Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Айгуль Косанова: От нас зависит сохранность культурного наследия

Казахстанцы продолжают славить наследие предков. 

18.06.2024, 14:27
Айгуль Косанова: От нас зависит сохранность культурного наследия
Фото из личного архива Айгуль Косановой

Песня, без преувеличения, – один из видов великого искусства казахского народа. На протяжении веков казахская степь жила вдохновенной поэзией, ярким красноречием и проникновенными песнями. В них отразилась вся многовековая история народа, его думы, чувства, надежды и мечты, радость и горе. И именно этим объясняется невероятно большой диапазон песенного творчества казахов. Со временем народное творчество превратилось в профессиональное большое искусство. И теперь новое поколение талантливых казахстанцев продолжает славить наследие великих казахских акынов и композиторов. В их числе заслуженный деятель культуры РК, лауреат Государственной премии “Дарын”, обладатель ордена “Құрмет”, ассоциированный профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Айгуль Косанова, передает Liter.kz

- Айгуль Шодановна, расскажите с чего начался ваш творческий путь?

- На сцену меня тянуло с раннего детства. Я очень любила петь, и в этом я очень похожа на свою маму. Она прекрасно поет. Нередко слышала, как мама, делая домашние дела, напевала разные мелодии. И ни один семейный праздник не проходил без песен. Пели и взрослые, и дети. Я и в школе, начиная с третьего класса, была участницей всех школьных мероприятий. А потом в нашем ауле Жетыбай, в Мангистауской области, произошло событие, которое стало для меня по-настоящему судьбоносным. У нас открылась первая музыкальная школа. Я тогда уже в шестом классе училась и, конечно же, в числе первых записалась в кружок по обучению игре на кобызе. Уж очень сильно мне хотелось научиться играть на этом уникальном, древнем музыкальном инструменте. Но спустя год приняла решение перейти в класс по домбре. Так получилось, что кобыз был всего один, а нас – пять учениц, поэтому пока один практиковался, другие сидели без дела, мне это не нравилось. Играть на домбре научилась довольно быстро, сначала просто играла, чуть позже подключила и вокал. Наша школа потом часто давала концерты. А после окончания средней школы продолжила совершенствовать свое музыкальное образование в Алматы, в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Туда я попала через большой отбор талантливых ребят со всего Казахстана. Это было в 1991 году, в то время кафедра народного пения в консерватории только-только становилась на ноги. И, видимо, для хорошего старта было решено выбрать лучших из лучших, которые стали участниками республиканского конкурса “Алло, мы ищем таланты!”. Я прошла отбор и была зачислена на обучение в консерваторию на тогда молодую, но перспективную кафедру народного пения. Времена, конечно, тогда не самые простые были, поэтому родители переживали, им было трудно отпускать меня в другой город, но понимали, что это моя мечта, поэтому всячески поддерживали и помогали. Мое первое серьезное выступление состоялось, когда я училась на третьем курсе. Я приняла участие в республиканском конкурсе имени Амре Кашаубаева и стала лауреатом. Эта победа меня еще больше вдохновила. И даже спустя 30 лет с моего первого выхода на сцену, я все также “горю2 своей творческой деятельностью.

- Наверное, у традиционных исполнителей, так же как и у эстрадных, есть свой индивидуальный стиль, расскажите, в чем особенность вашего?

- Все верно. В казахской народной культуре существует пять школ традиционного казахского пения на домбре. Это западная школа (Батыс), Арка, Сыр и Жетысу и Атлай-Тарбағатай. Я как представитель традиционной казахской музыки Западного Казахстана придерживаюсь исполнения в стиле “токпе”. Это очень живые, быстрые песни, требующие высокого диапазона. Соответственно в моем репертуаре большую и важнейшую часть занимают произведения, созданные когда-то на западной земле. Мы поем песни, играем те мелодии, которые звучали в наших краях столетия назад. Это огромное достояние, это наша история. Мы должны сберечь, сохранить традиции казахского песнопения, чтобы передать их следующим поколениям.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние традиционной казахской музыки? Какой видите ее перспективы?

- Если говорить о популярности, то, конечно, до эстрадных исполнителей нам пока далеко. Но у нас и задачи совершенно разные. Каждый традиционный исполнитель – это прежде всего последователь великих предков, и наша задача – сохранить традиционное музыкальное искусство. И я уверена, что традиционное искусство казахского народа будет существовать до тех пор, пока жив сам казахский народ. Хочу заметить, современная молодежь стала активнее выбирать это направление искусства, и это не может не радовать. Ведь это те последователи, благодаря которым традиционная казахская песня не уйдет в небытие. У народной музыки есть большие перспективы.

- О талантливости казахского народа свое восхищение в разное время высказывали многие всемирно известные ученые, исследователи, этнографы, по разным обстоятельствам и целям бывавших на казахских просторах. К примеру, великий русский ученый Алексей Левшин писал: “Казахи представляют новое доказательство того, что человек родится поэтом или музыкантом”. А как вы считаете, в чем секрет уникального певческого таланта казахского народа?

- Для казахского народа владение музыкальным искусством – это все равно, что умение оседлать коня, а сделать это может каждый кочевник. При этом можно найти в исторических источниках немало слов восхищения от самых разных известных деятелей, бывавших в наших краях. Они, и правда, искренне удивлялись тому, что большинство жителей степей, независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, могли наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. И, кстати, об этом таланте сложено немало легенд. А еще есть такое народное высказывание: “Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения”. И что самое удивительное, каждая народная казахская песня – это неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней нашли отражение различные стороны жизни далеких предков. На самом деле традиционное искусство казахов еще можно исследовать и исследовать. И я уверена, впереди будет еще много интересных открытий.

- Расскажите о своем репертуаре, и есть ли в нем особенно любимые песни?

- Я – представитель традиционной казахской музыки Западного Казахстана, поэтому особенное место в моем творчестве занимают песни Мухита Мералыулы – основоположника западноказахстанского песенного творчества. Он родился в богатой многодетной семье, поэтому музыкальное образование здесь получали абсолютно все дети, как говорится, для общего развития. Его родные братья, а у него их было пять, тоже пели, исполняли кюи и даже играли на скрипке, но никто из них так всецело не посвящал себя искусству, как Мухит. Его отец считал, что быть певцом и музыкантом – занятие для бедняков. Он планировал, что сын пойдет по его стопам, займется серьезным делом. По настоянию отца Мухит стал аульным старшиной. Но творческая натура всячески противилась однообразию быта. И при первой же возможности он оставил пост. Этому непростому жизненному этапу он даже песню посвятил, из которой становится понятно, что он остался без ничего, чтобы продолжить дорогу жизни по зову сердца, чтобы быть по-настоящему счастливым. Так он и стал основоположником певческой школы, творческий потенциал которой по сей день определяет музыкальную жизнь нашего края. Он оставил нам богатый репертуар песенных шедевров и кюев. И, кстати, по его творениям легко определить, насколько удивительно сильным голосом он обладал, с необычайно красивым тембром. У него было много учеников и последователей, благодаря которым наследие акына и кюйши и в наши дни звучит со сцены в исполнении уже нового поколения традиционных певцов. Своим студентам я стараюсь всегда в самом начале их обучения донести, насколько это большая ответственность – сделанный ими выбор. Ведь мы не просто певцы, мы те, от кого зависит сохранность культурного наследия. Наши великие предки – Мухит Мералыулы, Биржан сал, Абай и другие выдающиеся личности – образно говоря, головной вагон в длинном поезде, а каждый следующий вагон – это мы, их последователи. И эта цепочка не должна прерываться ради будущего, в котором должны знать о прошлом.

- А есть такая песня, без которой не проходит ни один ваш концерт?

- Есть. Это творение Мухита Мералыулы под названием “Айнамкоз” (“Ясноокая”). В честь этой песни я назвала свою младшую дочь. В этой песне нет грустных теней, напротив, она словно наполнена светом. Но от исполнителя “Айнамкоз” требует максимальной душевности, чтобы каждый слушающий максимально смог прочувствовать вложенные в песню чувства и эмоции.

- Насколько сейчас традиционное пение, музыка популярны среди аудитории?

- Хотелось бы, конечно, большего количества поклонников нашего творчества. Но я уверена, все еще впереди. Интерес к традиционному искусству растет, и, что больше всего радует, со стороны молодого поколения он тоже появляется. Во-первых, и в залах становится больше молодежи, во-вторых, с каждым годом увеличивается число желающих учиться на кафедре народного пения. Думаю, будет еще больше внимания к нам и в целом к традиционной музыке казахского народа, если о нас чаще будут рассказывать в средствах массовой информации.

- Ваши песни звучали в концертных залах многих стран мира, как вас там встречают зрители?

- Очень тепло, трепетно, и, я бы сказала, даже с некоторым любопытством и восхищением одновременно. На самом деле, к примеру, во многих европейских странах наибольший интерес со стороны аудитории вызывают именно концерты традиционных исполнителей. И я думаю, это неспроста. Когда настал век технологий и инновационных достижений, многие народы в погоне за модернизацией и оптимизацией стали забывать свою историю, откуда их корни и какие они у них культурные традиции. На всех зарубежных концертах замечала, как иностранцы поражаются тому, как из простого инструмента с двумя струнами можно извлекать невероятно красивые звуки. Их внимание привлекают и наши наряды в национальном стиле, и украшения. Они даже, бывает, после концерта подходят, чтобы вблизи рассмотреть, например, серьги в старинном стиле. И всегда, не скрывая восхищения, благодарят нас, что мы смогли сохранить свое духовное наследие.

Новости партнеров
×