Вопросы в «лоб»
Беседа вышла живой, интересной, кроме непосредственно темы трансформации крупнейшей политической организации страны, спикеры определяли: минусы нынешней работы Парламента, ответственность «Nur Otan» в реализации государственных программ, говорили о мажоритарной и пропорциональной системах выборов и т.д.
На тренды в этот день указывали депутаты Мажилиса Павел Казанцев и Нуржан Альтаев, политологи Айдос Сарым и Уразгали Сельтеев, политический обозреватель Газиз Абишев, журналист, автор телеграмм-канала «Шаталов» Никита Шаталов, а также директор Центра прикладных исследований «Talap» Рахым Ошакбаев, выступивший модератором встречи.
Больше контроля?
Павел Казанцев, который недавно возглавил Комитет партийного контроля «Nur Otan», отметил, что партийный контроль необходимо усилить по всему «полю» работы:
– Некоторые пытаются сузить это понятие до Кодекса этики. Безусловно, это важно, но первоочередной момент заключается в мониторинге за реализацией предвыборной платформы партии. «Nur Otan» – правящая партия, которая формирует все органы власти и усиление этого контроля критически необходимо. Нужно внятно доработать вопросы реализации предвыборной платформы. Это огромный блок деятельности, в которой будут задействованы не только комиссии партконтроля, но и все имеющиеся диалоговые площадки, в том числе и в Мажилисе. Да, это контроль за исполнительной властью, за выполнением обещаний, которые партия дала народу.
Нуржан Альтаев в свою очередь подчеркнул, что заявленная трансформация должна произойти в самое ближайшее время, потому что меняются время, мир, настроения людей, и соответственно формат коммуникации с населением.
– Понятно, что правящая партия, партия большинства должны быть впереди этого процесса. Нужно выработать оперативные и качественные каналы обратной связи. Причем, необходимо усиливать работу уже имеющихся инструментов. Когда я пришел в Мажилис, сразу же открыл онлайн приемные в социальных сетях. Вначале были опасения, что не справлюсь с таким объемом обращений, но, напротив, это сильно облегчило мне работу, – сказал мажилисмен.
Рахым Ошакбаев спросил, как «перезагрузятся» сами депутаты.
Павел Казанцев:
– У нас точно увеличится количество встреч с населением. Сейчас во время сессии каждый депутат в течение 40 дней участвует в выездах. На заседании фракции «Nur Otan» в Мажилисе, которая состоялась сразу после заседания Политсовета, спикер и теперь уже руководитель фракции Нурлан Нигматулин сказал нам, что выезжать в регионы будем чаще.
Нуржан Альтаев:
– Определенное время мы с чрезвычайно большим доверием относились к исполнительным органам в плане реализации ими государственных про- грамм, и программ «Nur Otan». Проголосовав за нашу партию, избиратель ждет, что программа партии будет неукоснительно исполнена. Мы видим, что далеко не всегда госорганы эффективно реализуют те вещи, которые были заявлены партией на выборах. Назрел момент, когда нужно будет в очень жесткой форме спрашивать с министров и акимов.
Как член Комитета по аграрным вопросам нижней палаты Парламента, Альтаев указал на недоработки МСХ: – В течение последних нескольких лет Минсельхоз принимал различные программы, менял KPI. Многие вещи громогласно заявлялись, в том числе, и в стенах Парламента, например, ежегодный экспорт 60 000 тонн мяса. Но цели не достигнуты, и ни один из министров не понес ответственность. Должен быть спрос за это.
Айдос Сарым, заявив, что перезагрузку «Nur Otan» можно только приветствовать, выразил мнение, что ни одна из партий Казахстана не соответствует в полной мере критериям, предъявляемым в мире.
– Во всяком случае, до нынешнего момента наблюдался большой уровень популизма, что вызывало недоверие у населения. А ведь, доверие – очень хрупкая сфера, его трудно завоевать и легко потерять. И если говорить о перезагрузке, то, здесь все зависит от наличия политической воли. Вообще, «Nur Otan» в той или иной мере не в первый раз пытаются перезагрузить. Но, в этот раз процесс запущен, действительно, из-за того, что изменилось общество, – сказал Сарым.
ПРО ОТПИСКИ
Разговор постепенно перешел в дискуссию, во время которой политологи отдельно остановились на работе Мажилиса, благо, что им было с кем оппонировать.
– Знаете, слов «Мы усилим партийный контроль и начнем принимать заявки от народа через интернет», недостаточно. Партия не должна копировать работу государственного аппарата, от нее ждут оперирования «большими смыслами». Если страна – это корабль, а правящая партия – капитан, он не должен спрашивать у юнг, насколько чисто они помыли полы, – обратился к народным избранникам Газиз Абишев.
Нуржан Альтаев не согласился с ним:
– У нас проблема не в «юнгах и матросах». Идеологическая часть партийных программ очень хорошо прописывалась, и народ в свое время голосовал именно за это. Вопрос в деталях исполнения.
– Кто конкретно несет ответственность за невыполнение той же программы по мясу? Правительство или партия? – задал вопрос «в лоб» Ошакбаев.
– Конечно же, исполнительные органы. Ни одна политическая партия в мире такие вопросы не детализирует, – ответил Нуржан Альтаев.
– Все хотят приватизировать успехи, но никто не хочет брать ответственность за поражения и провалы, – съязвил Айдос Сарым. Он также напрямую спросил у депутатов: «Готовы ли вы выносить вотум недоверия чиновникам?».
Альтаев ответил положительно.
Как добавил Павел Казанцев, в Мажилисе три фракции, все они имеют равные права, но у «Nur Otan» ответственности больше.
Следующий спикер – Уразгали Сельтеев указал на то, что депутаты сейчас не смогут определить меры ответственности, «потому что механизмы до этого не работали, они были формальными».
– Не была задана повестка к переходу именно на функционал правящей партии. Мы только сейчас приступаем к этому. Когда мы говорим про партии, основной механизм ее работы
– фракции. Если не ошибаюсь, только один раз – в 2010-м или 2011 году – аппарат партии инициировал гуманизацию экономических преступлений, и «протащил» ее через фракцию. Больше ничего подобного не было. Вот так должна работать партия, – сказал Сельтеев.
Право законодательной инициативы очень слабо используется, министерства в Парламент приходят уже с готовыми законопроектами, отметил эксперт.
– Последние два года я изучал проблему регионов, и постоянно штудировал депутатские запросы всех трех парламентских партий. И в ответе на запросы зачастую идет формальная отписка. В одном из случаев Канцелярия Премьер-министра просто-напросто скопировала ответ с сайта акимата. И депутаты это принимают, – заявил Сельтеев.
Павел Казанцев на это сказал, что за сессию мажилисмены инициируют около 5% законопроектов:
– Остальное приходит из Правительства, но нужно понимать технологию. Когда готовится законопроект, в рабочих группах ведомств всегда присутствуют депутаты. Пять процентов, конечно же, мало, и на заседании фракции мы обсуждали этот вопрос. Вместе с тем работать нужно не только с «большими» законопроектами, в которых десятки, а то и сотни статей. Мировая практика показывает, что 3-4 статьи, улучшающие тот или иной вопрос – уже законопроект. Мы будем подходить к такой практике.
Никита Шаталов, согласившись с общим мнением, что есть «серьезный перекос в сторону исполнительной власти», обратил внимание и на следующий, проблемный, на его взгляд, момент:
– В министерства набирают по корпоративному принципу, и здесь партия отсутствует как необходимый буфер. Она не выполняет свою функцию фильтра, не задает идеологем работникам ведомств. На госслужбу идут работать, как в частную компанию.
«ЯДЕРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
Далее Рахым Ошакбаев попросил присутствующих «пройтись» по семи импульсам новой партийной программы. Депутаты привели свое видение того, что такое «Консолидация ядерного электората» (первый пункт).
Нуржан Альтаев:
– Консолидация должна происходить вокруг ядерных вопросов, которые очень сильно волнуют общество. Проблемных тем не нужно избегать, не надо делать вид, что их нет. И, как правильно сказал коллега, ответственности у правящей партии больше.
Павел Казанцев:
– У «Nur Otan» есть множество площадок, однако их работу нужно пере- форматировать. Если критикуешь, то предлагай и пошли делать! Вот когда эти принципы совпадают, тогда и появится «ядерный элемент».