А пешком удобнее?
Ежедневно мы добираемся до своей работы, в университет или же на свидание в парк, делая выбор в пользу общественного транспорта. Но многие по пути до своей остановки вынуждены сталкиваться с чередой перипетий и квестов. О том, как все-таки обстоят дела, в интервью газете «Литер» рассказал директор департамента координации транспорта «City Transportation Systems» Мади САРБАСОВ.
«Когда население направляется на работу»
– Из года в год жители столицы сталкиваются с проблемой переполненности автобусов в час пик. Часто люди набиваются в салон под завязку. Расскажите, с чем это может быть связано?
– В настоящий момент в городе стоит вопрос загруженности автобусов. Особенно остро это ощущается в часы-пик. В утренний час-пик – в период с 7.30 до 9.00, а также в вечерний час-пик – с 17.30 до 20.00, когда взрослое население направляется на работу, а школьники и студенты – в школы и университеты.
Основной причиной сложившейся ситуации является задержка автобусов в связи с заторами на улицах столицы, а также имеющийся дефицит водительского и подвижного состава.
– Вследствие давки приходится пропускать свой автобус и ожидать менее заполненного рейса. Особенно тяжело пассажирам приходится в зимнее время года. Иной раз ожидание следующего рейса может занимать до 20 минут. Есть ли возможность сократить интервалы прибытия автобусов?
– Работы по сокращению интервала движения и улучшению качества обслуживания общественного транспорта ведутся на постоянной основе путем увеличения количества графиков, моделирования расписания движения, изменения схем маршрутов и прочего.
На 2023 год поставлено 400 новых автобусов, что позволило значительно обновить автопарк, запустить новые маршруты, увеличить количество автобусов на существующих маршрутах, сократить интервал ожидания автобусов на остановках.
Увеличено количество графиков – 106 единиц. То есть 67 единиц – рабочие дни и 39 единиц – выходные дни.
«В столице 1 450 единиц автобусов»
– В столице происходит регулярный прирост населения, что напрямую сказывается на загруженности трафика. А пополнение количества автобусов на линии решит проблему?
– Дефицит подвижного состава является важной составляющей высокой загруженности автобусов. Всего в столице 1 450 единиц автобусов.
Работа по обновлению автобусов, с учетом закупа нового подвижного состава перевозчиками, ведется на постоянной основе, по мере поступления автобусов будут проводиться мероприятия по выводу из эксплуатации старых моделей. В прошлом году автобусные парки закупили и ввели в эксплуатацию новые автобусы в количестве 400 единиц.
В текущем году коммунальными и частными автобусными парками производится дополнительный закуп новых автобусов, которые позволят решить проблему загруженности. Будут проводиться мероприятия по увеличению количества графиков на загруженных маршрутах, а также запуск новых маршрутов по востребованным направлениям города.
«Дефицит водительского состава»
– Кадры, как известно, решают все. Какова актуальная ситуация с условиями труда для водителей?
– Автобусными парками столицы приняты меры по повышению привлекаемости позиции водителя путем увеличения заработной платы на 10–15 %, а также дополнительных надбавок, и варьируется в диапазоне 500 тысяч тенге в месяц. Это значительно превышает среднемесячный размер заработной платы по стране, а в отдельных случаях, с учетом переработки часов, заработная плата может достигать 800 тысяч тенге.
Предлагается внести изменения в Закон РК «О дорожном движении» (ст. 74) в части снижения требований к категории D по стажу с 5 лет до 1 года, в том числе для категории D1, и снижению возрастных ограничений с 25 лет до 21 года.
«Концепция комплексной транспортной схемы»
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее проблемных районах города.
– На сегодня районами с наибольшей возросшей плотностью застройки и с высокой потребностью (загруженностью маршрутов) являются микрорайон Жагалау, улицы Сыганак, Мухамедханова, Анет баба, Айтеке би, аллея Мынжылдык. Сюда также относятся улицы Нажимеденова и Байтурсынова, пересечение проспектов Туран – Ұлы Дала, проспект аль-Фараби, а также район ЭКСПО.
– Так как это далеко не локальная история, она требует комплексного подхода. Какие решения данной проблемы имеются в разработке на данный момент?
– В столице утверждена концепция комплексной транспортной схемы. Это позволит выработать единое техническое видение городского транспорта на 10 и более лет с учетом ежегодного роста населения и увеличения трафика на дорогах. Также это предусматривает увеличение количества новых автомобильных мостов, транспортных развязок, расширение улиц, пробивку дорог, существенную модернизацию общественного транспорта.
– Какие меры принимаются для оптимизации маршрутных сетей?
– Действующая маршрутная сеть города является оптимальной, охватывающей основные магистральные улицы, жилые массивы и предоставляющей обслуживание общественным транспортом большей части населения столицы.
Вместе с тем необходимо также отметить ряд характеристик маршрутной сети, требующей улучшения. В частности: сокращение дублирования маршрутов, повышение прямолинейности, большая протяженность маршрутов и время в пути. Необходимо также проведение обустройства конечных-разворотных пунктов и зон отдыха для водителей.
«Работа будет продолжена»
– Одна из важнейших функций транспортной инфраструктуры большого города заключается в возможности добраться из одного конца города в другой. Имеет ли смысл расширить количество магистральных маршрутов?
– В рамках поставки новых автобусов в 2023 году был осуществлен запуск 8 новых маршрутов – 6 единиц городских – № 27, 49, 57, 66, 84, 85, а также 2 единицы пригородных – № 328 и 329.
Запуск новых маршрутов позволил расширить маршрутную сеть, улучшить зону транспортного обслуживания и удовлетворить пожелания жителей по обеспечению качественного обслуживания общественным транспортом.
Работа в данном направлении будет продолжена, в рамках концепции развития маршрутной сети на 2024 год запланирован запуск 10 единиц новых маршрутов. Из них уже запущен новый маршрут № 42.
– Жизнь в столице довольно активная, в связи с чем многие объекты функционируют и в ночное время суток. Расскажите о практике ночных маршрутов.
– Ночные маршруты запускаются для решения основных транспортных проблем жителей в ночное время суток. Практика курсирования ночных маршрутов была применена в 2017 году во время проведения международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, тогда были запущены два маршрута. Одним из ночных маршрутов был запущен № 200 (Ж/д вокзал – Аэропорт) для транспортного обеспечения объектов и вывоза людей, особенно во время позднего проведения культурных и спортивных мероприятий в рамках выставки.
Также для бесперебойного транспортного обеспечения ж/д вокзала «Астана-Нурлы жол», с учетом ночных расписаний поездов и междугородних автобусов, курсировал ночной маршрут № 201 (Ж/д вокзал «Астана-Нурлы жол» – ТЦ «Алай-Astra»).
Внедрение ночных маршрутов решает такие задачи, как обеспечение пассажиров транспортными услугами в любое время суток, ценовая доступность, широкий охват территории города, предоставление личной безопасности жителям и гостям столицы в ночное время суток.
В рамках модернизации маршрутной сети Астаны рассматривается внедрение работы ночных маршрутов по сезонному периоду (лето). Данный сезон является оптимальным, поскольку ночные маршруты в данный период являются востребованными. В летний сезон на постоянной основе проводятся культурные и спортивные мероприятия, время окончания которых достаточно позднее. Схемы движения ночных маршрутов в настоящий момент находятся в разработке.
«Интеллектуальная транспортная система»
– С ростом тенденции экологичного образа жизни у жителей появляется потребность в бесшумном и комфортном транспорте, который не загрязняет городской воздух. Задачи о внедрении новых видов городского транспорта сегодня имеют высокий приоритет. Каков потенциал и перспективы внедрения электробусов?
– В 2019–2020 годах в рамках проекта City Bus приобретены городские электрические автобусы марки Yutong в количестве 100 единиц. В 2023 году приобретено 20 единиц сочлененных электробусов – «гармошек» (18 метров), также марки Yutong.
Электробусы отличаются своей экономичностью и экологичностью. Приобретенные автобусы обладают 0% эмиссии, что означает отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Запас хода при полном заряде составляет не менее 300 километров – в условиях кондиционирования при полной нагрузке. Электробусы обладают системой рекуперации – обратный заряд батареи при торможении. Работа в данном направлении тоже будет продолжена.
– В связи с разнообразием форм инновационного потенциала в разных странах, системы общественного транспорта в мире регулярно обновляются. Хотелось бы узнать, каким образом практикуется внедрение мирового опыта в нашей стране?
– Мировая транспортная система находится в постоянном развитии. Большое значение имеют информационные и инновационные технологии развития. Основными направлениями сейчас являются: увеличение скорости передвижения, повышение безопасности движения, увеличение пропускной способности транспортных путей, а также разработка и внедрение новых видов транспорта.
С 2014 года в Астане реализуется проект «Интеллектуальная транспортная система (ITS)», внедрены первая и вторая очереди – это светофорное регулирование, система диспетчеризации общественного транспорта, электронная оплата проезда и информирование. В настоящее время идет реализация третьей очереди проекта.
В рамках модернизации системы диспетчеризации и электронной оплаты проезда в июле 2023 года акиматом заключен договор о совместной деятельности с казахстанским партнером, в котором предусмотрены все важные решения и инновации для удобства пассажиров, основанные с учетом мирового опыта крупных городов.
– Спасибо за беседу!
P.S.: От себя хочется напомнить, что все еще очень важно уступать места пассажирам с детьми, инвалидам, пожилым людям и женщинам. Взаимная вежливость и уважение приводят к подъему вашего настроения.
Мадимит Чулембаев