Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Алексей Колокутский: "Начинать свое дело — это всегда непросто".

12.06.2023, 16:57
Алексей Колокутский: "Начинать свое дело — это всегда непросто".

В современном мире, который постоянно меняется и развивается с невиданной скоростью, предпринимательство становится все более востребованным и вызывающим интерес деятельностью. Но чтобы выделиться среди множества конкурентов и достичь успеха в достаточно непростых условиях, нужно обладать талантами, сильными навыками и богатыми знаниями. Таким бизнесменом является Алексей Колокутский, основатель успешных компаний ООО "Транс-система" и ООО "Информационно-Логистические Системы "Интеграция". Поговорили с Алексеем об этапах карьеры и ключевых навыках предпринимателя. 

Алексей, за годы своей карьеры вы развили крупные и успешные компании, что под силу немногим. Расскажите, как вы начинали свой путь?

Начинал я с направления транспортной экспедиции. Первая компания, которую я открыл совместно с партнером, была транспортная, занимались предоставлением вагонов под перевозку "на технический рейс". Почему именно в этом направлении? Дело в том, что я имею высшее образование в данной сфере, а также мое профессиональное развитие сложилось в области работы с вагонами и транспортом. Очень много навыков и компетенций я приобрел, работая в "Первой Грузовой Компании".

Эта компания дала мне отличную почву для старта. Я отработал в ней в качестве наемного менеджера в течение трех лет. В "Первую Грузовую Компанию" я пришел без опыта и практических знаний, а в процессе работы стал хорошим специалистом: узнал, как работает этот бизнес, как работают люди, как происходят все взаимодействия в данной сфере и в технической части, и в вопросах сотрудничества различных отделов и подразделений компаний. 

Накопив достаточно потенциала, получив необходимые навыки, я отправился, как говорят, в "свободное плавание". Совместно с партнером мы открыли свой бизнес, начали работать и пробовать. Конечно, было много сложностей, начинать свое дело — это всегда непросто, но приобретенный опыт был неоценим. Что-то получалось, что-то не получалось, но постепенно мы вышли на работу с небольшими компаниями с отправками по несколько вагонов в месяц, которые, правда, были не интересны большим операторам парка. В итоге мы собрали их вместе, предоставили им качественный сервис, а это было для нас ключевой задачей. 

За счет чего вам удалось развиться в данном направлении?

Очень помогло понимание специфики рынка, сформированное за годы работы наемным менеджером. Дело в том, что в сфере транспортной экспедиции ввиду крупных масштабов компаний и контрактов, крупные игроки совершенно не заинтересованы в сотрудничестве с мелкими компаниями. Соответственно, мы начали активно наращивать объем наших мощностей, количество вагонов, чтобы выйти на качественно новый уровень. В рамках компании мы выбрали своим приоритетом работу с универсальными парками вагонов (крытые, полувагоны, отчасти универсальные платформы), то есть мы изначально понимали, что не хотим уходить в узкую специализацию, выбрали направление грузоперевозок более распространенных материалов, так называемой группы ТНП — товаров народного потребления, среди которых: керамическая плитка, гранитная крошка, мука, песок, гранитный отсев, изделия ЖБИ и так далее. 

Также мы понимали, что необходимо расти не только количественно, но и качественно, поэтому параллельно мы занимались развитием своей IT-системы для управления парком и детальной, качественной работы с финансами. Данный путь был сложный и, как говорят, тернистый, но мы понимали, что в этом направлении нам необходимо двигаться, ведь мы не можем позволить себе дополнительнительные издержки

Как происходило развитие вашей IT-компании?

Как я уже сказал, мы активно искали решения для оптимизации и автоматизации собственных процессов, особенно в вопросах управления. Поэтому первоначально IT-проекты разрабатывались только под наши собственные нужды, связанные с грузоперевозками. В какой-то момент мы поняли, что у нас достаточно возможностей, опыта и разработок в данном направлении, а также мы увидели, что на рынке присутствует спрос, поэтому приняли решение активно двигаться в этом направлении. 

Более того, сильным провоцирующим фактором явились новые открытые возможности ввиду вводившейся системы поддержки для IT-организаций. В конце 2020 года мы создали отдельную IT-компанию, в которую перевели сотрудников, кто уже занимался разработкой решений в направлении информационных технологий. Однако, специфика работы команды осталась исключительно в направлении железнодорожного транспорта, в рамках управления парком и вагонами. 

Алексей, с чем вы связываете успех развития ваших компаний? 

Кроме увиденных и реализованных возможностей на рынке, моих опыта и навыков в качестве руководителя, а также сильной команды высококлассных специалистов, хотел бы заметить, что мои компании определенным образом связаны, но в рамках каждой организации развиваются конкретные компетенции. Все транспортные мощности и опыт сотрудников сосредоточены у нас в компании "Транс Система", а IT-команда отвечает за оптимизацию, автоматизацию и поддержку существующих решений и процессов. 

Более того, данные компании даже имеют общих клиентов, только ввиду различной специфики деятельности для одной компании они могут являться поставщиками, а для другой уже заказчиками. Несмотря на то что обе компании абсолютно самостоятельные бизнес-единицы, существует тесная рабочая связь между сотрудниками и подразделениями, которая позволяет эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. Можно назвать это мультипликативным эффектом или своего рода синергией.

Какими достижениями компаний вы гордитесь больше всего? 

Больше всего я горжусь эффективными решениями. Очень важным для деятельности компании был кейс, в рамках которого IT-команда занималась оптимизацией работы с системой "1С". Раньше перед командой стояла масса рутинных задач, среди которых было заполнение накладных и ручное внесение данных в программу "1С". Мы смогли автоматизировать эти процессы таким образом, что работу, которую ранее выполняли 15 человек, стало возможно делать лишь пяти сотрудникам. Мы всегда ставим в качестве первоначальной и основной цели автоматизацию собственных процессов. 

Также активно хотим развиваться на новых рынках — выходить на рынок Казахстана в рамках транспортной компании, масштабироваться, так как за годы работы у нас сформировалось четкое представление, как создать конкурентное преимущество, и мы знаем, что необходимо в конечном итоге нашему заказчику. 

Алексей, как вы считаете, какие навыки необходимы, чтобы стать хорошим предпринимателем сегодня? 

Прежде всего, на мой взгляд, одним из ключевых навыков является умение принимать решения в относительно короткие сроки. В бизнесе важно быть способным быстро оценивать ситуацию, анализировать данные и принимать решения, даже если у вас нет полной информации. Нередко приходится делать выбор в условиях неопределенности, и предприниматель должен быть готов к этому. Сегодня это особенно актуально, потому что рыночные условия могут измениться в любой момент.

Второй важный навык — это умение сподвигнуть команду к выполнению какой-то цели и задачи. Иногда говорят "лидерство", но для меня это слово несет некоторый оттенок безоговорочного авторитета. Считаю, что бизнесмен должен вдохновлять и мотивировать свою команду, строить доверие и эффективно делегировать задачи, при этом обязательно создавая и поддерживая благоприятную рабочую атмосферу.

Кроме того, предприниматель должен обладать хорошими коммуникативными навыками и гибкостью. Умение эффективно общаться с партнерами, клиентами и своей командой, умение слушать другую сторону — это необходимые условия успеха. Именно навыки работы с клиентами во многом определили мое развитие как предпринимателя. Однажды я услышал фразу и хорошо ее запомнил: "бизнес — это люди". 

Какой самый главный совет вы бы дали начинающим предпринимателям?

Очень важно принимать непосредственное участие в развитии своего бизнеса, нужно жить этим, ведь это не просто работа. У многих предпринимателей наступает момент, когда появляется возможность и желание делегировать вопросы развития и управления на приглашенного директора. В данной ситуации нужно помнить, что при делегировании важных стратегических вопросов на третье лицо может возникнуть проблема так называемого "спящего мажоритария", человека, имеющего контрольную долю компании, но не участвующего непосредственно в бизнесе. Практически всегда в таком случае сотрудники начинают работать не в его пользу и не в пользу компании, а в свою собственную, что нередко приводит к стагнации бизнеса или даже к развалу. Я понял для себя, что в бизнесе нужно либо полностью погрузиться в систему, в свое дело, либо отдать его кому-то целиком и принять для себя возможные риски. 

Также очень важно для молодых предпринимателей как можно скорее научиться относиться к деньгам бизнеса не как к своим собственным, не как к деньгам в своем кармане, а как к ресурсу, как к топливу, без которого их бизнес работать не сможет. Фундаментальное понимание этого момента позволит многим не допустить самые грубые ошибки, причем на первых порах.

Новости партнеров
×