Учитель с большой буквы: памяти Шахбаза Ершина
Выдающийся ученый-механик родился 5 сентября 1926 года в Ташкенте в семье первого поколения казахской советской интеллигенции. Отец его, Алимгерей Ершин, окончил Среднеазиатский государственный университет (САГУ), мать, Аккагаз Досжанова, – Оренбургскую женскую гимназию и Высшие медицинские курсы в Москве, а затем медицинский факультет САГУ. Она – из числа первых дипломированных врачей-казашек.
Друзьями их семьи были Турар Рыскулов, Султанбек Ходжанов, Санжар Асфендияров, Билял Сулеев, Мухамеджан Тынышбаев, Мухтар Ауэзов, Магжан Жумабаев, Халел Досмуханбетов. Общение с ними наложило благодатный отпечаток на характер и мировосприятие юноши.
Город его судьбы
В 1935 году Ершины переехали в Алматы. Здесь Шахбаз окончил среднюю школу, университет, аспирантуру, стал кандидатом, доктором наук, заслуженным деятелем науки, Почетным инженером Казахстана, академиком НАН РК, Почетным академиком Национальной инженерной академии РК. Школьная пора будущего ученого совпала с военным лихолетьем и последующими нелегкими испытаниями. Они закаляли характер, но никоим образом не сказывались на боевом настрое паренька. Он был поглощен учебой, много читал и решал математические задачи из газет и журналов.
После школы юноша поступил на физико-математический факультет Казахского государственного университета, где его заметил профессор Л.А. Вулис. Благодаря его протекции преддипломную практику начинающий исследователь прошел в Московском отделении Центрального котлотурбинного института. Блестяще защитив дипломную работу, он получил рекомендацию для поступления в аспирантуру НИИ энергетики АН КазССР.
Знания – в жизнь
Научные интересы Ершина охватывали многие направления механики сплошной среды. Им были выполнены исследовательские работы по гидравлике водосбросов, расчету теплового и напряженного состояния плотины Бухтарминской ГЭС. Проект по восстановлению Аральского моря в 1993 году удостоился премии Министерства экологии и биоресурсов РК. Шахбазом Ершиным и его учениками впервые установлено существование свободных вихрей Тейлора-Гертлера, раскрыт механизм их возбуждения, развита аналитическая теория концентрированных вихрей.
Ученый занимался теплофизическими задачами, изучением закономерностей развития турбулентных струй сжимаемого газа и газовых пламен. При этом являлся руководителем и организатором многих крупных научно-технических программ всесоюзного и республиканского значения.
Работая на факультете механики и прикладной математики университета, Шахбаз Ершин проводил большую организационную научнопедагогическую работу, активно участвовал в подготовке высококвалифицированных специалистов. Тогда ректором КазГУ был академик У.А. Джолдасбеков, тоже механик по специальности.
Команда единомышленников-ученых, трудившихся в главном вузе Казахстана, опережала свое время. Здесь для обучающихся были созданы реально действующие специальное конструкторское бюро (СКБ) и Центр робототехники, актуальные и востребованные по сей день.
По его инициативе в 1978 году в КазГУ открыта кафедра механики сплошной среды, которой профессор руководил до 2002 года. На ней проводились экспериментальные и теоретические исследования по аэрогидрогазодинамике.
Расширяя горизонты науки республики, Ершин поддерживал тесные связи с коллегами из других стран: академиками Г.И. Петровым, Г.Г. Черных, Н.Н. Яненко, С.С. Кутателадзе, В.П. Мясниковым, В.П. Дыбаном, профессорами Л.Г. Лойцянским, И.А. Гольдштиком, И.П. Гинзбургом, И.Б. Бийбосуновым.
Для студентов Шахбаз Алимгееревич читал самый сложный в университетской программе курс «Механика сплошных сред», который состоит из систем нелинейных уравнений, записанных в тензорной форме. Вообще на мехмате профессора читали лекции на очень высоком научнометодическом уровне, благодаря чему студенты получали основательные и прочные знания. Главное – педагоги учили их трудиться. Эти последовательно и непрерывно передаваемые знания мехмата создали мощный фундамент.
Научные направления академика Ершина продолжают его ученики. В последние годы получены серьезные результаты по исследованию гидродинамики высокопарафинистой нефти; предложена новая модификация ветротурбины карусельного типа высокой единичной мощности; изучены различные режимы окисления углеводородов в холодном пламени, горения горючей смеси в камере сгорания при малых числах Маха; газодинамика ламинарных и турбулентных до и сверхзвуковых течений реагирующих смесей в камерах сгорания.
Почему я привожу подробно названия научных результатов? Потому что эти данные публикуются только в специализированных научных журналах и сборниках, оттого знакомы лишь узкому академическому кругу, но являются уникальными.
Учитель с большой буквы
В бытность ректором КазНУ им. аль-Фараби, министром образования и науки РК я придавал очень большое значение программе привлечения зарубежных ученых и специалистов в вузы страны для интеграции в мировое образовательное и научное пространство.
Эти нововведения профессор Ершин принял с большим воодушевлением и при встрече говорил: «Я всю жизнь мечтал работать в сотрудничестве с учеными развитых стран. Сегодняшнее поколение, которому дана такая возможность – счастливое».
С большим сожалением думаю о том, что он и другие подвижники науки, да и системы образования в целом, малоизвестны в обществе.
Наверное, в памяти у большинства возрастных казахстанцев замечательный педагог Герой Социалистического Труда Рафика Нуртазина, которую младшие коллеги почтительно величали Учителем учителей. В наше время олицетворением благородной миссии учительства стала Аягул Миразова, удостоенная звания Герой Труда Казахстана, а в прошлом году высшим знаком отличия отмечена шымкентская учительница Алина Соловьева.
Но знают ли хотя бы их, ставших медийными, в лицо, как популярных актеров и «передовиков» всевозможных шоу? Увы, далеко не все… Суровый премьер Уинстон Черчилль говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Еще эпичней о значении этой профессии высказался американский историк и писатель Генри Адамс: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». На мой взгляд, очень справедливые суждения. И нам пора воздать должное и учительскому корпусу, и рыцарям науки.
В этом плане очень позитивным и укрепляющим надежды «созидателей человеческого капитала» событием считаю августовскую педагогическую конференцию, прошедшую с участием Главы государства Касым-Жомарта Токаева, на которой было заявлено об улучшении материального обеспечения педагогов и о необходимости повышения их статуса и авторитета в обществе с конкретной адресовкой к готовящемуся Закону «О статусе педагога».
В этом свете абсолютно соответствующей новому статусу видится характеристика современного учителя, данная немногим ранее Елбасы Нурсултаном Назарбаевым: «Учитель новой формации – духовно развитая, социально зрелая, твердая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию».
Жизнь-поиск, жизнь-борьба
Мой старший товарищ Шахбаз-ага в полной мере соответствовал всем этим требованиям. Не просто твердая личность, а человек стальной воли, он, вопреки всем препонам, всегда добивался решения поставленных задач. Жизнь-поиск, жизнь-борьба – таким был его путь в науке.
Мы много приводим молодежи примеров стоицизма и упорства в науке на примере зарубежных светил. И почему-то порой не задумываемся, что есть не менее впечатляющие примеры у нас самих, в Казахстане, в наших вузах, на наших ведущих кафедрах. И одним из ярких таких примеров был и остается боготворимый учениками Шахбаз Ершин.
Он был скромным человеком, не «продвигал себя», как теперь говорят. К сожалению, и пресса, охочая до сенсаций, в основном движется где-то параллельно науке.
Думаю, популяризацией наших ученых и их трудов следует озаботиться и руководству высшей школы. Достаточно пройтись по кабинетам крупнейших университетов и посмотреть, какие портреты висят на стенах. Все-то старые, поблекшие от времени. Основоположники. А где продолжатели, сами ставшие основоположниками казахстанских школ или направлений?
Как хочется верить, что наша наука станет узнаваемой в лицо прижизненно! Вот такие размышления навеяло, Шахбаз Алимгереевич, обращение к Вашему светлому образу…
Видный ученый и наставник, Вы навсегда останетесь в наших мыслях, делах и сердцах.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, академик