Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Чем закончилась история с пропавшими 20 миллиардами тенге на вагонном заводе в Петропавловске

Продолжение нашумевшей истории о петропавловском заводе по выпуску вагонов.
27.12.2019, 09:21
Чем закончилась история с пропавшими 20 миллиардами тенге на вагонном заводе в Петропавловске

Мы уже рассказывали о том, как 20 млрд тенге, выделенных из средств ЕНПФ заводу «ЗИКСТО», ушли непонятно куда. На этом история не закончилась, корреспонденту Liter.kz удалось выяснить новые подробности.

В 2016-2017 годах АО «ЗИКСТО» получило на производство вагонов свыше 45 млрд тенге пенсионных денег. Всего для обновления железнодорожного парка РК планировалось использовать более 65 млрд средств ЕНПФ.

25.завод 3.JPG

Помимо 17,5 млрд тенге средств ЕНПФ, которые в рамках лизингового финансирования железнодорожной отрасли были выделены заводу «ЗИКСТО» в 2016 году, в 2017 году предприятие получило еще более 28 млрд тенге средств ЕНПФ. Ни ЕНПФ, ни «АО «БРК-Лизинг» в своих ответах на публикацию в газете («20 млрд пенсионных денег «потерялись» на вагонном заводе в Петропавловске», 27 ноября 2019 г.) ни словом не обмолвились об этом. Как умолчали они и о скандале, связанном с эксплуатацией первых вагонов, построенных в рамках лизингового финансирования.

ТИХИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ

Дело в том, что бывший гендиректор АО «ЗИКСТО» Сергей Непомнящий и директор ТОО «ВагонСтройМенеджмент» Ринат Шамсутдинов (первый лизингополучатель – авт.) умудрились то ли в целях экономии, то ли по иной причине натворить делов, указав в договоре гарантийный ремонт несущих конструкций грузовых вагонов через три года. Как выяснилось, тем самым они нарушили межгосударственные стандарты стран ЕАЭС, которые предусматривают применение комбинированного метода периодичности ремонтов.

Чтобы было понятно, поясним: применение комбинированного метода связано с интенсивностью эксплуатации вагонов, громадными территориями, по которым приходится ездить нашим поездам. Согласно комбинированному методу, первый ремонт несущих конструкций вагонов полагается делать после пробега в 210 тыс. км. В случае же непрохождения данного пробега полагается гарантийный ремонт через 3 года. А теперь представьте, сколько может намотать железнодорожный транспорт, перевозящий грузы по маршруту «Западный Китай – Западная Европа» на наших просторах? И нужно ли ждать 3 года, чтобы поезда проехали эти самые 210 тыс. км?

За 2018-2019 год на ҚТЖ и Беларусской железной дороге стали регистрироваться массовые случаи отцепки вагонов из-за износа несущих конструкций (более 1 200 случаев), что создало серьезную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта. Беларусы стали предъявлять претензии, так что представителям ҚТЖ в сентябре этого года пришлось выезжать в Брест для урегулирования конфликта. Эта ситуация авторитета изготовителю вагонов – петропавловскому заводу, безусловно, не прибавила, да и финансово пришлось вложиться, чтобы исправить ошибки. Хорошо, что не случилось никаких аварий, и дело оказалось поправимым. Чего не скажешь о ситуации с использованием пенсионных активов, полученных заводом «ЗИКСТО» в 2017 году.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Недавно, когда в Парламенте рассматривали поправки в законодательные акты по вопросам железнодорожного транспорта, спикер Сената Дарига Назарбаева заявила, что весь вагонный парк в стране устарел. Все согласились, что это непростительно, учитывая расположение Казахстана в самом центре Евразии и связанный с этим огромный транзитный потенциал нашей страны. Так что с направлением средств ЕНПФ на развитие железнодорожной отрасли вряд ли кто-то стал бы спорить, если бы деньги пошли в дело! Но фактически железнодорожные компании получили лишь четвертую часть от общего количества вагонов, которые им предусматривалось передать согласно договорам 2017 года. Теперь им остается хоть пеню и неустойки взыскивать, раз договоры не исполняются («ЕНПФ сняли ответственность за потерянные миллиарды вагонным заводом Петропавловска», ЛИТЕР, 3 декабря 2019 г.).

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять – от сложившейся ситуации дурно пахнет. За два года – 2016 и 2017 – на завод пролился денежный дождь (45 млрд тенге – это более 117 млн долларов), но вместо подъема производства у «ЗИКСТО» началось какоето денежное «несварение». Напомним, до полной остановки в 2019 году предприятие уже с осени 2018 года стало работать в режиме неполного рабочего времени. Это при толстенном портфеле заказов и куче деньжищ на их выполнение.

ДЕНЕЖНЫЙ ДОЖДЬ

Судите сами. 31 августа 2017 года между АО «ЗИКСТО», АО «БРК-Лизинг» и ТОО «ҚТЖ-Экспресс» был заключен долгосрочный договор на сумму свыше 33 млрд 260 млн тенге на производство около 2 000 вагонов разной модификации.

Этим же днем – 31 августа 2017 года – датирован другой договор на сумму свыше 15 млрд 76 млн тенге. Лизингополучателем по второму договору выступила еще одна железнодорожная компания – «АО «Казтемиртранс», для которой завод должен был произвести 1 000 вагонов.

То есть одних договоров в 2017 году заключено более чем на 48 млрд тенге! А если посчитать вместе с предыдущим годом, то завод должен был работать в три смены и без выходных, чтобы отработать все эти «ярды», направленные на модернизацию железнодорожной инфраструктуры страны. Всего на производство вагонов планировалось потратить 65 млрд тенге средств ЕНПФ, это порядка 170 млн долларов!

25.завод 2.JPG

Даже если учесть, что завод получил авансом не всю сумму по двум договорам 2017 года, все равно на предприятие буквально пролился денежный дождь.

По первому договору «БРК-Лизинг» перечислил АО «ЗИКСТО» аванс в сумме свыше 16 млрд 600 млн тенге, из которых завод произвел продукции немногим более чем на 6 млрд тенге. По второму договору завод «ЗИКСТО» получил предоплату в сумме 11 млрд 645 млн тенге, а произвел продукции миллиарда на четыре, оставшись должным около 7 млрд тенге. Всего вместо порядка 3 тысяч вагонов по лизинговой программе завод изготовил около 700 и, по данным на август-сентябрь 2019 года, задолжал одному только АО «БРКЛизинг» больше 17 млрд тенге.

И вряд ли у предприятия есть средства, чтобы погасить эти долги. Ему бы до конца года достроить 188 вагонов-платформ, часть которых много месяцев стоит под открытым небом, что вряд ли благотворно сказалось на качестве узлов и деталей изделий.

ЕСТЬ ПЛАН!

Если с долгами самого «ЗИКСТО» перед АО «БРК-Лизинг» и железнодорожными компаниями все понятно и даже подтверждено материалами судов, то с деньгами, которые задолжали самому заводу недобросовестные партнерыпоставщики комплектующих, не понятно ничего! С сентября 2019 года в этом деле пытается разобраться Департамент экономических расследований СКО.

Недавно руководитель Департамента Бакыт Қайшыбеков сообщил ЛИТЕРу, что расследование по уголовному делу о железнодорожных миллиардах, приостановленному в связи с ожиданием ответа на международное поручение из РФ, вновь возобновлено.

Между тем генеральный директор АО «ЗИКСТО» Ринат Шамсутдинов (бывший директор ТОО «ВагонСтройМенеджмент», ТОО «ЗИК 100», переименованного в ТОО «ВМС») выкроил время, чтобы потребовать от редакции документы, на основании которых готовилась публикация в газете.

Но ведь АО «ЗИКСТО» принадлежит к числу предприятий публичного интереса (Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Это руководство завода должно предъявлять акционерам, которых около 4 тысяч, и другим гражданам документы, влияющие на судьбу АО. Особенно учитывая, что свыше 42% акций принадлежит государству. Но на сайте АО «ЗИКСТО» картинок больше, чем информации, да и в финансовой отчетности, публикуемой на сайте Министерства финансов, тоже нет ничего информативного по теме, которая интересует общество.

Что за люди заварили всю эту кашу, толкнувшую «ЗИКСТО» в долговую яму? Как они приобретают контрольные пакеты акций больших заводов, да еще и новые строят? В Казахстане с 2009 года действует Закон «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем», который велит выяснять, откуда у инвесторов деньги? Мы никого ни в чем не обвиняем. Может, это все хорошие люди, но в свете нехорошей ситуации на вагоностроительном заводе Петропавловска, который кормит несколько тысяч жителей города, появляются вопросы.

Например, единственным учредителем ТОО «R.W.S. Wheelset», получившего с легкой руки Сергея Непомнящего, «беспроцентный кредит» в сумме свыше 11 млрд пенсионных денег – Александр Самуилович Слободов. Человек с такими же фамилией, именем и отчеством был коммерческим директором Владимирского тракторного завода, который благополучно обанкротился в 2018 году. С Владимирской областью РФ связана и судьба самого Сергея Непомнящего, который зарегистрирован в городе Муроме Владимирской области и тоже работал в России по схожему профилю.

Кто такой Андрей Дуоба, на чье имя зарегистрировано несколько предприятий в Экибастузе? Откуда у него появилось несколько миллиардов тенге на приобретение 54% акций АО «ЗИКСТО»? Со скромного стульчика торговца широкого профиля человек пересел в кожаное кресло члена Совета директоров АО «ЗИКСТО», вершителя судеб нескольких тысяч акционеров, а о нем никто ничего не знает!

В пресс-релизе, который недавно распространило АО «БРК-Лизинг», говорится, что «разработан план мероприятий, по которому принимаются соответствующие меры без дополнительных финансовых затрат со стороны государства» с целью вернуть вагоностроительный завод к жизни.

Детали «плана мероприятий» в пресс-релизе не раскрываются. Но хочется верить, что он отличается от плана, реализованного командой управленцев «ЗИКСТО» под эгидой бывшего генерального директора Непомнящего, когда миллиардные долги экибастузских поставщиков были кратно сокращены легким росчерком пера под дополнительными соглашениями, увеличившими стоимость уже переданной «ЗИКСТО» продукции.

Новости партнеров
×