"Прикосновенная напасть", турецкий гамбит и прорыв Узбекистана – обзор мировых новостей
Как стать страной года и увеличить "армию" ответственных и честных чиновников? Ответы на эти вопросы – в "наглядном пособии" от Liter.kz.
Похоже, мир захлестывает "эпидемия" лишения неприкосновенности, как способ повышения чиновничьей самодисциплины. При этом "вирус" демонстрирует высокую степень "заразности". Сначала он проявился в Узбекистане, в рядах прокуроров и работников служб государственной безопасности. До сих пор тех из них, кто не особо заморачивался над рья-ным соблюдением норм административного кодекса и, к примеру, раз за разом нарушал правила дорожного движения, могли штрафовать только по согласованию с вышестоящим руководством.
Теперь же исполнительные органы могут применять к ним меры административной ответственности напрямую, минуя сложную процедуру согласования. К примеру, военно-служащих службы государственной безопасности в Узбекистане не могли привлечь к административной ответственности, если на то не даст "добро" председатель СГБ, начальники управлений по Каракалпакстану, областям и Ташкенту. А работники органов прокуратуры в случае дисциплинарных проступков были под защитой вышестоящих прокуроров, которые решали – наказать или нет провинившихся подчиненных.
Получается, что те из работников, кто с начальством на "короткой ноге", гипотетически могли вообще остаться безнаказанными. А может, и оставались, раз гарантию неприкосновенности решили исключить сразу из двух законов Узбекистана – "О службе государственной безопасности" и "О прокуратуре". Отныне же для привлечения работника к административной ответственности согласия руководств не требуется. По мнению узбекских законодателей, а соответствующие поправки уже одобрены Сенатом Республики Узбекистан, это повысит ответственность работников прокуратуры и СГБ.
По всей видимости, такую же цель преследовали и украинские депутаты, большинством голосов проголосовав за отмену парламентского иммунитета. Только в отличие от Узбекистана украинские поправки коснулись Уголовно-процессуального кодекса. В соответствии с ними депутатов Верховной Рады могут привлечь к ответственности, задержать и заключить под стражу без согласия парламента, достаточно только слова генпрокурора Украины. Исключения составляют лишь результаты голосований либо какие-то нелестные высказывания в парламенте, кроме откровенных оскорблений и клеветы. Во всех остальных случаях нарушения Закона согласно принятому законопроекту парламентарии будут нести юридическую ответственность.
Остается только гадать, кто же следующий окажется во власти "не терпящего чиновничью неприкосновенность вируса" и может ли этот "вирус" пересечь океан? Право, любопытно было бы узнать, изменится ли как-то внешняя политика, например, США, если парламентская неприкосно-венность перестанет действовать не только на случаи преступления или акта коррупции. Кому тогда будет грозить Президент Турции Тайип Эрдоган? Турецкий лидер вновь продемонстрировал свою достаточно смелую политическую линию, заявив о возможном закрытии баз Инджирлик и Кюреджик, расположенные на территории его страны, и используемые американскими военными для раннего оповещения о ракетном нападении.
"Для обеих сторон очень важно, чтобы США не предпринимали шагов, которые будет невозможно исправить в наших отношениях. Конечно, Турция даст ответ на любые санкции США. Мы сядем и решим. Если нужно будет, то закроем и Инджирлик, и Кюреджик", - сказал Эрдоган в эфире телеканала A Haber.
Глядишь, и звание "страны года" по версии издания The Economist Америке бы отдали, как самому мудрому государству, придерживающемуся золотому правилу помощи – помогать только тогда, когда тебя об этом просят! А пока же страной года The Economist объявил Узбекистан (эта страна вообще на этой неделе была в топе мировых новостей), где за год "упразднили рабство" - в современном Узбекистане граждане уже не боятся публично критиковать избирательную компанию и упрекать власть в недостатках. Разрешили работать иностранным журналистам, открыли больше пограничных переходов и приняли решение закрыть одну из самых суровых тюрем - "Жаслык".
"Ни одна другая страна не продвинулась так далеко", - высказывает свою точку зрения The Economist.
Под занавес недели мировое сообщество потрясла стрельба у здания ФСБ России, в результате которой погиб сотрудник спецслужбы и пострадало пять человек, в том числе один гражданский. Очевидцы происшествия рассказывали, что поначалу приняли выстрелы и хлопки за фейерверк. И только тогда, когда полицейские, регулирующие движение на Кузнецком мосту, стали кричать людям, чтобы они убегали, бросились врассыпную.
По сообщениям ряда российских СМИ, стрелявшим оказался 39-летний уроженец Московской области Евгений Манюров. Но официального подтверждения этой информации пока нет. Известно только, что стрелок нейтрализован.