Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 493.85  519.04  4.97

ЕНПФ сняли ответственность за потерянные миллиарды вагонным заводом Петропавловска

ЕНПФ информировали, что сохранность денег пенсионеров, выделенных вагонному заводу, гарантирует Банк развития Казахстана.
03.12.2019, 07:18
ЕНПФ сняли ответственность за потерянные миллиарды вагонным заводом Петропавловска

АО "ЗИКСТО" заключило мировое соглашение с АО "БРК Лизинг", согласно которому обязалось рассчитаться с долгами до конца 2019 года. Кому выгодно это соглашение и откуда предприятие возьмет без малого 7 млрд тенге – большой вопрос, передает Liter.kz.

ЕНПФ И БРК-ЛИЗИНГ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ВСЕ ХОРОШО

АО "ЕНПФ" и АО "БРК-Лизинг" откликнулись на публикацию о средствах Пенсионного фонда.

Из ответа ЕНПФ следует, что сохранность денег пенсионеров гарантирует Банк развития Казахстана, который, в случае чего, за все заплатит.

"В августе 2016 года за счет пенсионных активов ЕНПФ на рыночных условиях были приобретены облигации АО "Банк развития Казахстана" (ISIN KZ2C00003648) на сумму 17,5 млрд тенге со сроком обращения 10 лет и доходностью 14% годовых. Ежегодно данный эмитент выплачивает купонное вознаграждение по облигациям на сумму 2,03 млрд тенге (выплата 2 раза в год). Таким образом, обязательства по указанным облигациям перед ЕНПФ непосредственно несет АО "Банк развития Казахстана"», а не АО "БРК-Лизинг", АО "ЗИКСТО завод им. Кирова" (причем тут завод им. Кирова, мы не поняли) или ТОО "Вагон Строй Менеджмент", – говорится в ответе из ЕНПФ.

АО "БРК-Лизинг" тоже не увидело в происходящем ничего вызывающего беспокойство, о чем сообщил в письме в редакцию управляющий директор акционерного общества А. Аманов. (В перечне представителей руководства АО мы этой фамилии не нашли).

"Действительно Обществом (АО "БРК-Лизинг" – дочернее предприятие АО "БРК" – авт.) у АО "ЗИКСТО" приобретены вагоны. При этом сделки совершены в рамках договоров финансового лизинга, субсидии АО "ЗИКСТО" не выделялись. В настоящее время все вопросы между Обществом и АО "ЗИКСТО", касающиеся поставки вагонов, разрешены в русле гражданско-правовых отношений, в соответствии с требованиями гражданского законодательства РК. Предоставить более подробную информацию относительно совершенных действий не представляется возможным, поскольку она отнесена к коммерческой тайне и согласно действующему законодательству ограничена в использовании. Одновременно с этим сообщаем, что возврат привлеченных для покупки вагонов средств АО "ЕНПФ" и вознаграждения за их использование осуществляются в соответствии с утвержденным графиком", – написал Аманов.

Поскольку судебные акты не являются информацией ограниченного доступа, мы решили посмотреть, настолько ли все безоблачно в этой истории с пенсионными деньгами и вагоностроительным заводом.

НЕ ДО СТРОИТЕЛЬСТВА ВАГОНОВ!

Несмотря на получение двух десятков миллиардов тенге, в 2018 и 2019 годах АО "ЗИКСТО" явно было не до строительства вагонов. Завод увяз в судебных процессах, где выступал исключительно ответчиком. Истцы, с которыми у предприятия были заключены договоры на поставку грузовых вагонов, методично взыскивали неустойки за срыв сроков поставок.

Так, в сентябре 2018 года в специализированный межрайонный экономический суд города Нур-Султан с иском о взыскании неустойки в сумме свыше 542 млн тенге обратилось АО "Қазтеміртранс".

"31 августа 2017 года между АО "Қазтеміртранс", АО "ЗИКСТО" и АО "БРК-Лизинг" заключен договор купли-продажи вагонов, в соответствии с которым ответчиком принято обязательство передать в собственность АО "БРК Лизинг", а АО "БРК-Лизинг" после оплаты в дальнейшем передать в лизинг в пользу истца по договору финансового лизинга полувагоны. В соответствии с графиком поставки к договору ответчик обязался передать 170 полувагонов в 2017 году, за 4 месяца 2018 года – 470 полувагонов, всего – 640 единиц полувагонов. Однако в нарушение условий договора, ответчиком фактически произведена поставка полувагонов – 240 единиц, отставание от графика поставки (на тот момент – авт.) – 400 единиц полувагонов", – говорится в решении суда.

Представители завода "ЗИКСТО" объяснили отставание от графика простоем производства "из-за дефицита железнодорожных комплектующих", тех самых, за которые они рассчитались с ТОО "Проммашкомплект", ТОО "R.W.S. Wheelset", ТОО "ТрансКомплектДеталь" пенсионными миллиардами. Более того, представители "ЗИКСТО" почему-то стали оправдывать непоставку комплектующих своими необязательными партнерами "удорожанием материалов, в результате которого поставщиками комплектующих были сорваны графики поставки".

Заводу "ЗИКСТО" тогда удалось разве что снизить размер штрафных санкций, которые согласно договору составляют 5% от суммы непоставленного товара. Суд счел их пояснения относительно требований истцов, которые превышают пятипроцентный рубеж, убедительными, в результате с завода была взыскана сумма неустойки в размере 301 млн 539 тысяч тенге вместо полумиллиарда, и госпошлина – в сумме свыше 9 млн тенге.

Третьего апреля 2019 года АО "Қазтеміртранс" взыскал с АО "ЗИКСТО" пеню в 752 тыс. тенге. А девятого августа этого же года еще одну неустойку в размере 50 млн тенге и госпошлину в сумме 1,5 миллиона тенге!

Всего по данным, приведенным в решении межрайонного экономического суда города Нур-Султан от 9 августа 2019 года, АО "ЗИКСТО" должно было поставить АО "Қазтеміртранс" 1 000 грузовых вагонов, но фактически не выполнило и половину обязательств, поставив всего 309 вагонов.

В таком случае, можно ли считать, что основная цель крупномасштабного проекта по производству железнодорожных платформ и грузовых вагонов отечественного производства посредством лизингового финансирования была достигнута? Налицо обратный эффект, страна так и не получила обещанные вагоны, а завод, получивший пенсионные деньги, окончательно запутался в долгах.

Один из лизингополучателей – АО "KTZ Express", которому повезло больше других, (вагоны он получил, хоть и с нарушением графика), все равно высудил с петропавловского завода неустойку в сумме 40 000 000 (сорок миллионов) тенге (!) и возмещение судебных расходов по уплате госпошлины в размере 1 200 000 тенге.

Примечательно, что представители АО "ЗИКСТО", оспаривая многомиллионные иски, пытались вменить в вину лизингополучателям то обстоятельство, что те не пытались расторгнуть с ними договоры, несмотря на предупреждение, что завод не в состоянии выполнить их условия. Спрашивается, почему "KTZ Express", "Қазтеміртранс" должны действовать себе в убыток? Ведь расторгнув договоры, они лишились бы права взыскать неустойку и пеню с виновника, что совершенно не выгодно ни одному предприятию.

Скорей можно поинтересоваться у руководства самого АО "ЗИКСТО": почему они подписали дополнительные соглашения с ТОО "Проммашкомплект", ТОО "R.W.S. Wheelset", ТОО "ТрансКомплектДеталь", которые не поставили им комплектующие и запчасти, таким образом расторгнув договоры о поставках? Ведь теперь они не могут взыскать с них убытки, и им приходится платить за все из своего кармана!

КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ, ТОМУ ГЛАЗ ВОН!

Четвертого ноября Специализированный межрайонный экономический суд города Нур-Султан рассмотрел гражданское дело по иску АО "БРК-Лизинг" к АО "ЗИКСТО" о взыскании задолженности в размере 6 987 177 929,63 тенге. Стороны обратились с ходатайством об утверждении мирового соглашения, датированного 29 октября 2019 года. Суд посчитал возможным его утвердить, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

Согласно этому мировому соглашению АО "ЗИКСТО" приняло на себя обязательства, которые в свете его сегодняшнего финансового положения выглядят невыполнимыми. В срок до 15 ноября завод обязался выплатить "БРК Лизинг" часть задолженности по договору в сумме свыше 1 млрд 209 млн тенге, перечислив деньги на счет истца. Кроме того, завод обещал погасить просроченную задолженность по Договору финансового лизинга от 3 мая 2018 года в сумме не менее 69 551 661,81 тенге.

АО "ЗИКСТО" также обязалось в срок до 30 декабря 2019 года найти новых покупателей-лизингополучателей на 188 вагонов-платформ, которые уже изготовлены, но заводчане не могли поставить их "Қазтеміртрансу" из-за отсутствия колесных пар, не поставленных из Экибастуза. Завод пообещал передать готовые вагоны-платформы новому покупателю-лизингополучателю, таким образом перекрыв долг перед БРК-лизинг на общую сумму свыше 4 млрд 679 млн тенге. Где он возьмет на это деньги и откуда достанет комплектующие и запчасти – не понятно. Либо, если на железнодорожные платформы все-таки не удастся так быстро найти покупателя, в этот же срок, до 30 декабря, АО "ЗИКСТО" обязалось выплатить сумму задолженности в размере 5 млрд 777 млн 213 тыс. тенге перечислением на текущий счет истца.

СКАЖИТЕ, КИСА, ЭТО ВЫ НАРОЧНО?

На брифингах в 2017 году участники проекта рассказывали, что освоение средств ЕНПФ позволит увеличить объемы производства в сфере железнодорожного машиностроения. Производство грузовых вагонов планировалось увеличить в 15 раз! Планировалось покрыть потребности АО "НК КТЖ" в грузовых вагонах, снизить уровень износа подвижного состава к 2020 году на четверть! В итоге проект (во всяком случае, на вагоностроительном заводе в Петропавловске) не выполнен, а пенсионные миллиарды зависли на счетах трех предприятий. Сумма дебиторской задолженности ТОО "Проммашкомплект", ТОО "R.W.S. Wheelset", ТОО "ТрансКомплектДеталь" АО "ЗИКСТО" составляет порядка 7,3 млрд тенге, о чем говорится в неотправленном письме Президенту.

При этом руководство АО "ЗИКСТО", в лице бывшего генерального директора Сергея Непомнящего, председателя Совета директоров АО "ЗИКСТО" Андрея Дуобы, и не подумали обращаться в суд с иском о взыскании неустойки и пени, как это делали все это время АО "KTZ Express" и АО "Қазтеміртранс" в отношении самого завода. Почему? Более того, как уже говорилось ранее, руководство предприятия, в лице Сергея Непомнящего, в апреле 2019 года подписало дополнительное соглашение о расторжении договоров о поставках с тремя вышеназванными заводами, лишив себя возможности взыскать с них понесенные убытки.

Расторжение договоров о поставках можно было бы отменить через суд и сегодня, как убийственное для АО "ЗИКСТО", но этого почему-то не делает и новый генеральный директор Ренат Шамсутдинов. Можно также провести процедуру реабилитации, но директорат не предпринимает и такого шага для спасения предприятия. Почему? Кому-то нужно его обанкротить? Почему вообще не принимаются никакие меры по защите интересов предприятия?

Андрей Дуоба является единственным участником ТОО "Премиум ВагонКомплект", предприятия, специализирующегося на "оптовой торговле широким ассортиментом товаров". Оно было создано в июле 2015 года в Экибастузе, а уже в августе этого же года стало владельцем контрольного пакета (54% акций) АО "ЗИКСТО" рыночной стоимостью около 3 млрд тенге, если исходить из оценки ТОО "Оценка и Экспертиза" от 15 июня 2016 года! Откуда у нового ТОО такие средства?

Вопросов в этом деле гораздо больше, чем ответов. На кону судьба завода, выполнявшего гособоронзаказы, предприятия более чем со столетней историей. В заявлении в правоохранительные органы, которые были поданы при смене руководства предприятия минувшей весной, говорится о злонамеренности совершенных сделок бывшим (а теперь снова действующим) руководством АО. Учитывая, что это предприятие с государственной долей участия, хорошо бы провести тщательное расследование происходящего. Редакция Liter.kz продолжит следить за дальнейшим развитием событий и будет сообщать о результатах расследования.

27 ноября 2019 года корреспондент Liter.kz сообщил, что единственному в РК предприятию по производству грузовых вагонов – АО "ЗИКСТО" – через АО "БРК-лизинг" в 2017 году было выделено более 20 млрд тенге ЕНПФ. 

Новости партнеров
×