Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Закон притяжения

В гостиную ЛИТЕРа был приглашен Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в Казахстане Саидикрам Ниязходжаев. Наши страны вышли на качественно новый уровень отношений – стратегического партнерства и союзничества, взаимовыгодной экономической кооперации и максимальной диверсификации двусторонних связей. Поэтому, как отмечают независимые эксперты, назначение главой дипломатической миссии Узбекистана в Казахстане Саидикрама Ниязходжаева, имеющего огромный опыт топ-менеджера, весьма кстати. Саидикрам Ниязходжаев – по образованию инженер-строитель. До прихода в МИД Узбекистана занимал ответственные посты в аппарате Президента, правительственных структурах, в том числе был заместителем государственного советника, заместителем министра экономики. Добро пожаловать в гостиную с Мирой Мустафиной!
11.10.2019, 13:26
Закон притяжения

ЛИТЕР: – 1 сентября Узбекистан отметил очередную годовщину независимости. Расскажите о ваших значимых достижениях за годы независимости.

Саидикрам Ниязходжаев: – Если смотреть в историческом плане, 28 лет – не такой большой отрезок времени, но за этот короткий период мы достигли определенных успехов и в экономике, и в социальной сфере, где проводилась большая работа. В начале 90-х годов экономика Узбекистана в основном была направлена на агросектор.

Мы занимались производством хлопка-сырца и пшеницу даже не выращивали. В советское время Узбекистан был нацелен на производство хлопка и реализовывал его в другие советские республики. Пшеницу и животноводческую продукцию получали из Казахстана. Сегодня в структуре внутреннего валового продукта сельское хозяйство занимает порядка 30% и промышленность – 30%. У нас быстро растет сфера услуг. Созданы новые отрасли экономики, такие как машиностроение, автомобилестроение. Так, к примеру, в городах Фергане и Андижане мы создали автомобильный кластер – производим машины для сельского хозяйства. В этой отрасли у нас работают совместные с крупными европейскими компаниями предприятия. Построены нефтехимические предприятия, к примеру, Бухарский нефтеперерабатывающий завод. Возведены крупные заводы по переработке газа. Были, конечно, определенные трудности. В Узбекистане существовал известный авиационный завод, но в связи с разрывом кооперационных связей он закрылся. На этих площадях мы создали другие производства.

За годы независимости для создания новых предприятий, развития малого и среднего бизнеса созданы более 20 свободных экономических зон и более 150 малых промышленных зон, которые сейчас работают именно на базе тех предприятий, которые в советское время занимали большие площади, но их производство было приостановлено. Испытали мы и дефицит кадров. Не секрет, что многие квалифицированные кадры уезжали из страны.

Занимаемся добычей полезных ископаемых: это рудный материал и драгоценные металлы. Добычу и переработку золота и других драгоценных металлов мы сохранили, сейчас расширяем это производство. Построены несколько горнометаллургических заводов. Развивается промышленность строительных материалов. И, конечно, развиваем легкую промышленность.

ЛИТЕР: – Саидикрам Пархатович, кстати, о легкой промышленности. В начале 80-90-х гг. Узбекистан производил хлопка от 5 до 6 млн тонн в год, это практически весь хлопок Советского Союза. Как сейчас обстоят дела с «белым» золотом?

Саидикрам Ниязходжаев: – Что касается хлопка, то тогда из всего выращенного объема хлопка в Узбекистане оставалось всего 5%. Переработкой сырья занимались три текстильных комбината. Сырье уходило в другие регионы. Мы его выращивали и собирали по 5 копеек, а возвращалось оно к нам в виде конечной продукции стоимостью от 5 до 25 рублей. После обретения независимости мы начали строить большие текстильные комплексы и привлекать иностранных партнеров, к примеру, известные турецкие компании. Они создали производство по переработке сырья, выпускали готовую продукцию и могли ее реализовывать с их брендом. К 2016 году мы уже перерабатывали 35% хлопка-сырца, а остальное – экспортировали.

Сейчас мы постепенно сокращаем площади под выращивание хлопка и перепрофилируем на производство другой сельхозпродукции: фруктов, ягод, овощей. Если смотреть на карту, допустим, конца 1901 года и посмотреть на Ташкент и весь регион в целом, то увидим исключительно фруктовые сады и различные ягодно-овощные плантации, а если посмотреть на карту 1980 года – всюду хлопковые поля. Такая политика, которая ориентировалась на монокультуру хлопка, нанесла огромный ущерб природе. Пользование водой в больших объемах, чтобы получать огромный урожай хлопка, привело к катастрофическому положению Арала. Это не секрет. По этому направлению мы с Казахстаном ведем совместную работу. Приостановили высыхание Арала. Совместная работа осуществляется по озеленению его высохшего дна. Претворяются хорошие совместные проекты. Совместно с Казахстаном и другими соседними государствами был создан Международной фонд спасения Арала.

ЛИТЕР: – Господин посол, за прошлый год, по статистике Госкомтуризма Узбекистана, вашу страну в качестве туристов посетило 1 млн 200 тысяч казахстанцев. Можно сказать, что в Узбекистане взят курс на развитие туризма?

Саидикрам Ниязходжаев: – Вполне. Сегодня туристическая отрасль является одним из драйверов экономики. Если будет развиваться туризм, то будут развиваться еще 17 смежных отрас лей, которые непосредственно с ним связаны. Это и транспортная логистика, и гостиничный и ресторанный бизнес, и сельское хозяйство, и промышленность. Конечно, в стороне не останется малый и средний бизнес. Также будет развиваться ремесленничество и сувенирная продукция. На подъеме – культура, музеи. Все это даст мультипликативный эффект для экономики. В данной сфере у нас хорошие контакты с казахстанскими партнерами. Два года мы активно участвуем в туристической ярмарке в Алматы. Были заключены порядка 90 контрактов между туроператорами Узбекистана и Казахстана.

Два ведомства – Комитет по туризму Казахстана и Государственный комитет по туризму Узбекистана – работают над созданием единого турпродукта, к примеру, паломнического тура по сакральным местам. Сейчас он в стадии изучения. Есть идея скоординировать этот тур с российским «Золотым кольцом» (Узбекистан –Казахстан – Россия). Этот тур может показать нашу историческую целостность. В эти дни в Нур-Султане проходит конференция в области туризма, где представлен и Узбекистан. Для участия в ней прибыли руководители регионов из Ташкента, Бухары, Хорезма. Думаю, что подобные форумы – очень хорошая площадка для обмена опытом. Нас, как и вас, волнует вопрос, как эффективнее развивать туризм. Что интересно? Мы изучаем казахстанский опыт в области развития туризма.

Создавая законодательную базу по развитию туризма в Узбекистане, мы изучали законодательную базу Казахстана – строительство хостельной системы размещения гостей, а также гостевые дома. В прошлом году Казахстан принял более 1 млн узбекских туристов. Не говорю о тех, кто приезжает в гости к родственникам или трудовых мигрантах. Это люди, которые приезжают исключительно как туристы. Люди почувствовали открытость. Проводимая под руководством нашего президента государственная политика – это открытая политика. Мы – открыты для всех и готовы сотрудничать со всеми во всех направлениях.

Почему я сейчас не называю никаких цифр? Я мог бы назвать цифры, но цифры – это сухие факты, а главная цель всех реформ, которые у нас происходят под руководством нашего президента, – простой человек должен почувствовать все перемены на себе. Да, есть показатели! Но главное – все реформы народ должен почувствовать на себе. Мы должны обращать больше внимания на экономику простых вещей.

ЛИТЕР: – В таком случае ваши рекомендации для казахстанских туристов?

Саидикрам Ниязходжаев: – Посетить исторические города Узбекистана. Активно развивается экотуризм. Горный туризм. Можно выбрать маршрут по промышленным объектам, к примеру, крупным предприятиям автомобильной отрасли. Можно приехать в Самарканд, посмотреть исторические места, а на следующий день отправиться на автомобильный завод. Здесь мы производим автобусы и большегрузные автомобили. Если поедете в Андижан, там можно не только любоваться красотой Ферганской долины, но и увидеть целую цепочку производства легковых автомобилей. У нас активно развивается медицинский туризм – санатории, курорты. В Узбекистане созданы три свободные туристические зоны. Туда мы приглашаем инвесторов, чтобы они могли участвовать в реализации тех или иных проектов для привлечения туристов.

ЛИТЕР: – Словом, потенциал в сотрудничестве в разных сферах между нашими странами есть?

Саидикрам Ниязходжаев: – Наши экономики не конкуренты между собой. Они взаимодополняющие, и мы должны вместе войти в производственную цепочку мировой экономики. Мы открыты в первую очередь для наших соседей. В этом отношении я бы хотел отметить открытые и доверительные отношения между руководителями наших стран. Особые отношения нашего президента с Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Обратите внимание на то, что произошло за последние два года, наши народы почувствовали открытость и доверительность. Люди начали ездить друг к другу. Многие проекты мы сейчас реализуем. В Узбекистане на сегодняшний день работает более 300 компаний с казахстанским участием, зарегистрированы 14 крупных казахстанских компаний. В Казахстане число компаний с узбекским капиталом возросло до 1,5 тысячи, в их числе торговые и производственные. По инициативе Елбасы мы провели консультативную встречу руководителей Центрально-Азиатского региона в Нур-Султане. Если суммировать, то за два года поменялся политический ландшафт всего региона. Первый государственный визит Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева состоялся именно в Ташкент. Для нас особенно важно, что по ключевым международным и региональным проблемам наши государства выступают с единых или близких позиций. Сейчас выросла динамика торговых отношений. У нас был определенный спад. Но именно доверительные отношения позволили регионам наших стран сотрудничать напрямую. В прошлом году было более 20 визитов глав казахстанских регионов в Узбекистан. За 9 месяцев этого года представители малого и среднего бизнеса заключили контракты на 100 млн долларов.

ЛИТЕР: – Это хороший показатель и отличный задел!

Саидикрам Ниязходжаев: – Мы ставим задачу довести товарооборот до 5 млрд долларов. По инициативе наших лидеров в Шымкенте провели первый форум межрегионального сотрудничества Казахстана и Узбекистана. Заключены контракты на 2 млрд долларов. Мы не говорим уже о том, что бизнес-сообщество напрямую общается друг с другом. В этом году мы готовимся к проведению второго форума регионов, который будет проходить в Узбекистане. Мы с Казахстаном реализуем очень хорошие совместные проекты по производству легковых автомобилей. Летом состоялась презентация. В автомобилестроении это будет первый совместный проект.

В этом году мы уже выпустим 16 тысяч этих автомобилей на территории Казахстана, в Костанае. Из 16 тысяч до 8 тысяч будет экспортироваться в третьи страны с брендом «Сделано в Казахстане». Наш текстильный альянс будет вкладывать деньги, инвестировать в легкую промышленность Шымкента и развивать текстильную отрасль. Второй проект, о котором могу сказать, в прошлом году в Шымкенте мы создали производство по выпуску газовых плит. Мощность составляет 10 тысяч плит в год. По дизайну и техническим качествам конкурентоспособный товар. Цены очень приемлемые.

Мы готовы сотрудничать в сфере бытовой техники. В этом году мы открыли генеральное консульство в Актау. Есть генконсульство в Алматы. Есть такое представление, что генконсульства решают только консульские вопросы с трудовыми мигрантами, но сейчас надо смотреть шире. К примеру, Актау – это морские ворота Казахстана. Там большие грузопотоки идут. В связи с этим есть огромный пласт экономических вопросов. А совместное открытие участка дороги Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана увеличивает транзитный потенциал Казахстана.

Вопрос с прямого эфира страницы ЛИТЕРа в Facebook: – Господин посол, на границе с Казахстаном Узбекистан будет строить АЭС. Как вы думаете, учтены ли все вопросы в связи со строительством? Есть ли на сегодня согласие соседей, и как к этому вопросу относится ваше население?

Саидикрам Ниязходжаев: – По данному вопросу работа ведется. Наши соответствующие структуры работают. Естественно, рассматриваем этот вопрос с соседями. Министерство энергетики Узбекистана работает с Министерством энергетики Казахстана. Все прозрачно, открыто. Вопрос актуальный. У нас тоже проживает 33,5 млн населения, и экологическая безопасность касается нас в первую очередь. Ведутся тщательные экспертизы. Кроме атомной энергетики, мы развиваем альтернативные виды энергетики: солнечную, ветровую. И, кстати, в плане альтернативной энергетики мы изучаем опыт Казахстана. По многим направлениям мы изучаем ваш опыт. На Бухарском нефтеперерабатывающем заводе монтаж оборудования в свое время делался с участием казахстанских специалистов.

ЛИТЕР: – В Узбекистане проживают казахи, доступно ли им обучение на родном языке?

Саидикрам Ниязходжаев: – У нас есть школы с казахским языком обучения там, где компактно проживают казахи. Школьная программа в этих школах стандартная. Кроме того, у нас есть кафедры в вузах, где обучают на казахском языке. Мы готовим педагогические кадры для казахских школ. В прошлом году по решению нашего президента Шавката Мирзиеева наследие Абая вошло в курс Академии государственного управления, где готовят кадры для госорганов, и предмет по наследию Абая включен в учебный процесс.

ЛИТЕР: – Господин посол, какова численность казахской диаспоры в Узбекистане?

Саидикрам Ниязходжаев: – Я вообще не сторонник того, чтобы называть диаспорой. Термин «диаспора», на мой взгляд, не очень точный. Представителем диаспоры можно назвать человека, который приезжает из той или иной страны, к примеру, на учебу. В данном случае это коренные жители, они родились на этой земле. Они граждане страны. Наши народы имеют богатую совместную тысячелетнюю историю. В Узбекистане проживает около 1 млн казахов. В стране 350 школ с казахским языком обучения. Во всех ветвях власти казахи представлены. И не только казахи, но и все национальности, проживающие в нашей стране, а их порядка 120.

Новости партнеров
×