Геймеры-миллионеры: Можно ли разбогатеть, играя в Dota 2 и Counter Strike в Казахстане
Последнее десятилетие по всему миру набирают популярность киберспортивные турниры. С увеличением аудитории небольшая субкультура превратилась в целую индустрию со своими лигами, правилами, рекламными контрактами и многомиллионными призовыми. К примеру, в 2019 году на турнире по Dota 2 The International 2019 призовой фонд составил 34 миллиона долларов. В Казахстане таких масштабных мероприятий, конечно, не проводят, но свои профессиональные игроки уже есть. Liter.kz разбирается, жив ли киберспорт в Казахстане и сколько зарабатывают игроки.
Бывший профессиональный игрок в Dota 2 Ернар Mantis Уразбаев полагает, что, по сравнению с Россией и Украиной, киберспорт в Казахстане, как и во всей Центральной Азии, не сильно развит. Он отметил, что есть несколько хороших игроков, которые пробились на мировую арену.
«Зачастую это бывает так: казахстанские игроки показывают результат и потом уходят иностранные клубы. Вся отечественная киберсцена такова – есть игроки, которые куда-то пробились, а внутри страны не так много всего. Организаций (клубов) немного, турниры проводит в основном федерация киберспорта», – говорит Ернар Уразбаев.
Собеседник Liter.kz отметил, что федерация делает упор на дисциплину Counter Strike: Global Offensive. А вот по Dota 2 соревнований гораздо меньше.
«В апреле был турнир по Dota 2, туда зарегистрировалось 78 команд. Это немало, почти 400 человек. А вот на турнире в августе было уже 23 команды. С такой тенденцией на следующий год будет уже регистрироваться порядка десяти команд. Частично это связано с пандемией. Многие спонсоры ушли. Часть из них остались, но именно мелкие киберспортивные организации не выдержали и закрылись, отменилось часть турниров», – рассказывает киберспортсмен.
По его словам, аудитория в Казахстане также небольшая. Казахстанские турниры по Counter Strike: Global Offensive смотрят примерно 100 человек, по Dota 2 – 20-30 зрителей. Для сравнения, русскоязычную трансляцию крупных мировых турниров по Dota 2 смотрят 50-100 тысяч человек.
Молодым игрокам Ернар Уразбаев советует определиться с дисциплиной, которой они хотели бы выступать, и развиваться именно в этой игре.
«Что касается зарплат, то топовые мировые игроки зарабатывают 10-15 тысяч долларов в месяц. Все зависит от дисциплины. К примеру, в Counter Strike: Global Offensive зарплаты выше, призовые меньше. В Dota 2 наоборот. Если взять Казахстан, то тут минимальная зарплата наверно долларов 100-200. У многих игроков зарплаты до 500 долларов в месяц. В странах пост-советского пространства у хороших коллективов зарплаты от одной тысячи долларов», – добавил Ернар Уразабаев.
По данным портала Esportsearnings, казахстанские игроки за все время выиграли на киберспортивных турнирах 2,1 миллиона долларов. Больше всех призовых заработали:
- Даурен AdreN Кыстаубаев – 431,2 тысячи долларов;
- Рустем mou Телепов – 268,8 тысячи долларов;
- Абай HObbit Хасенов – 243,6 тысячи долларов.
В июне 2018 года киберспорт был официально признан видом спорта в Казахстане. А уже в мае 2020 года президент Казахстанской федерации киберспорта Куанышбек Есекеев сообщил, что организация планирует ввести спортивные разряды для игроков и тренерские квалификации.
В федерации ожидают, что к 2024 году ряд киберспортивных дисциплин добавят в программу Олимпийских игр.
«Одно из основных направлений деятельности федерации, помимо организации турниров, это сотрудничество с международными структурами, с компаниями-разработчиками игр. Мы вступили в Международную федерацию компьютерного спорта, в Азиатскую федерацию компьютерного спорта, а также в Глобальную федерацию компьютерного спорта (GEF), которая очень активно продвигает киберспорт на Олимпийские игры. Там в составе GEF – олимпийские чиновники, руководители топовых футбольных клубов Европы. То есть эти люди в спорт не вчера попали, и велика вероятность того, что как минимум спортивные симуляторы FIFA и PES в скором времени в программу игр попадут. Не на Токио, понятно, а на следующие игры», – заявил вице-президент Казахстанской федерации киберспорта Евгений Богатырев.
В федерации полагают, что киберспорт приведет огромную аудиторию на Олимпийские игры. Таким образом МОК сможет привлечь новых спонсоров или удержать старых.
Киберспорт (компьютерный спорт или электронный спорт) — командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр.
Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, авто-симуляторы, авиа-симуляторы, файтинги, командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и т. д.
Игры турниров транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию. Например, за финалом The International 2015, согласно данным с TrackDota.com, наблюдало более 4,6 миллиона зрителей.