Павлодарские кардиохирурги готовятся к широкому внедрению эндовидеоопераций
Освоив на «отлично» «сердечно-сосудистую классику», павлодарские кардиохирурги готовятся к широкому внедрению «малоинвазивного авангарда». Конечно, это не значит, что операции на открытом сердце совсем уйдут в небытие, но все же большую часть кардиохирургических манипуляций специалисты планируют делать эндовидео.
Этими в общей хирургии эндовидеооперациями сегодня уже никого не удивишь. А в кардиохирургии операции с мини-доступом пока еще редкость. Они только-только набирают обороты в мире. А павлодарцы, работающие один в один с западными протоколами лечения сердечно-сосудистых заболеваний, от мировых тенденций отставать не хотят.
Тем более, что эндовидеостойка в павлодарском областном кардиоцентре имеется, причем со дня открытия этого лечебного учреждения. Но до сих пор ее использовали лишь для каких-то отдельных манипуляций, например, выделения вен при шунтировании (раньше больному делали для этого большой разрез) или диагностике.
– Мы отработали «классику», без которой никуда и которая всегда нужна и важна, поскольку является основой основ. Теперь для дальнейшего профессионального роста нужно переходить к «авангарду», – делится своими планами на ближайшее будущее директор павлодарского областного кардиохирургического центра
Адиль Дюржанов. – К последнему во всем мире сегодня относятся мини-разрезы, которые делают с помощью эндовидеостоек и робототехники.
– Честно говоря, как-то с трудом верится, что в Павлодаре в ближайшее время может появиться медицинская робототехника…
– Это очень дорогостоящее оборудование. Но в Казахстане и в России оно уже есть. Конечно, пока лишь в крупных специализированных клиниках. Но учитывая, какими темпами развивается у нас кардиохирургическая служба, которой еще десять лет назад вообще не было в республике, как таковой, и объемы ее финансирования, увеличивающиеся с каждым годом, думаю, что и это событие – не за горами.
А вот, что мы реально сможем уже в самое ближайшее время поставить на поток, так это кардиоэндовидеооперации. В течение года у нас запланировано несколько соответствующих мастер-классов, зарубежные стажировки врачей.
Нам нужно до конца быть уверенными в себе. Я считаю, что наверняка утверждать об освоении каких-либо навыков можно только тогда, когда их выполнение становится рутиной, когда эндовидеооперации на сердце делаются каждый день. Мы же, как я уже говорил, эндовидеостойку пока используем не так часто. Вот отстажируемся, набьем руку…
Про интересную обыденность
– …и замахнетесь на трансплантацию сердца, как следующий этап развития?
– Я уверен, мы бы уже давно сделали пересадку сердца, если бы у нас был другой поток больных. Сегодня всех пациентов, нуждающихся в высокоспециализированной кардиохирургической помощи, обслуживают в столице.
Если вы помните, когда мы открывались, у нас был республиканский статус. Изначально планировалось, что мы будем принимать больных из нашей области и соседней – Восточно-Казахстанской. Два с половиной миллиона населения на два региона – это достаточно большое количество людей для того, чтобы центр мощно развивался. С изменением статуса на областной основной поток больных сосредоточился в столице.
Я совершенно не хочу обидеть своих столичных коллег, безусловно, высококвалифицированных, талантливых, знающих, но я считаю неправильным сам подход к разграничению лечебных учреждений на столичные и региональные. Например, в Америке самая лучшая кардиохирургическая больница – клиника Мэйо – находится совсем не в Вашингтоне, хотя, это и столица, и даже не в Нью-Йорке, а в небольшом городке Рочестере.
То есть там возможности клиники не предопределяются ее статусом, поскольку и в провинции может быть талантливый кардиохирург от Бога, талантливая, сильная команда. У нас же в стране в обиходе «рамочный подход», когда постоянно загоняют в провинциальные рамки.
В Павлодаре давно бы уже провели пересадку сердца (квалификация врачей это позволяет), если было бы разделение потока больных. К примеру, республиканский научный центр обслуживал бы запад и юг страны, а мы – север и восток. А для того населения, которое мы обслуживаем, это и не нужно. Естественно, мы об этом даже и не думаем, потому что выделяемых средств едва хватает на то, чтобы провести для всех нуждающихся банальные сердечные операции.
На трансплантацию сердца в среднем уходит от 40 до 60 миллионов тенге. На эти деньги можно порядка 30 больных прооперировать на открытом сердце. Поэтому я выбираю рутину. Хотя и мы постоянно стремимся сделать что-то интересное.
Вместе не страшно