Пока в мире господствует коронавирус, разные страны «подстраивают» к новым реалиям свои системы образования. В апреле 2020 года 192 страны мира закрыли школы в период пандемии, а на дистанционное обучение из них перешли более 50. В сентябре государства основательно подготовились к новому учебному году, однако есть и те страны, которые, по мнению родителей, точно получат «двойку» за проделанную работу. Корреспондент Liter.kz поговорил с жителями городов в Украине, Колумбии, Палестине, Италии, Южной Корее и выяснил - как их дети учатся "на удаленке".
Украина
Папа восьмилетнего школьника Алексей Юзвяк из Украины рассказал, что школьники перешли на дистанционное обучение еще в марте 2020 года, почти сразу после объявления карантина в связи с пандемией коронавируса.
«Мы ходим в частную школу, поэтому нам было немного легче. Частная школа была более-менее подготовлена к дистанционному обучению в начале карантина. Учителя из дома проводили уроки. При этом детей было не так много. У нас в классе 14 детей и на удаленном обучении осталось 10 человек. Вот, правда, учителю было удобно держать внимание детей только первые две недели. После этого дети привыкли, это перестало быть интересно, и все пошло наперекосяк», - рассказал Алексей.
По его словам, дети крайне неусидчивы: кто-то пьет сок; кто-то играет; кто-то просто встал и ушел. Всю необходимую технику (роутеры и компьютеры) родители для своих детей покупали сами. Для учащихся старших классов были подготовлены спецуроки, которые транслировались по восьми телеканалам с 9:00 до 14:00.
«Нашему ребенку дистанционное обучение не совсем подходит. Ему восемь лет. Все равно нужна социализация, контроль и контакт с учителем напрямую. Если говорить о плюсах, то с этим сложнее. Ребенок начинает становиться самостоятельным, видя, как взрослые работают в онлайн-режиме, повторяет за нами. Однако длится это недолго - чаще всего он расслабляется. Минусов огромное количество. Если это младшие классы, то они сами дома не остаются, обязательно должны подключаться родители», - поделился впечатлениями о дистанционном обучении Алексей.
На вопрос: «Как украинское правительство готовилось к онлайн-обучению?», родитель ответил коротко и ясно – «Никак».
«Молодцы, что заранее сняли уроки для телевидения. Это было достаточно серьезное мероприятие. Благо, с 1 сентября младшие классы пошли в школу, тогда как старшие до сих пор на удаленке. Есть множество ограничений: родителей не пускают в школу, детей делят на группы, чтобы они меньше пересекались, часть уроков проходит на улице. Причем на улицу вынесены парты и дети сидят за ними, учатся», - рассказал Юзвяк.
Родитель дает неутешительный прогноз: Украина полностью вернет всех на дистанционное обучение, так как ситуация с коронавирусом не совсем положительная. Каждый день страна бьет антирекорды по количеству заболевших. Алексей Юзвяк надеется, что хотя бы первую четверть все отучатся в школе.
Палестина
Лара Хандал (Lara Handal) обучает дистанционно 38 учеников пятого и шестого класса. По словам учителя, правительство Палестины до сих пор не может окончательно определиться с наиболее подходящим вариантом обучения. К примеру, в Палестине дети 5-11 лет могут посещать в школы (0-4 классы), также как и их учителя. Логика местных властей заключалась в том, что коронавирус не сильно опасен для маленьких детей.
Одновременно с этим палестинское правительство решило, что школьники 5-12 классов будут обучаться дистанционно, однако у некоторых школ есть специальное разрешение для проведения уроков в школах. В основном подобные разрешения есть у небольших учебных заведений, которые могут соблюдать правила социального дистанцирования.
Эксперимент с дистанционным обучением в Палестине продлится две недели.
«Если по окончании этого срока ситуация с распространением коронавируса в стране будет оптимальной, то детей могут вернуть в школы», - отметила Лара.
Учитель рассказала, что подготовка к дистанционному обучению была очень слабой по всей стране.
«Были всего лишь даны медицинские указания касательно дезинфекции и мытья рук, однако советов о том, как обучать онлайн или обучать в школах с социальным дистанцированием, не было вообще», - поделилась Лара Хандал.
Первые впечатления педагога из Палестины отнюдь не позитивные. С одной стороны учить на расстоянии удобно и безопасно, но есть явные минусы. К примеру, трудно удержать внимание учеников. Еще одна проблема дистанционного обучения – обеспечение техникой. Некоторые дети, семьи не могут даже просто подключиться к уроку.
Колумбия
Йохан Эрнандезо (Johan Hernández) рассказал, что в Колумбии на сегодня зарегистрировано свыше 672 тысяч случаев заражения коронавирусом. В связи с этим правительство ввело жесткие ограничительные меры. Колумбийцам запретили ходить без масок, заставили соблюдать правила социального дистанцирования, а детей перевели на дистанционное обучение.
С 1 сентября власти решили открыть заведения питания, чтобы активизировать упавшую экономику. Теперь, по словам Йохана, ответственность за соблюдение дистанции и ношение масок ложится на каждого гражданина.
«Вирус изменил все, к чему мы привыкли. Обучение в Колумбии ведется онлайн. У некоторых школьников есть трудности с получением доступа к Интернету. Не все могут его себе позволить. Тем не менее, Правительство на постоянной основе предпринимает попытки, чтобы улучшить положение колумбийцев и сделать всех равными», - рассказал Йохан.
Для Колумбии, чтобы коронавирус не распространялся, дистанционное обучение, по словам нашего собеседника, стало единственным выходом из ситуации.
«Я почти уверен, что после пандемии дистанционное обучение станет новой нормой, новой реальностью. Оно существовало всегда, но после этого станет сильнее, и это здорово, так как сейчас все переходит в Сеть», - заметил молодой человек.
Италия
Сильвия Иона (Silvia Ionà) из Италии рассказала о своем двоюродном брате, который будучи школьником, вынужден получать образование дистанционно.
«Мой двоюродный брат рассказал мне, что разлука с одноклассниками дается ему не очень легко, а дистанционное обучение ему не нравится», - рассказала Сильвия.
Школьники, говорит она, постоянно отвлекаются на дела, которые совсем не связаны со школой. Также в Италии есть проблема со связью – «она постоянно пропадает».
Больше всего итальянцев огорчает невозможность коммуницировать друг с другом, потому что по их мнению, общение – это неотделимая часть жизни, которая особенно необходима ребенку.
Южная Корея
Эта страна стала одной из тех, которые смогли приспособиться к новым реалиям, волею судеб неразрывно связанным с коронавирусом. Об этом свидетельствуют наблюдения казахстанской студентки Айганым Толеулиевой. По ее словам, в Южной Корее не было никакого карантина: все общественные места были открыты.
Вместо карантина корейское правительство ввело строгие правила по ношению масок, проверке и социальному дистанцированию. Например, университеты перешли к онлайн-обучению на весну и осень, офисы были закрыты на неделю, а сотрудники работали дистанционно, во всех ТРЦ и в местах большого скопления людей проверяли температуру и записывали контактные данные проверяемых.
«В Южной Корее везде была необходимость сканирования своего индивидуального QR-кода, благодаря этому властям было известно, кто где находился. К тому же присылали уведомления на телефон о том, что в каком-то районе выявили заболевшего, его/ее пол, возраст и национальность. Например, это выглядело так: «Мужчина, 36 лет, кореец, был в таком-то магазине в таком-то районе. Всех, кто находился там, просим сходить в ближайшую клинику». Все тесты ПЦР были бесплатные с самого начала - и для местных, и для иностранцев», - сообщила девушка.
С 7 сентября по 13 сентября в стране ввели усиленное социальное дистанцирование: все рестораны и бары были открыты только до 21:00, кофейни, в основном, работали на вынос, школы и детсады закрылись.
Айганым говорит, что еще неизвестно, как долго студентам и школьникам придется учиться онлайн. Маленькие частные школы и центры по дополнительному обучению сейчас открыты. Это связано с тем, что многие родители работают в офисах, где нет возможности работать онлайн, а детей некому и негде оставить.
Южная Корея – лидер в сфере информационных технологий и цифровизации. Там в наши дни дистанционно учатся около 5,4 миллиона детей. Государство обещало обеспечить беспроводным быстрым Интернетом отдаленные пункты и выделило на это 1,2 миллиона долларов. Сотовые операторы снизили стоимость услуг для школьников, которые подключались к EBS (Educational Broadcasting System - система общеобразовательного вещания). Ноутбуки или компьютеры учащимся, у которых их нет, выделили их же школы.
Крупные компании, как Apple и Samsung, ввели специальные скидки для школьников и студентов. В марте все ноутбуки и планшеты были раскуплены, несмотря на высокие цены, но это было тогда, а сейчас можно получить большую скидку, если показать школьную или студенческую ID-карту. Плюс правительство обеспечило необходимой для учебы техникой 220 000 студентов в отдаленных районах.
Изначально в Южной Корее вели онлайн-уроки, где преподаватель общался со студентами в Zoom или через школьные онлайн платформы. Учителям было сложно работать с такой системой, и в некоторых школах ввели заранее записанные уроки и лекции.
«Плюсы в том, что администрации школ и других учебных заведений всегда находились и находятся на связи. При малейшей неполадке школа сама брала ответственность на себя и старалась исправить проблемы, связанные с Интернетом. В Южной Корее уже давно практикуют использование планшетов на уроках, школьники не почувствовали сильной разницы в учебе, так как уже были знакомы с онлайн-обучением и использованием компьютерных устройств вместо книг», - рассказала Айганым Толеулиева.
Были, признается она, и минусы. Ученики младших классов не могли самостоятельно зайти на онлайн-платформы, а у родителей не было времени сидеть с ними весь день и контролировать процесс. В апреле, когда был пик заболеваемости коронавирусом, число студентов в специальных чрезвычайных образовательных центрах (Emergency Classrooms) выросла с 1,6% до 4,2%. Учителям приходилось звонить родителям с самого утра и спрашивать: «Вы проснулись? Вы подключились? Нет проблем?». Это еще сильнее давило на них, усугубляя и без того незавидное положение дел.
«Больше минусов не было, так как в корейской культуре образование детей стоит на первом месте, родители не жалеют ни себя, ни финансов для того, чтобы дать детям только самое лучшее. Думаю, такое мышление помогло Корее быстро устранить проблему с нехваткой компьютеров, и здесь мало кто из родителей и преподавателей, как в других странах, жаловались на систему образования. Опять же корейская культура, где совместная работа ради высшей цели всегда стоит на первом месте, помогла быстро устранить проблемы», - поделилась Айганым.
В Казахстане тем временем некоторые родители инициировали подписание петиции за отмену дистанционного образования. Ее авторы считают, что система электронного образования опасна для здоровья, психики, интеллекта, а также социальной адаптации и мировосприятия детей.