"Белый бизнес" тонет в сером рынке: почему отечественные товары теряют место на полках
Депутаты и эксперты обсудили серый импорт и стагнацию рынка.
На заседании Республиканского совета по аграрным вопросам при партии AMANAT депутаты фракции, представители министерств и бизнеса обсудили, почему отечественные товары уступают место импортным. Главные темы — “серый” импорт, неравные условия конкуренции и необходимость системных реформ в сфере торговли. Подробнее – в материале Liter.kz
Депутат Мажилиса, член фракции AMANAT Нуржан Ашимбетов напомнил, что вопрос поддержки отечественных производителей неоднократно поднимался на уровне президента.
“Президент в сентябрьском Послании отдельно отметил, что мы в торговых сетях даже странам ЕАЭС проигрываем. Для наших отечественных продуктов создаются не самые благоприятные условия. Мы уже второй год вместе с ассоциациями инициируем изменения в закон о торговой деятельности и в другие смежные законодательства по агропромышленному комплексу и антимонопольной политике”, — подчеркнул депутат.
По его словам, речь идет не только о закупках, но и о системных барьерах, из-за которых продукция казахстанских предприятий теряет позиции на полках супермаркетов.
Директор департамента развития внутренней торговли Айгуль Епбаева назвала одной из ключевых проблем неограниченный объем “серого” импорта, который мешает честной конкуренции.
“К нам массово завозится товар, происхождение которого мы не видим. Нет прослеживаемости даже по линии ЕАЭС. Хотя решение о введении электронного товарооборота принято давно, на практике система пока не работает”, — отметила она.
Цифровизация и маркировка: помогут ли новые меры?
Представитель департамента маркировки и цифровизации Даулет Утенов рассказал, что Министерство торговли совместно с другими госорганами усиливает контроль за оборотом импортной продукции.
“На сегодня маркировке подлежат три товарные группы, а до 2027 года их количество увеличится до 15. С 1 января вступает в силу норма, обязывающая субъекты торговли открывать карточки товаров в национальном каталоге. Эти меры направлены на сокращение “серого” импорта и повышение прозрачности рынка”, — пояснил он.
Однако не все эксперты разделяют оптимизм госорганов. Координатор Альянса отраслевых союзов Константин Невзоров заявил, что маркировка эффективно работает только в отношении добросовестных производителей.
“Эта система не затрагивает серый импорт. Я мог бы принести товары, которые обязаны маркироваться, но они до сих пор без маркировки — ни на казахском, ни на русском языке. В том числе мороженое из Китая и обувь из России. В итоге страдают те, кто работает в белую, а те, кто в тени, продолжают работать как раньше”, — сказал он.
Партия AMANAT уже предложила ряд законодательных поправок, направленных на поддержку отечественного производства.
“Мы предлагаем решать вопрос через изменения в законодательстве и подзаконных актах. Как руководитель Аграрного совета при партии AMANAT я занимаюсь этой темой уже два года. Мы уже внесли несколько поправок, касающихся ветеринарного контроля, и продолжим эту работу. Сейчас создается рабочая группа. В Парламенте рассматривается Закон “О развитии конкуренции”, хотим продвигать через него наши предложения. Президент в своем Послании также поручил усилить поддержку отечественных производителей. Он отметил, что даже в рамках Евразийского (экономического - AR) союза наши компании часто проигрывают по конкурентоспособности”, – подчеркнул депутат Ашимбетов.
“Белая” розница в стагнации
Зампредседателя правления ОЮЛ “Союз торговых сетей Казахстана” Эльбеги Абдиев отметил, что серый импорт наносит серьезный ущерб официальному ритейлу.
“Наша “белая” розница сейчас очень сильно страдает от “серого” импорта, потому что, во-первых, нет конкурентного преимущества в виде неуплаты налогов, отсутсвие регулирования по сути и надо учитывать, что в Казахстане та же самая “белая” розница занимает 30-35%, а остальное – это нерегулируемая розница, потому что торговые сети сейчас стагнируют”, — сообщил он.
По его данным, крупнейшие торговые сети сокращают свое присутствие на рынке:
“Например, сеть Magnum сократила численность сотрудников с 12 до 11 тысяч человек. При этом 98% коллектива — это линейный персонал: продавцы, охранники, повара. Их средняя заработная плата — 200–250 тысяч тенге”.
Между тем директор ассоциации “Цифровой Казахстан” Ирина Тюгина призвала обратить внимание на реальные источники “серого” оборота.
“Мы снова обсуждаем торговые сети и легальные компании, вводим для них новые требования. Но кто из нас ходил на рынки и видел, что там происходит? Около 80% контрафактного товара реализуется именно там. Летом можно было увидеть огромные объемы продукции из Китая, оседающие на оптовых базах. Однако рынки никто не трогает — все усиливают давление именно на официальных участников рынка. Между тем “белый” бизнес несет налоговую и юридическую ответственность”, — подчеркнула она.
Проблема не только в торговых сетях
При всем при этом президент ОЮЛ “Ассоциации торговых предприятий Казахстана” Жибек Ажибаева не согласилась с противопоставлением “белых” и “серых” бизнесов.
“Мы все действуем в одном законодательном поле. Если есть пробелы — в этом виноваты не только бизнесы, но и система регулирования. Таможенный комитет, который теперь входит в КГД, просто физически не справляется с объемом задач. Нужны системные меры, которые сократят объем “серого” импорта, а не только ужесточат требования к торговым сетям. Мы уже 10 лет виним торговые рынки, что они работают в тени. Но вопрос гораздо глубже — это неэффективность контроля на границах и пробелы в администрировании. Пока мы не решим это системно, говорить о равных условиях конкуренции бессмысленно”, — подчеркнула она.
