Старейший технический вуз страны готовится представить свой социальный проект
Доля людей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет. За 4 года (с 2011 по 2015 гг.) в Казахстане количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось на 20%. Всего по стране 88 000 детей с особыми нуждами, и только 0,3-0,5% из них получают высшее образование.
– Многие абитуриенты с инвалидностью считают, что высшее образование для них недоступно, - говорит руководитель молодежной организации инвалидов «Жiгер» Фархат Юсупжанов. – Те же, кто решается поступить в университет, зачастую сталкиваются с большими трудностями. Например, человеку с особыми потребностями нужно дополнительное время для сдачи экзамена, но чтобы получить его, ему нужно сначала доказать, что он действительно на него имеет право. Если незрячему нужен помощник на экзамене, ему могут дать неквалифицированного человека, который не знает, как объяснить то, что написано в билете. Мы даже сталкивались с ситуацией, когда от глухого требовали сдать аудирование по английскому языку. А если человек не слышит – как он будет аудирование проходить? И таких моментов очень много.
Однако даже те, которым все же удалось поступить, в дальнейшем не могут эффективно учиться, так как нет соответствующей инфраструктуры, преподаватели не подготовлены, нет адаптированных пособий. У инвалидов все время уходит просто на то, чтобы добраться до нужного класса и получить информацию. Учителя видят, что не могут этому студенту помочь и искусственно завышают ему оценку, а студент обучается просто ради стипендии. «Уровень выпускников с инвалидностью очень низкий, даже получив диплом, они не способны работать», - сетует Фархат.
Чтобы решить эту проблему, Satbayev University планирует запустить проект по инклюзивному образованию, посвященный предоставлению людям с особыми потребностями реальный доступ к высшему образованию.
– Я часто заказываю такси и заметила, что за рулем бывает, встречаются не слышащие люди, - говорит заместитель директора Департамента маркетинга и коммуникаций Satbayev University Айгерим Калиаскаркызы. - Постоянно возникала проблема: как объяснить глухому таксисту, куда мне надо ехать? А потом я вдруг подумала, а почему люди с особыми потребностями пытаются адаптироваться под нас, а мы ничего не делаем? Почему в университетах нет уроков жестового языка, просто для того, чтобы научить людей разговаривать друг с другом? Когда я начала выяснять, как обстоят дела с инклюзивным образованием, то обнаружила, что у университетов в Казахстане не хватает ни ресурсов, ни квалифицированных людей, чтобы внедрить инклюзивное образование так, как необходимо. И мы подумали: у нас есть видение, мы – сильная бизнес-команда и мы хотим взять на себя эту ответственность.
Тем временем мировой опыт показывает, что люди с ограниченными возможностями несут в себе большой творческий потенциал. К примеру, легендарный президент Франклин Рузвельт, который провел Америку через Великую Депрессию и Вторую мировую войну, последнюю треть жизни провел в инвалидном кресле. Английский физик Стивен Хокинг, ставший символом физики ХХ века, болел склерозом и не мог говорить и двигаться. Лауреат Нобелевской премии по химии Джон Корнфорт полностью оглох в 16 лет. Советский физик Вениамин Цукерман стал основателем импульсной рентгенографии, будучи слепым.