В мире животных, птиц, насекомых
Казахстан – огромная страна, на ее территории живут сотни видов уникальных животных, рыб, произрастают неповторимые растения. И чтобы эффект бабочки не сработал, и не настал час Х для экосистемы, в которой мы с вами обитаем, надо бережно относиться к природе и ее ресурсам. Это чистая декларация. Как на самом деле охраняется природа и как защищены те, кто охраняет природу от браконьеров, об этом и другом шел разговор в Гостиной ЛИТЕРА. Итак, добро пожаловать в Гостиную с Бактыгуль БУРБАЕВОЙ!
Жанна ОЙШЫБАЕВА:
– Сакен, расскажите о комитете, что делается комитетом для защиты редких животных?
Сакен ДИЛДАХМЕТ:
– Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК отвечает за флору и фауну в нашей стране. И наша контрольная деятельность направлена на защиту и воспроизводство этих миров. При комитете есть 14 областных территориальных инспекций лесного хозяйства, в них работают государственные инспекторы. Есть специализированная организация «Охотзоопром», которая ведет охрану сайгаков, и в том числе за краснокнижных животных. 220 инспекторов «Охотзоопром» охраняют в 10 областях сайгаков и краснокнижных животных на территории общей площадью более 120 млн гектаров. Около 700 инспекторов территориальных инспекций ведут природоохранную деятельность в областях. Ежедневно наши инспекторы занимаются мониторингом вверенных территорий. Вот, к примеру, вчера в Павлодаре наши инспекторы задержали браконьеров за незаконный лов осетровых видов рыб.
Мира МУСТАФИНА:
– С начала года в нашей стране случились два печальных инцидента, связанные с охранной деятельностью «Охотзоопрома» – два инспектора погибли. Я бы хотела узнать, какая помощь была оказана Комитетом лесного хозяйства и животного мира семьям погибших инспекторов. Как вообще защищены инспекторы? Ведь они делают очень важное дело – защищают сайгаков. И второй вопрос – я хотела уточнить статус сайгаков. Во многих СМИ очень часто их называют краснокнижными.
Сакен ДИЛДАХМЕТ:
– Да, в этом году наши два инспектора погибли при исполнении своих обязанностей. Комитетом оказана помощь семьям погибших инспекторов на организацию похорон, выплачены страховки, которые были предусмотрены для инспекторов. Кроме того, все, кто работает в нашей системе, перечислили однодневную зарплату в помощь семьям погибших товарищей. Сайга – не краснокнижное животное. В Красную книгу Казахстана сайгаки не входят. Сайгак является охотничьим видом. После падежа 2015 года, по официальным данным был падеж 180 тысяч особей сайгака, тогда государство ввело мораторий на охоту на сайгу до 2020 года. На данный момент комитетом готовится обоснование для продления моратория на охоту на сайгаков. Наша задача – поднять численность сайгаков, вести охрану и борьбу с браконьерством. У браконьерства социально-экономические корни, есть большой спрос на рога сайги. Другая проблема – источник болезни сайгаков, приведший к массовому падежу животного. Специалистами комитета совместно с Ассоциацией по биоразнообразию Казахстана (АСБК) изучаются все возможные очаги вспышки болезни. Мы должны ускорить научные изыскания, чтобы точно знать, что является смертельной опасностью для сайги. У нас на сегодня – 330 тысяч сайгаков, и это очень малое число не дает нам право открывать охоту на сайгу. В советское время мясо сайги и рога были в реализации, была открыта охота на них, но их численность тогда составляла свыше миллиона. Вся казахская степь была заполнена сайгаками. Второе важное пояснение для журналистов я хотел дать по понятию «егерь» – государственный инспектор и егерь – это два разных понятия. Согласно Закону «О животном мире» «государственный инспектор» – инспектор, который охраняет флору и фауну в целом по стране. «Егерь» – это сотрудник определенных охотничьих и рыбных хозяйства. Егеря не имеют статуса «государственный», только наши инспекторы – «государственные служащие», охраняющие животный и растительный мир Казахстана. Только инспекторы имеют право заполнять протоколы, которые учитываются и передаются для возбуждения уголовных дел в правоохранительные органы. Если сказать простым языком – есть полиция и есть охранная служба. В нашем случае полиция – это государственные инспекторы, а охранная служба – егеря.
Жанат СИСЕКЕНОВА:
– Почему полицейские дают сводку – поймали за отстрел сайгаков, столько-то туш, столько-то рогов. Почему столько внимания от полиции к сайге, если она не краснокнижная?
Сакен ДАЛДАХМЕТ:
– Потому что с 2015 года наложен мораторий на охоту на сайгу. Чтобы факт браконьерства оформить, мы вызываем полицию. Они оформляют и дальше передают дело в суд.
Бактыгуль БУРБАЕВА:
– Летом 2019 года многие территории лесов и степей пострадали от пожаров? Как будут восстанавливаться пострадавшие территории?
Сакен ДАЛДАХМЕТ:
– С начала года у нас по республике зафиксировано 499 случаев лесных пожаров на общей площади 65 тыс. гектаров, из них территории, покрытые лесом, составляют 31 тыс. гектаров. Первая причина возникновения лесных пожаров – антропогенная. Наши люди не соблюдают технику противопожарной безопасности. В летнее время мы все любим отдыхать на природе. К примеру, незатушенный окурок сигареты – одна из причин возгорания. На востоке, на севере страны бывают факты пожаров, возникающие от того, что молния попадает в лес. В Казахстане с марта по ноябрь наступает пожароопасный сезон. С потеплением начинается сжигание трав. Еще одной причиной является начало сельхозработ, где также не соблюдается техника безопасности. Иногда от трактора или комбайна появляется искра, которая становится причиной возгорания степи или «уходит» в лес. Здесь должны своевременно проводить работу местные исполнительные органы, департаменты по чрезвычайным ситуациям. У нас в Казахстане есть 120 лесных хозяйств. Они находятся на балансе местных исполнительных органов. Ежегодно мы подводим итоги пожароопасного сезона. Еще одна причина пожаров – слабая материально-техническая база лесхозов. Во многих труднодоступных местах необходима спецтехника: тракторы, машины для тушения пожаров. Хотя следует отметить, что работу по обновлению техники в лесхозах областные акиматы по мере возможности проводят. Эту проблему необходимо решать, чтобы у лесхозов была возможность оперативно тушить пожары. В настоящее время в Казахстане есть организация «Казавиалесоохрана», которая имеет многолетний опыт по обнаружению и тушению лесных пожаров. Авиационная охрана лесов ведется в Алматинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областях. Мы сегодня ставим задачу, чтобы были «точки» предприятия в Туркестанской области, в западном регионе страны. Так как борьба с пожарами при помощи авиации – очень результативная. Общий ущерб от лесных пожаров с начала года составляет 221 млн тенге. После тушения пожара возбуждается уголовное дело, определяется причина возгорания. Далее решается вопрос о восстановлении леса. Полностью проводится аудит о том, какая сумма будет выделена, сколько деревьев будет посажено, какие сорта. Восстановление леса после пожара требует очень больших усилий. Потому что не только лес горит, но и портится почва. Восстановить почву, флору и фауну – одна из главных задач после возгорания. К сожалению, ущерб от степных и лесных пожаров влияет и на мир животных. Хотя есть немало примеров, когда природа самовосстанавливается даже после экологических катастроф.
Бактыгуль БУРБАЕВА:
– Какие меры были приняты вашим ведомством по факту загрязнения озера Алаколь? И второй вопрос. Какие действия принимаются по восстановлению реки Жайык, где произошла массовая гибель рыбы.
Сайга – не краснокнижное животное. В Красную книгу Казахстана сайгаки не входят. Сайгак является охотничьим видом. После падежа 2015 года, по официальным данным был падеж 108 тысяч особей сайгака, тогда государство ввело мораторий на охоту на сайгу до 2020 года. На данный момент комитетом готовится обоснование для продления моратория на охоту на сайгаков.
Сакен ДАЛДАХМЕТ:
– В прошлом году в декабре на реке Жайык был зафиксирован факт гибели рыбы. Сейчас по данному факту возбуждено уголовное дело и передано в суд. Итоги, причины, последствия будут известны после решения суда. По озеру Алаколь Министерством экологии, геологии и природных ресурсов было проведено служебное расследование и все виновные лица привлечены к ответственности.
Вопрос от зрителей прямого эфира: – Какая предусмотрена защита для инспекторов? Как они защищены от браконьеров? Могут ли они пользоваться оружием?
Сакен ДАЛДАХМЕТ:
– Каждый госинспектор имеет инструменты для работы, технику, автомобиль. Оружие они носят, но у них есть ограничения по его применению. Мы сейчас вносим изменения в законодательство, чтобы они могли применять на тех же условиях, как и правоохранительные органы. Данный вопрос еще прорабатывается.
Вопрос зрителей прямого эфира с Facebook: – Куда можно обратиться, если стал свидетелем факта браконьерства?
Сакен ДАЛДАХМЕТ:
– Просим обращаться по телефонам комитета: 87172 - 749170, 87172 - 749481, можете написать мне в социальных сетях, позвонить по телефону: 8 775 5050155 или обращаться в полицию, если есть факты браконьерства, нужно постараться зафиксировать на фото и видео, написать дату, когда и где это было, номер машины, что они изъяли. Эта информация поможет нам быстрее найти браконьеров и принять меры. Нам очень нужна поддержка населения.
Лариса КОНЫСБАЕВА:
– Куда вы деваете рога сайгаков, которые изымаете и какова численность сайги в Казахстане?
Сакен ДИЛДАХМЕТ:
– Сегодня популяция сайги составляет 334 000 особей. Рост составляет 51% по сравнению с прошлым годом. В мире растет спрос на рога носорогов, бивни слонов, на рога сайгаков. Мы задерживаем браконьеров и изымаем рога. Рога идут на уничтожение путем сжигания. Совместно с Ассоциацией по биоразнообразию Казахстана проводим акцию с объявлениями в онлайн ресурсах. Например, есть такие на OLX – «Куплю рога сайгаков». То есть спрос высокий, который и порождает, особенно при незанятости потенциальных браконьеров в производительном труде, предложение. Правоохранительными органами ведется работа, совместно с таможенной и пограничной службами. Но все равно рога сайги уходят за границу. Пограничники Китая на границе с Россией задержали большую партию рогов сайгаков. И, скорее всего, эти рога ушли с нашей территории и уже попали в Китай.
P.S. Разговор получился настолько интересный, что журналисты ЛИТЕРА долго не отпускали гостя, который, чувствуется, искренне любит свое дело и служит ему от души.