Казахстан является частью мировой экономической системы, глобальные тренды не обошли стороной и нашу страну. Своим видением ситуации с Liter.kz поделился экономический обозреватель Юрий Масанов.
- Как Вы оцениваете текущую ситуацию в экономике?
- 2020 год ознаменовался для экономики Казахстана, как и всего мира, влиянием коронакризиса. Даже Правительство страны, которое еще летом прогнозировало спад ВВП на 0,9%, в октябре свой прогноз сильно ухудшило – падение составит 2,1%.
Такая ситуация в экономике вызвана карантинными мерами. Предприятия в сфере услуг из-за ограничений не работали, а некоторые, например, кинотеатры до сих пор не работают. Была просадка в сфере пассажирских перевозок.
Читайте также: опасно ли брать ипотеку во время пандемии? Разбираемся
Из-за ограничений на передвижение людей между регионами ощутила влияние пандемия и нефтегазовая отрасль. Например, из-за падения спроса на этом фоне нефтеперерабывающие заводы снизили переработку углеводородов на 8,7% в сравнении с 2019 годом. Сделали это, чтобы предотвратить затоваривания нефтехранилищ. И это, не считая общего падения цен на нефть из-за снижения спроса со стороны крупнейших стран-потребителей, в первую очередь, Китая.
Такое влияние можно отследить во всех отраслях экономики. Например, индекс деловой активности, который рассчитывает Национальный банк, в апреле просел до 37,2 пункта (значение ниже 50 пунктов означает негативную ситуацию). Постепенно, между тем, деловая активность восстанавливается – в сентябре ее индекс составил 47,6 пункта.
Это дает основания для более позитивного взгляда на ситуацию в экономике. Но нужно помнить, что дальнейшее развитие событий во много зависит от того, будет ли введен новый масштабный карантин и какие меры в его рамках будут приняты. Если повторится ситуация с ограничениями, как в июле-августе этого года, мы вновь увидим спад активности бизнеса.
- Как бы Вы в целом охарактеризовали государственную политику с точки зрения экономического развития?
- Экономическая политика Казахстана ориентирована, как и ранее, на привлечение в страну прямых иностранных инвестиций и диверсификацию экономики. Последняя, впрочем, если говорить, например, об индустриализации, идет с переменным успехом. Известно, что за годы второй пятилетки (2015-2019 годы) доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла всего с 10,1% до 11,6%. Очевидно, стране нужно активнее работать в этом направлении.
Читайте также: страховые компании придумали, как еще заработать миллиарды на казахстанцах
Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций, то здесь дела идут лучше. Казахстан остается магнитом для инвестиций в нашем регионе, хотя вкладываться иностранный бизнес все еще предпочитает в добывающую промышленность, а не обрабатывающую.
Хотя ситуация постепенно меняется. Например, 30 октября стало известно, что фонд «Самрук-Казына» подписал с французским инвестиционным банком Bpifrance соглашение по созданию платформы соинвестирования на сумму 100 млн евро. Деньги пойдут в проекты в обрабатывающей промышленности, машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве и логистике. Это позитивный сигнал, который говорит о планах вкладывать деньги, в первую очередь, в предприятия, которые создают реальную добавочную ценность для казахстанской экономики.
Также здесь можно отметить работу Международного финансового центра «Астана», который был создан по инициативе первого президента Нурсултана Назарбаева. Насколько известно из открытых источников, с момента запуска в 2018 году через его платформу уже осуществлены инвестиции в 444 млн долларов в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность. Также есть заявления о намерениях инвестировать в экономику Казахстана около 3,5 млрд долларов.
Если казахстанское законодательство будет стабильнее, а инвесторам будут давать нужные гарантии, о чем говорил президент Касым-Жомарт Токаев, то поток инвестиций в страну как минимум не будет спадать. Это важно в контексте усиления конкуренции за инвестиционные потоки, которая сейчас наблюдается в мире. Нужно понимать, что экономическая стагнация была лишь усилена пандемией, но эта тенденция началась еще раньше. В таких условиях инвесторы осторожнее вкладываются в развивающиеся рынке (к которым относится Казахстан), поэтому властям важно активнее работать в этом направлении.
- Как бы Вы оценили вклад Елбасы в развитие страны?
- Здесь, очевидно, нужно отслеживать период президентства Нурсултана Назарбаева – до весны 2019 года. Главный вклад Елбасы в развитие страны, если мы говорим об экономической стороне вопроса, – это перевод экономики с административно-командных на рыночные рельсы, а также открытие казахстанского рынка для иностранного бизнеса и инвесторов.
Благодаря этому наша страна смогла на первом этапе привлечь инвестиции в нефтегазовый сектор, что дало деньги для дальнейшего развития и, например, создания Национального фонда.
Деньги из него, важно подчеркнуть, сейчас помогают правительству справляться с дефицитом бюджета и изыскивать средства на стратегические проекты, в числе которых инфраструктурное развитие или реализация программы «Экономика простых вещей», которая должна помочь увеличению производства товаров народного потребления в стране.
Читайте также: Казахстанцы стали больше инвестировать. Сколько акций купили соотечественники в 2020 году
Также было заложено стратегическое направление на диверсификацию экономики, которая принесет Казахстану плоды в долгосрочной перспективе.
Эти и многие другие инициативы Елбасы составили основу для нынешнего развития страны – более успешного и стабильного, особенно в сравнении с другими государствами региона.
- Какими Вы видите перспективы экономического развития страны?
- Если говорить о долгосрочной перспективе, то нужно смотреть на успехи страны в привлечении инвестиций и диверсификации экономики. Это, конечно, очевидная мысль: если мы сможем достичь в этом значительных успехов, то сможем заложить основу для устойчивого развития. Если же нет, то мы увидим стагнацию.
В этом плане нам важно не отставать и следить за международными трендами. Например, в Евросоюзе – одном из крупнейших торговых партнеров Казахстана – думают над введением так называемого трансграничного углеродного регулирования. При его внедрении казахстанское сырье при экспорте в Европу будет обложено дополнительными сборами, что скажется на его конкурентоспособности. Касается это и готовой продукция, которая будет иметь большой так называемый «углеродный след». В этом случае, например, для обеспечения устойчивого развития «в долгую» нам нужно заниматься развитием «зеленой энергетики», чтобы не терять доходы. И это только один из примеров.
Если мы говорим о ближайшем периоде времени, то здесь, как я уже отмечал, все зависит от развития ситуации с пандемией. Нужно надеяться, что она стабилизируется, и экономика сможет показать какой-то положительный рост в 2021 году.
29 октября Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал, как восстановить экономику Казахстана. Подробнее читайте здесь.