Самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air ранее уже оказывался в центре скандала
В Казахстане в разные годы зафиксированы инциденты с участием Fokker-100. К примеру, в июле 2014 года в аэропорту Атырау взлет этого самолета был прерван по техническим причинам — из-за рассогласования вычислительной системы управления вследствие выхода из строя предохранителя по постоянному току, передает Liter.kz.
В 2005 году с участием самолетов Fokker, эксплуатировавшихся тогда авиакомпанией Air Astana, в отечественных аэропортах произошло целых два инцидента — отказали двигатели. Впрочем, согласно заверениям пилотов, безопасности полетов эти технические сбои не угрожали, однако в январе 2006 года предписанием Генпрокуратуры полеты этих воздушных судов в Казахстане были приостановлены. Собранная отечественная комиссия в том же году признала предписание надзорного органа нецелесообразным и причиной происшествий с Fokker объявила неподготовленность наземных служб казахстанских аэропортов и сложные климатические условия в Казахстане.
Что касается других стран, то одна из первых крупных катастроф с участием самолета Fokker 100 произошла в 1993 году в аэропорту Скопье, Македония. 5 марта 1993 года воздушное судно компании Palair Macedonian Airlines вскоре после вылета в направлении Цюриха стало терять подъёмную силу и упало. Погибло 83 человека, выжило 14. Причина падения - обледение крыльев самолета. 31 октября 1996 в Бразилии через 25 секунд после взлета упал ещё один Fokker 100, врезавшись при этом близлежащие здания, погибли 95 человек, находившихся в самолете и 4 на земле.
Fokker 100 (Фоккер 100) является узкофюзеляжным реактивным пассажирским самолетом для региональных перелетов, разработанным авиаконцерном Fokker в ноябре Нидерланды в ноябре 1983 году . Эта серия была разработана взамен предыдущей серии Fokker F28. Разработка новой модели Нидерландами началась еще с конца 70-х г.г. Изначально разработанная модель была названа Super F28. Но после пришли к одноименному названию Fokker 100. Если сравнивать с предыдущей моделью, то Фоккер 100 имеет фюзеляж длиннее на 5,51 метров, что преимущественно позволило увеличить пассажировместимость до 107 мест (в предыдущей модели F28-4000 -85 мест). Также был изменен механизм крыла и размах увеличен на 3 метра, что дало лучшую аэродинамику самолета. Изменения коснулись и дизайна салона, а также оборудования внутри самолета. Самолет Фоккер 100 имеет два турбореактивных двигателя с силовой установкой. Первый тестовый полет был осуществлен 30.11.1986 года. После тестового полета Фоккер тестировали еще год и совершено было полетов на 1100 часов. Сертификация была получена -27.11.1987 года.
Дата начала серийного производства – 1988 год. Первым заказчиком стала европейский авиакомпания Swissair, сделавшая заказ в июле 1984 года на поставку 8 единиц данной серии. Первый самолет был поступил 08.02.1988 года. 03.04.1988 года авиакомпания запустила регулярный рейс из Цюриха в Вену.
Основные поставки и дата начала осуществления коммерческих рейсов авиакомпаниями мира начались с 1988 года. Кроме авиакомпании Швейцарии Swissair, также заказчиками сразу выступили KLM -10 ед, American Airlines -85 ед.
Авиастроительная компания Фоккер в 08.07.1988 года запустила самолет с более мощным и производительным двигателем F100 Tay 650, что и привлекло еще больше авиакомпаний мира. Данная улучшенная модель была сертифицирована в Голландии 30.05.1989 года. Уже 01.07.1989 года авиакомпания US Airways получила первый самолет. Всего было заказано авиакомпанией -40 единиц с увеличенной мощностью двигателя. В отличие от Эмбраер, Фоккер можно было использовать с суровых климатических зонах свыше -40 градусов.
Производство Fokker 100 прекращено в 1997 году.
Всего произведено -283 самолета.
Из-за неправильного управления, производство компании Фоккер привело к убыткам, несмотря на большой спрос на данную модель. Компания Fokker прекратила свою деятельность 15 марта 1996 года. Если себестоимость самолета обходилась в 24-25 млн. долларов США, то самолеты на рынке продавались за 21 млн. долларов США, что была возможность конкурировать с аналогичными самолетами других производств. Техническое обслуживание Fokker в наши дни исполняет компания Fokker Services.
Основными заказчиками и эксплуатантами являются следующие авиакомпании (информация на 2015 г.):
Network Aviation Australia (Австралия)-12 ед.
Bek Air (Казахстан)- 7 шт
Alliance Airlines (Австралия)-13 шт
Air Niugini (Папуа Новая Гвинея)-7 ед.