Гульбану Абенова: Куйте кадры пока горячо
Они обучаются на разных специалистов, но нигде их не берут на работу по их будущей специальности, хотя бы в подмастерья за низкую плату.
Все будущие мастера СТО, воспитатели, переводчики, повара или парикмахеры работают летом продавцами или официантами. – 70% казахстанских работодателей не удовлетворены навыками выпускников наших колледжей, – заявил на днях Президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Почему так происходит? Почему казахстанские работодатели недовольны знаниями и навыками молодых специалистов со средне-специальным образованием, и что нужно сделать, чтобы они были востребованы?
Казахстанские предприниматели относятся к системе технического и профессионального образования, на мой взгляд, потребительски. Хотя во всем мире в средних и крупных предприятиях существуют специальные подразделения, работа которых заключается в привлечении кадров и развитии собственного персонала.
В западном мире привлечение персонала такими подразделениями основывается не только на даче объявлений о вакансиях и регулярном просмотре объявлений о поиске работы претендентами. В первую очередь, подразделения HR (трудовые ресурсы) организуют совместную работу с организациями технического и профессионального образования.
Показательным примером такой работы является «дуальное образование» представителей рабочих специальностей в Германии.
В начале 60-х годов прошлого столетия немцами был принят закон о профессиональном образовании, целью которого была защита рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы, хлынувшей в основном из Турции, предусматривающее обязательное наличие квалификационного сертификата при приеме на работу.
При этом исключение по данному требованию предоставлялось только учащимся организаций технического и профессионального образования. Указанные сертификаты о квалификации выдавались специализированными структурами предпринимательских объединений. В Германии предприятия крайне заинтересованы в том, чтобы выпускники профшкол удовлетворяли по своей подготовке и навыкам и поэтому активно вкладываются финансово в производственную практику своих будущих работников. Частные инвестиции в профессионально-техническое образование сопоставимы с расходами государства. Простой пример, все автоконцерны Германии поставляют все свои новинки в партнерские профессиональные школы. И таких примеров масса!
Конечно, в нашей стране есть примеры успешного внедрения дуального образования – это сотрудничество корпорации «Казахмыс» с колледжами Жезказгана, Сатпаева и Балхаша, а также компании «Имстальком» с колледжами Караганды.