Родители должны избавиться от ненужных приложений в смартфонах, а освободившееся время уделить обучению своих детей, так как многие из них сейчас вынуждены учиться дистанционно. Такое заявление сделала педагог-психолог, национальный тренер ЮНИСЕФ и Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Жулдыз Махатаева. Казахстанцы отнеслись к ее рекомендациям неоднозначно, передает Liter.kz.
Свои мысли Махатаева озвучила 16 сентября на онлайн-брифинге по вопросам психологической адаптации детей и родителей к дистанционному обучению. Эксперт рекомендовала родителям удалить со своих смартфонов Telegram и Viber.
«Эти приложения вам в данный момент не нужны. Оставьте то, что полезно для вас и ваших детей. И тогда можно, мне кажется, найти в семье и гармонию, и взаимопонимание», - отметила она.
Родители неоднозначно восприняли совет специалиста. Жительница Нур-Султана Айгуль Асылбек, мать четырех детей, трое из которых учатся в школе, считает, что надо обращать внимание совсем на другие вещи.
"Чтобы была гармония и взаимопонимание, надо просто любить и уважать своих детей, их мнение и права. При желании можно все совмещать", - сказала Айгуль Асылбек.
С ней солидарна журналист Джамиля Каримова. Она отметила, что было бы хорошо, если гармония в семье зависела только от наличия или отсутствия Telegram и Viber.
"К сожалению, жизнь не так проста, как преподносит психолог. Смущает также рекомендация оставить только то, что полезно для вас и вашего ребенка. Жаль, что она не уточняет, о каких приложениях идет речь. Лично о себе могу сказать, что в моем телефоне только те приложения, которые мне полезны либо нужны для работы. Да и вообще, у детей есть свои телефоны. Поможет ли создать гармонию в семье наше требование удалить оттуда все, с нашей точки зрения, ненужное, и оставить только то, что, опять же, с нашей точки зрения, полезно?" - задалась вопросом она.
Некоторые родители школьников поддержали психолога Жулдыз Махатаеву.
"Я солидарен (с мнением психолога - прим. ред.). Родители должны уделять больше внимания детям, а не социальным сетям, если это не способ заработка, а способ времяпрепровождения", - сказал Кайрат Омаров из Нур-Султана (имя изменено по просьбе собеседника).
Другая жительница столицы признается, что сейчас испытывает сильный стресс, так как ей нужно работать за двоих, чтобы прокормить семью. Она понимает, что мало занимается с детьми и не помогает им решать проблемные вопросы, возникающие в учебе из-за перехода на дистанционный формат.
"Мужа у меня нет. С учебой младшим помогает старший сын. Я прихожу домой после восьми вечера и успеваю обычно только ужин приготовить, накормить детей и спать уложить. На что-то другое сил не остается", - призналась Зауре Смагулова (имя изменено по просьбе спикера).
Однако зависимость от мобильного телефона наблюдается не только у взрослых. По словам родителей, дети сейчас очень много времени проводят со смартфонами.
"Если нам удастся что-то сделать с собой и своей зависимостью - как-то поменять это в себе, тогда мы можем начать говорить о наших детях и обсуждать эту тему. Можно спорить сколько угодно с детьми, ограничивать или вовсе запрещать им пользоваться смартфоном, но если мы сами, взрослые, «завязаны» в соцсетях, телефонах, компьютерах, то ожидать иного от детей глупо. Дети берут от нас не столько наши слова, сколько наши поступки и действия. Если взрослые оградят себя от этого, то, возможно, и дети последуют их примеру, но имеют право и не последовать. Особенно если мы говорим о подростках", - сказала психолог Оксана Гулак.
В Казахстане из-за пандемии коронавируса первую четверть школьники учатся дистанционно. Многие родители взяли неоплачиваемый отпуск или вовсе ушли с работы, чтобы помогать детям с учебой. Но новый формат утраивает не всех родителей - некоторые считают, что система электронного образования опасна для здоровья, психики, интеллекта, а также социальной адаптации и мировосприятия детей. В этой связи они инициировали подписание петиции за отмену дистанционного образования. Однако в Министерстве здравоохранения их инициативу не поддержали. Глава ведомства считает, что дистанционное обучение необходимо для сдерживания второй волны коронавируса.
Сс трудностями в онлайн-обучении столкнулись не только казахстанские школьники, но и их сверстники из других стран мира. Корреспондент Liter.kz поговорил с жителями городов в Украине, Колумбии, Палестине, Италии, Южной Корее и выяснил, как их дети учатся на удаленке.