Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

А нам летать охота!

Когда мы задумывали нашу очередную встречу в Гостиной, одним из побудительных мотивов было поднять актуальные темы отрасли гражданской авиации, понять, как образуются цены на проездные документы, кто контролирует деятельность аэропортов, почему у них разные условия предоставления услуг, почему перекус в терминалах и покупка воды обходится, будто подкрепился в красивом лаунж-ресторане, и многое другое.
03.08.2019, 15:22
А нам летать охота!

В этой связи мы пригласили представителей Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и соответствующих учреждений, однако по своим причинам они пока не подтвердили участие. Надеемся, что приглашение от газеты не канет в Лету, и мы в ближайшее время увидимся за чашкой ароматного чая. Отметим, что формат Гостиной ЛИТЕРа предполагает общение в прямом эфире, поступающие от читателей и подписчиков в соцсетях вопросы мы обсуждаем на месте либо направляем ответственным лицам для получения ответа. Ничего не остается вне контроля. Единственной, кто из авиаотрасли отозвался на приглашение стать гостем редакции, оказалась Жанар Жайлауова, директор по маркетингу и продажам первого национального низкобюджетного авиаперевозчика Fly Arystan. Итак, добро пожаловать в Гостиную с Шаирой Рахимовой!

Нурай Уразов: Жанар, приветствуем вас и благодарим, что прилетели из Алматы, чтобы принять участие в нашей дискуссии. Многие граждане от лоукостеров ожидали сюрпризов: низкие цены, при этом со всеми удобствами... Но, судя по отзывам в интернете и постам в соцсетях, оказалось, что билеты не такие уж дешевые, а за каждую услугу и лишний килограмм багажа надо платить. Так что же такое лоукостер? С чем связано ценообразование?

Жанар Жайлауова: Лоукостеры – это авиакомпании, предлагающие бюджетные перелеты, а весь дополнительный сервис, включая багаж, питание, место на борту и прочее, покупается отдельно.

В авиакомпаниях полного спектра услуг тариф уже все это насчитывает. А с лоукостерами у пассажиров есть выбор. Например, до 5 кг ручной клади вы можете перевозить бесплатно, а если у вас чемодан, сумки, то приобретаете билет с учетом багажа.

Естественно, тогда стоимость будет отличаться. Было бы несправедливо, если кто налегке, а кто с грузом платили б одну цену. Отличие модели лоукостеров в том, что существуют факторы, влияющие на себестоимость полетов. Если их не соблюдать, то можно быстро и легко разориться либо уже не называться лоукостом. Самое важное – борт должен быть заполнен: по статистике IATA, средний показатель загрузки для стандартных авиакомпаний – 70%, у лоукостеров – выше 90%. У нашей дочерней компании Air Astana заполняемость 75%.

На Fly Arystan средняя загрузка бортов доходит до 95% – достаточно высокий показатель для Казахстана. Недогруз случается из-за неявки пассажиров на рейс без предупреждения.

Шаира Рахимова: Рейсы запущены с 1 мая. Что наблюдаете на рынке по прошествии трех месяцев? Есть ли выводы, уроки? Планы на перспективу?

Жанар Жайлауова: Всего с мая поток пассажиров составил 200 тысяч человек. Мы видим растущий спрос на доступный перелет. А начинали с двух реактивных самолетов Airbus-320, предоставленных материнской компанией, со 180 креслами эконом-класса. Летаем по 6 направлениям один раз в день. Сейчас идет всплеск пассажиропотока.

Лето – активный сезон. Отсюда возмущения со стороны граждан об отсутствии дешевых билетов. Суть в том, что эти билеты были проданы заранее. Первая продажа билетов была объявлена нами еще 29 марта. За месяц-два вперед мы распродали почти 70-80% билетов. Ближе к дате вылета шансов на низкие тарифы не остается. Цена динамична, она определяется спросом.

Мы не исходим от себестоимости рейса. Приведу пример: перелет Тараз – Алматы стоит в среднем 5 000 тенге, всего 55 минут на реактивном самолете. Если исходить из себестоимости, то там не пять тысяч, но рынок не дает выше этой суммы. Поэтому мы берем сетью, массовостью, полной загруженностью.

Уже сейчас мы объявили продажу на осень и зиму. В день вылета стоимость билетов намного дороже, она может даже совпадать с материнской компанией. И это нормальная практика. Выбор за пассажиром. Говорить о большой прибыли, учитывая короткий срок со дня запуска, пока рано. Вообще это низкомаржинальный бизнес, в отличие от других индустрий.

Приведу статистику: 4-5%, максимум 10% – рентабельность, которую имеет обычная авиакомпания. Чуть больше доходов могут получать лоукостеры за счет операционной деятельности.

Шаира Рахимова: Модель каких компаний вы взяли для себя примером? На чей опыт опирались при создании Fly Arystan?

Жанар Жайлауова: Безусловно, был проведен большой анализ, изучали рынок, поняли, что есть спрос на рейсы внутри страны. Мы стали опираться на опыт таких компаний, как Easy Jet, Air Asia, Cebu Pacific. Чтобы прочувствовать все изнутри, мы летали с Cebu Pacific, смотрели, как они ведут операционную деятельность, как разворачивают свои борты. Отмечу, лоукостер должен развернуть свой самолет за 30 минут, что сокращает расходы. Это значит, совершив посадку, надо готовиться к обратному вылету. Еще один фактор, влияющий на затраты, – высокая оборотность использования борта.

Низкобюджетные авиакомпании используют свои борты до 14 часов в день. Они – самое дорогое составляющее, включая лизинг, топливо, инженерные работы. На безопасность такая скорость не влияет. Наши самолеты не заправляются в регионах. База находится в Алматы, таким образом, расходы сокращаются.

Нурай Уразов: Есть такая убежденность – лоукостеры не комфортабельны. Сидения близко расположены, питание не предлагают, воду покупать надо…

Жанар Жайлауова: Неверно. Расстояние между креслами 70-82 см и только в нашей компании сидения откидываются на 5 см.

Еда поставляется кейтеринговой службой, горячего питания нет, только сэндвичи двух видов, снэки, орешки, шоколад и напитки. Сэт комбо – большой сэндвич и вода – стоит 1 200 тенге.

Шаира Рахимова: В чем ваше отличие от других известных низкобюджетных авиалиний?

Жанар Жайлауова: Так как Fly Arystan еще совсем молодая компания, в основе ее не лежат модели ультралоукостеров, как, предположим, Ryanair (Ирландия).

У них взымается оплата за регистрацию в аэропорту, распечатку посадочного талона, то есть чуть ли не за каждый шаг. Почти 40-45% дохода лоукостеров составляют сопутствующие услуги. Мы, в свою очередь, не хотим жертвовать покоем и удобством своих пассажиров.

Нурай Уразов: А не означает ли это, что по прошествии времени, когда вы закрепитесь, вы введете названные дополнительные правила или все-таки сохраните разумные пределы?

Жанар Жайлауова: Как я говорила, есть модель ультра, есть классическая. Наша компания придерживается классического варианта, золотой середины. На данный момент бизнес-стратегия именно такая. Но в будущем, возможно, внедрим новшества, ту же платную регистрацию, если вы не зарегистрировались онлайн.

Новости партнеров
×