфликтом и другие.
Второй аспект, затронутый Нурсултаном Назарбаевым, касался проблем мира и безопасности в Евразии. Именно на 47 сессии Генассамблеи им была предложена идея о проведении Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которая бы открыла коридор возможностей для стран региона по выстраиванию прямого конструктивного диалога.
Актуальность этого предложения подкреплялась еще и тем, что самый населенный регион планеты был обременен многочисленными конфликтами и взаимным недоверием между рядом государств. Опасение всего мирового сообщества вызывали набиравшие оборот в Азии проблемы распространения ядерного оружия, нелегальной миграции, резкое ухудшение состояния окружающей среды, экстремизм и наркоторговля.
Поэтому идея созыва СВМДА нашла поддержку ряда азиатских государств и таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ, Лига Арабских государств (ЛАГ). В непростых условиях глобального развития институциональному становлению и укреплению СВМДА предшествовали долгие обсуждения, дискуссии, кропотливый поиск точек соприкосновения. И только спустя 10 лет, летом 2002 года, состоялся первый Саммит СВМДА, в котором приняли участие главы Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, государств и организаций-наблюдателей. Особым достижением стало участие в Саммите представителей Палестины и Израиля.
При этом Нурсултан Назарбаев всегда отмечал определяющую роль ООН, которая, по его словам, должна играть важную координирующую роль в обеспечении безопасности на азиатском континенте, а «все судьбоносные решения должны приниматься сообществом государств в рамках ООН».
Третий аспект, который затронул Первый Президент РК в своем выступлении в ООН, коснулся процессов, происходящих в СНГ. По его мнению, хрупкая конструкция Содружества, созданного в конце 1991 года, пока не в полной мере учитывает вековые традиции взаимодействия стран и народов этой части Евразии. В результате процессы перехода к экономике свободных рынков и демократии в СНГ сопровождаются нарастанием социально-экономической и политической нестабильности, обострением существующих конфликтов и порождением новых.
По его мнению, идеи о раннем обнаружении конфликтов и превентивной дипломатии могут найти в рассматриваемом случае свое практическое воплощение. В первую очередь речь идет об укреплении существующих в СНГ «зон стабильности» и постепенном расширении их границ за счет снижения напряженности в очагах конфликтов. В этих целях Генеральной Ассамблее было предложено создать региональный центр или комиссию Организации Объединенных Наций по превентивной дипломатии в Центральной Азии, а штаб-квартиру разместить в столице Казахстана.
Особое внимание в своем выступлении Первый Президент РК обратил также на жизненно важные вопросы экологии и охраны окружающей среды. По мнению докладчика, для Казахстана они воплощены как минимум в двух словах – Арал и Семипалатинск. Высыхающее Аральское море – это зона экологической катастрофы, которая требует экстренной и масштабной международной помощи. В этой связи Н. Назарбаев обозначил перед мировым сообществом проблему воды в центральноазиатском регионе, отметив, что уже сейчас необходима ускоренная разработка специальных проектов ООН, предусматривающих поэтапное эффективное решение проблемы обеспечения водными ресурсами в Центральной Азии.
Сегодня, по прошествии почти 30 лет после первого выступления Нурсултана Назарбаева в ООН, мировое сообщество признает, что эти слова Первого Президента Казахстана не только явились призывом к активизации деятельности ООН, но и были воплощены в многочисленных озвученных им внешнеполитических инициативах нашего государства на мировой арене.
Под председательством Казахстана
В 2016 году в ходе голосования в ООН 138 стран избрали Казахстан на два года в качестве непостоянного члена Совета Безопасности Организации. Казахстан должен был представлять интересы Азиатско-Тихоокеанского региона в Совете. Данный статус означает, что Казахстан на равных с другими 14 участниками СБ может предлагать к обсуждению свои резолюции, а также голосовать за предложения других стран.
Избрание Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН – историческое достижение. Это успех не только нашей страны, но и всего субрегиона Центральной Азии, который никогда раньше не был представлен в органе, отвечающем за международный мир и безопасность, –сказал в своем обращении к казахстанцам Елбасы. Он отметил, что Казахстан внесет «свой весомый вклад в поиск решений глобальных проблем. Стабильный и безопасный мир – это то, чего мы хотим для всех своих граждан»."Мы намерены заострить внимание глобального сообщества на наших инициативах. Они нацелены на построение мира, свободного от ядерного оружия и вируса войн и конфликтов. Казахстан будет работать над достижением этой благородной цели к столетию ООН в 2045 году. Мы займемся продвижением антитеррористических инициатив, выдвинутых мной на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году.
Казахстан также придаст импульс решению вопросов водной, энергетической и продовольственной безопасности. Все это насущные вопросы, которые касаются каждого", – отметил Первый Президент РК.
На этом триумф казахстанской дипломатии не заканчивается. В 2018 году Казахстан продолжил работу в СБ ООН в качестве его председателя. Открывая в январе очередное заседание Совета Безопасности в Нью-Йорке, Нурсултан Назарбаев предложил ряд мер по нераспространению ядерного оружия и укреплению доверия между странами в этом направлении.
"Считаю необходимым усложнить выход из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не подвергая сомнению ДНЯО, предлагаю рассмотреть возможность разработки специальной резолюции Совета Безопасности ООН, определяющей четкие последствия для тех стран, которые нарушают договор, включая санкционные меры или меры принуждения", – предложил Н. А. Назарбаев.
При этом Елбасы подчеркнул необходимость развивать юридически обязывающую систему гарантий ядерных держав государствам, которые добровольно отказываются от обладания атомным оружием, а также имеющим безъядерный статус.
Кроме того, он призвал мировые державы «оставить в прошлом деление стран на военные блоки, существование которых становится провоцирующим и бессмысленным в 21 веке».
"Именно здесь нужно доверие между государствами, которое слабнет с каждым годом. Свое видение общемировых антивоенных мер я изложил в прошлом году в манифесте «Мир. 21 век», в котором предлагаются действия, которые помогут к столетнему юбилею ООН построить мир без ядерного оружия", – сказал Елбасы.
Помимо ядерной угрозы, Н. А. Назарбаев отметил риск новой волны гонки вооружений с использованием научных достижений. В этой связи международном сообществу следует усилить контроль над созданием и распространением новых военных и информационных технологий.
"Меры доверия необходимы также при формировании общих подходов предотвращения милитаризации космического пространства. Все эти вопросы я считаю достойными отдельного заседания ООН", – заявил он.
В целом, по его словам, многие конфликты, происходящие сегодня, можно предупредить, эффективно регулировать, но только при наличии взаимопонимания и взаимного доверия между мировыми ядерными державами. Именно на них «лежит высочайшая ответственность перед человечеством по предотвращению ядерной катастрофы».
Позже, отвечая на вопрос журналистов, Первый Президент РК весьма своеобразно поделился впечатлениями от председательства в Совете Безопасности ООН.
"Я думал о том, что когда-то был казахским мальчишкой и сейчас председательствую в Совете Безопасности организации, которая объединяет 200 стран! То есть мы стали страной-председателем. Это произошло не потому, что мы только делаем заявления, а потому, что мы добиваемся результатов, потому, что мы вызываем доверие", – сказал Елбасы.
И, несмотря на разную политическую судьбу казахстанских инициатив на международной арене, они сыграли и играют позитивную роль в общем процессе укрепления международной безопасности и доверия в мире.