Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Проблемы детей – забота взрослых

По просьбе ЛИТЕРа Динара Закиева поделилась результатами проверок рабочей группы.
29.11.2019, 02:30
Проблемы детей – забота взрослых

25 ноября прошло Совещание с представителями региональных филиалов партии Nur Otan с участием Председателя партии Нурсултана Абишевича Назарбаева. Первый заместитель Председателя партии Бауыржан Байбек рассказал о партийном проекте "Бакытты отбасы", в рамках которого Республиканский совет по вопросам семьи и защиты прав детей провел работу во всех регионах страны под руководством правозащитника Динары Закиевой. Он сообщил о проведении заседания Совета в конце января, на котором будут озвучены предпринятые меры.

- Динара Болатовна, многие вопросы, которые члены рабочей группы поднимали еще в ходе работы в регионах, оказались, к сожалению, актуальными. Так, вопрос о закрытии надворных туалетов неоднократно поднимался еще до трагедии летом и в октябре в Жамбылской области. Поделитесь, пожалуйста, результатами проверок рабочей группы.

- Как известно, накануне мы завершили работу в областях Казахстана. Провели мониторинг деятельности порядка 1300 учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения в более чем 200 населённых пунктах. С итогами работы группы в регионах ознакомился Нурсултан Абишевич и дал поручение по решению всех выявленных проблем.

1.jpg

В ходе поездок мы проверяли школы, детские интернаты, больницы, поликлиники, кризисные центры, центры адаптации несовершеннолетних, вечерние школы и семьи казахстанцев, где есть дети. Мы также изучили работу всех местных исполнительных органов. В целом также провели анализ ситуации по 26 показателям.

2.jpg

Все проблемные вопросы конкретной области, которые мы подняли во время проверок, мы озвучили в каждом регионе на совещании с руководством области и всеми управлениями акимата. Подробно обсудили все проблемы, вопросы, которые необходимо решать.

По итогам работы мы передали Елбасы отчет о результатах, с которым Нурсултан Абишевич ознакомился и дал поручение по решению всех выявленных проблем. Сейчас мы вернулись и начали работу на качественный результат над каждым пунктом протокола каждой области совместно с государственными органами и акиматами областей.

Кабинет коррекции в Махамбетском районе Атырауской области

3.jpg

4.jpg

Сегодня уже по многим вопросам нам высылают отчеты о том, какие меры и изменения приняли, начиная от матрасов на кроватях детей в интернате г. Шымкент до обучения сотрудников в учреждениях. Если помните ситуацию по дому ребёнка в Рудном, мы организовали совместно с Управлением здравоохранения ознакомление с методиками работы в доме ребёнка в г. Нур-Султан для всех домов ребёнка Костанайской области. Недавно мы еще раз посетили детей там. В следующем году Фонд Первого Президента РК - Елбасы открывает в г. Рудном реабилитационный центр, который также возьмёт под патронаж вопросы реабилитации детей из этого Дома ребёнка.

Во время работы в регионах со всеми заключили протоколы. Например, на промежуточном отчете в Жамбылской области наша группа подняла вопросы о большом числе беременных среди несовершеннолетних, высоком уровне подростковой преступности, слабой работе межведомственной комиссии в работе с семьями, а также по инфраструктуре для детей, в том числе вопрос о надворных туалетах - как об их наличии, так и об их состоянии, который был отражён в пункте 10 протокола, подписанного 9 октября этого года. Там все это указано, и его подписал заместитель акима области.

- И как дальше развивались события?

- В течение полутора месяцев область должна была информировать о том, как решаются вопросы, какие меры будут приняты, или что уже сделано. Нам действительно выслали фотографии, например, с Жуалинского района, где тут же один туалет отремонтировали внутри и ликвидировали на улице. Во многих посещенных нами школах в разных регионах были туалеты внутри помещения, но они используются не по назначению. К примеру, под склад. А в иных – ключи находятся постоянно у директора, а дети в это время вынуждены ходить в уличный туалет. То есть, все, что требуется, - отремонтировать внутри, расширить и открыть.

Дворцы школьников 

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

Там, где надо было проводить канализацию или сделать капитальный ремонт, они строили новые туалеты в другом месте, но в любом случае это намного изменило ситуацию до того времени, пока проведут канализацию.

Хочу сказать, что вообще уличные туалеты не гигиеничны и совершенно не безопасны. Они обычно удалены от школы, и там дети нередко устраивают драки. Были зафиксированы там и факты вымогательства. Также дети там учатся курить.

В дорожную карту Партии «Бакытты отбасы» еще летом мы включили пункт по безопасности, в том числе по люкам, по освещению, по благоустройству дворов, по ликвидации надворных туалетов и их обустройству внутри школ и всех учреждений. И теперь в течение 3 лет по этой дорожной карте их должны ликвидировать и обустроить внутри.

«Ак Ниет»  ВКО

9.jpg

10.jpg

11.jpg

- А все ли благополучно с камерами наблюдения в школах?

Когда речь заходит о безопасности, зачастую, как показывает практика, не везде есть камеры видеонаблюдения. А там, где они все же установлены, они не просматриваются или нет человека, который несет за это ответственность.

Часто камеры находятся в кабинетах у директоров, которые либо бывают заняты, либо часто выходят, и, естественно, никто не ведёт наблюдение в онлайн режиме.

- Почему сложилась такая ситуация вообще с туалетами в учреждениях образования? Может, не хватает денег?

- C этим все в порядке, финансирование выделяется. На самом деле в каждой области многое делается для детей. Строятся Дворцы школьников. И мы, честно говоря, были очень обрадованы многим вещам. Даже в отдалённом Аркалыке, например, очень хороший Дворец школьников с бассейном, десятками бесплатных кружков. В сельском округе Махамбет мы видели центр для особенных детей, где все дети этого населенного пункта проводят днём время, с ними занимаются специалисты.

И так радостно, что дети ходят в такой аккуратный, красочный внутри и красивый центр. И таких примеров мы увидели множество в каждом регионе, в отдалённых селах в том числе. Строятся дома, спортивные комплексы, больницы.

Строящиеся дома

12.jpg

13.jpg

Думаю, внимание в первую очередь уделялось созданию новой инфраструктуры, каких-то глобальных вещей, что тоже важно, а вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, остались в стороне.

Однако хочется подчеркнуть в таких вопросах роль руководителя учреждения, управления акимата области, района, то есть тех сотрудников, которые постоянно работают с учреждением.

Ведь там, где была воля директора школы, управления быстро находились средства на решение многих вопросов в улучшении условий для детей, в том числе ремонт туалета внутри школы и ликвидации надворного, а также других проблем.

- Значит, снова речь идет о пресловутом человеческом факторе… Какие выводы сделали члены рабочей группы после проверок во всех областях страны?

- В январе у нас будет заседание, где мы озвучим итоги мониторинга, покажем в фотографиях все наши наблюдения и дадим системные предложения. Сейчас мы работаем с центральными и местными органами над решением многих вопросов. Хочу заметить, многие регионы правильно восприняли нашу работу как помощь в предоставлении независимого мнения.

- На какие острые моменты стоит обратить особое внимание?

- Среди наиболее ярких вопросов - отсутствие независимого мониторинга качества условий в детских учреждениях. К примеру, состояние  и условия во многих интернатных учреждениях, где, как упоминалось выше, обучаются и живут дети 10 месяцев в году, вызывает тревогу. Среди таких учреждений, а их 518 в стране, интернаты для одаренных детей, для детей с нарушениями слуха, зрения, для детей из малообеспеченных и многодетных семей. В каждом живет и учится до 400 детей от 7 лет. Большинство интернатов, медико-социальных учреждений, Домов ребенка, детских садов и школ требуют капитального ремонта, благоустройства территории, установки камер видеонаблюдения и их мониторинга. Состояние многих школьных столовых тоже требует внимания. Мы также работаем над качеством ухода и заботы о детях в Центрах оказания специальных социальных услуг, где проживают дети с особенностями от 4-18 лет, в том числе дети сироты. Там мы выявили много нарушений, и в настоящее время работаем с министерством труда и социальной защиты, чтобы поменять ситуацию для детей. Также работать будем и по Домам ребенка.

Инклюзивные детские сады с обновленным оборудованием

ф.jpg

фф.jpg

Следующим очень важным вопросом является отсутствие единого системного подхода в вопросах профилактики насилия, суицидов, ранних беременностей среди несовершеннолетних.

Третьим вопросом мы ставим работу местных исполнительных органов, а именно слабую межведомственную связь, количество кадрового состава и эффективность.

Кроме того, мы изучили и проанализировали социальные паспорта регионов, в том числе количество семей, поставленных на учет как «неблагополучные», «малоимущие».

В общей сложности изучили ситуацию по 26 показателям в каждом регионе.

Предметно говоря, например, провели анализ сколько и по каким причинам дети поступают в Центры адаптации несовершеннолетних, Дома ребенка; число детей, которых направляют в вечерние школы. Среди них также - количество ранних беременностей среди несовершеннолетних, случаев насилия в отношении детей, которые в основном происходят в семьях; преступлений среди несовершеннолетних, суициды, причиной которых в большинстве случаев являются внутрисемейные отношения и другие.

- На Ваш взгляд, что за такими явлениями стоит?

- Все это – следствие отсутствия налаженной системной работы с семьями.

Изучая работу на местах, мы выявляли семьи в разном положении, когда даже если конкретное управление или участковые службы знали, то помощь в полной мере была не оказана, и результат никто не отслеживал.

Например, были семьи, где  у детей и родителей нет документов, удостоверяющих личность; многие не посещают общеобразовательные школы.

И только после нашего вмешательства их устроили в школу, продокументировали и помогли оформить пособие на ребенка.

Если участковый знал, то почему не довёл до результата?

- Хороший вопрос.

- Была семья, в которой ребёнку 11 месяцев. Мама оставляла его одного без присмотра, жестоко обращалась. И патронажная служба не знала об этой семье.

Или другая семья в Шу, где мальчику 10 лет, живут в антисанитарии, ему не установлен диагноз и не проводится лечение. Об этом сообщал участковый, но межведомственная комиссия не принимала мер в течение года. Есть целый комплекс вопросов, которые один участковый не в состоянии решить при их выявлении.

Строительство новых больниц

а.jpg

аа.jpg

- А как обстоят дела с кадрами?

- На местах есть кадровые вопросы, с их количеством и загруженностью. На одного специалиста в акимате спускаются из центральных органов десятки дорожных карт и программ, обращений граждан. По этой причине и эффективность исполнения падает, превращая в цель быстрее отчитаться, отписаться и закрыть.

Так, например, на 2-3 специалистов отдела областной структуры возложены функции по вопросам опеки и попечительства населения целой области, а в районной – на одного специалиста – решение проблем 200 тысяч человек.

- Что предлагает рабочая группа?

- Мы предложили объединить комитеты, департаменты и создать отдельный государственный орган (Агентство) на центральном уровне по делам семьи с территориальными структурами на местах в виде управлений с вертикальным подчинением.

Для того чтобы вопросы решать более оперативно, при Управлении надо закрепить социальную службу в опорных пунктах полиции. Опорный пункт полиции курирует закрепленный участок с конкретным количеством домов, зная каждую семью и их проблемы. Таким образом, выявление и оперативные меры помощи будут работать в едином звене.

Помимо этого этот орган будет проводить независимый анализ качества условий и жизни детей.

- Это потребует дополнительных финансовых средств?

- Нет. Это будет сделано за счет перевода комитетов, департаментов, отделов из разных ведомств в одно, а также сокращения госзаказов на проведение услуг, которые носят кратковременный, несистемный эффект, в областях и на центральном уровне.

Наоборот, мы считаем, что работа этого органа, направленная на профилактику на постоянной основе, даже сэкономит бюджет, так как будет меньше последствий, затраты на которые намного больше.

Сейчас важно развернуть систему не на работу с последствиями, а на работу с причинами – так, чтобы предупреждать попадание семьи в тяжелую жизненную ситуацию.

Хотелось бы еще отметить, что мы в течение всей работы в регионах на итоговых совещаниях озвучивали очень важные факты с фотографиями и примерами. Но, к сожалению, часто СМИ обращают внимание на информацию только после того, как что-то случилось. Поэтому, отмечая роль средств массовой информации, хочется попросить, чтобы также помогали предупреждать, освещать поднимаемые советом вопросы, а также главное и результаты, чтобы мотивировать регионы на позитивные изменения.

Как мы всегда отмечаем на совещаниях в областях, посещаем в одной области до 90 учреждений и до 13 населённых пунктов. То есть если в большинстве школ в г.Шымкент мы обнаружили в столовой ненадлежащее хранение продуктов, яд для крыс на полке с продуктами или в 92 школах Сайрамского района условия, где один умывальник на улице на всю столовую, которая тоже в плачевном состоянии, то значит нужно обратить внимание и проверить все школы и столовые в этом городе, области. И если, к примеру, находили насекомых в пшене в детском саду в Атырауской области, то надо проверить все сады и так далее. И когда это освещается широко, то, естественно, эффект профилактики сильнее.

- Желаю успеха в работе!

Новости партнеров
×