Так уж совпало, что по итогам этой недели главными героями новостных лент Казахстана стали отечественные полицейские. Сначала в свете грядущей полицейской реформы, по своему содержанию, если честно, пока весьма поверхностной. А затем им пришлось немало побегать за солдатом, неизвестно с какой целью сбежавшим с целым запасом оружия.
Главный полицейский страны Ерлан Тургумбаев на правительственном часе в сенате презентовал реформу полиции. Структуру МВД в ближайшие три года ждут кардинальные изменения. По крайней мере, так говорят те, кто разработал дорожную карту по реализации реформы полиции.
Остается надеяться, что главные козыри реформаторы приберегли на потом (известно, что модернизация органов внутренних дел будет проходить поэтапно в течение трех лет). Потому что на данный момент все планы МВД относительно преобразований внутри своего ведомства никак не тянут на кардинальные имиджевые изменения. Скорей, на легкое обновление перед весной!
Да простят нас полицейские страны за столь женское сравнение, но, право, наивно, господа офицеры, полагать будто новый стандарт поведения для сотрудников, будь он хоть тысячу раз их «настольной книгой», сможет реально повысить уровень доверия казахстанцев к работе полиции. А сегодня стражам порядка больше все же не доверяют. По данным социологического опроса, «с утверждением о том, что органам полиции можно доверять полностью согласны всего 38,3 процентов респондентов».
Получается, что полиции не доверяют свыше 60 процентов казахстанцев. Практически в унисон этому социологическому исследованию прозвучала статистика коррупционных преступлений среди стражей порядка, озвученная депутатом Владимиром Волковым. За последние три года за коррупцию в Казахстане осуждено 1066 полицейских. МВД входит в пятерку самых коррумпированных госорганов. Это уже результаты мониторинга от антикоррупционной службы.
Известно также, за что чаще всего полицейские брали взятки: следователи – за не привлечение к уголовной ответственности, участковые инспекторы – за то же самое, только в рамках административного кодекса, а также за послабление пробационного контроля ранее осужденных лиц, инспекторы дорожно-патрульной службы – за увод от административной ответственности при нарушении правил дорожного движения. И это повсеместно. Как отметил народный избранник, «коррупционные преступления в полиции характерны для всех регионов республики». Ну а лидерами стали Нур-Султан, Алматы, Шимкент и Жамбылская область, где только в прошлом году за коррупцию осудили 42, 26, 23 и 19 сотрудников соответственно. И это лишь одни из немногих проблем в правоохранительных органах.
Но главный удар по коррупции в МВД, видимо, только готовят. Пока же здесь в наличии только стандарт с расписанием базового алгоритма поведения в той или иной ситуации. И то еще не утвержденный. Правда, по словам Ерлана Тургумбаева, дело это самого ближайшего будущего. Министр МВД подробно рассказал о содержании стандарта. Так, например, в документе будет прописано, как полицейский должен подойти, как должен обращаться с гражданином, как он должен реагировать, если в отношении него проводится видеосъемка, как реагировать при семейных скандалах, либо при пресечении нарушения общественного порядка. «Это будет настольная книга любого полицейского!», - отметил генерал.
А вот интересно, будут ли в этой «настольной книге» прописаны рекомендации, как полицейским удержаться от соблазна не брать взяток во время службы? Может, разработчикам дорожной карты по реализации полицейской реформы стоит об этом подумать, пока новый стандарт еще не утвержден?
Кстати, о несовершенствах разработанной дорожной карты говорят и общественники, создавшие в социальных сетях инициативную группу «Требуем реформы МВД РК». Более подробно ознакомиться со всеми их замечаниями можно тут.
И еще на тему модернизации. Охранять прокуратуру и суды скоро будут не полицейские, а сотрудники охранных организаций. По словам министра внутренних дел Казахстана, сейчас прорабатывается вопрос относительно передачи функций по охране 622 объектов в конкурентную среду. Это: налоговые службы, Казначейство, склады госматрезерва, суды и прокуратуры.
“На сегодня у нас 12 тысяч сотрудников полиции, которые просто охраняют объекты. То есть мягко говоря, он сторож – утром заступает, охраняет и вечером уходит. Он не несет никакой нагрузки по раскрытию преступлений, он не работает по профилактике правонарушений», - заключил Ерлан Тургумбаев.
Немало шума на этой неделе произвел побег 25-летнего военнослужащего-контрактника из воинской частью в Туркестанской области Абылая Балгынбая. Младший сержант не только самовольно покинул место службы, но еще и прихватил с собой нехилый арсенал оружия. Происшествие произошло в войсковой части 10216А, расположенной в поселке Бадам Туркестанской области. В ночь с 19 на 20 февраля солдат, исполнявший обязанности дежурного по подразделению, украл у старшего по званию ключи от комнаты хранения оружия и совершил хищение. На утро в войсковой части не досчитались 30 автоматов Калашникова, 27 пистолетов Макарова, двух травматических пистолетов, и около 500 патронов к ним.
По тревоге были подняты департаменты полиции Шымкента и Туркестанской области. К поискам сбежавшего солдата привлекли также Нацгвардию. Операция по поимке военнослужащего завершилась в тот же день – 20 февраля. Как следовало из официального сообщения, «специальной оперативной группой сотрудников МВД и КНБ военнослужащий Балғынбай Абылай Бағдатұлы 1995 года рождения., самовольно покинувший сегодня воинскую часть, похитив огнестрельное оружие, задержан. По факту хищения оружия ведется досудебное расследование. Проводятся необходимые следственные действия».
Но при этом полицейские еще не огласили информацию о судьбе похищенного оружия, кроме того, что оно действительно было похищено, потому как в социальных сетях до поимки сбежавшего солдата активно муссировались слухи о возможной недостаче автоматов. Однако до сих пор неизвестно, где оружейный арсенал спрятан и кто был сообщниками контрактника, потому как одному человеку, понятное дело, просто физически не под силу унести на себе такое количество автоматов и пистолетов.
Глава МВД пообещал на завтра предоставить отдельно информацию о соучастниках сбежавшего военнослужащего, а также рассказать подробности о том, где оружие было спрятано, как обнаружено и как изъято. Было это 21 февраля. Но на сегодня это пока вся известная информация. Единственное, что сообщил журналистам министр внутренних дел, так это то, что из похищенного оружия никто не стрелял.
«Я вам скажу только то, что из этого оружия никакой ущерб никому не нанесен», - сказал Тургумбаев.