Большое интервью с Кайратом Мами
30 августа – очередная годовщина принятия Основного законы страны. В преддверии праздника ЛИТЕР беседует с Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан Кайратом Мами.
– В прошлом году Казахстан отмечал 25-летие со дня принятия на всеобщем референдуме Конституции страны. За все годы действия Основного закона как бы Вы оценили его эффективность, связь со всеми процессами развития общества и государства?
– Празднование юбилея Конституции Республики показало высокий интерес к данной тематике в различных слоях общества, распространенность чувства конституционного патриотизма среди молодежи, что в своей совокупности составляет благодатную почву для продолжения работы по укреплению гражданских ценностей и идеалов независимого Казахстана.
С момента обретения суверенитета страны Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаев уверенно взял курс на построение демократического государства, формирование социально ориентированной рыночной экономики, обеспечение гражданского мира и политической стабильности.
Конституция закрепила все необходимые атрибуты современной государственности. Политические и социальные процессы, которые выстраивались и формировались в других странах на протяжении столетий, в Казахстане прошли быстрый путь ассимиляции и реализованы в более короткие сроки. В международной политике появилось новое понятие «казахстанский путь развития», означающее наш уникальный опыт сочетания традиций европейской демократии и азиатской культуры в условиях быстро развивающегося общества.
Правовой основой этих достижений в государственном строительстве является принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме действующая Конституция Республики. Всенародное обсуждение проекта Основного закона, возможность внесения изменений и дополнений в него в период публичного обсуждения, принятие путем прямого голосования граждан придало Конституции высшую духовно-нравственную и юридическую силу.
– Решающая роль в разработке и принятии Основного закона заслуженно принадлежит Первому Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Расскажите, пожалуйста, в чем конкретно это проявилось?
– Инициирование разработки новой Конституции является одним из мудрых и дальновидных шагов Первого Президента Республики.
Конституционным Советом в 2020 году была издана книга «Роль Первого Президента Республики Казахстан в конституционном строительстве независимого Казахстана: уроки Елбасы». В ней дан подробный анализ этих процессов.
Несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию, острую критику, Елбасы не пошел по пути изменения текста первой Конституции 1993 года. В конце 1994 года он заявил: «Нам нужна новая Конституция, и если мы не получим ее сейчас, то можем попросту потерять страну. Испугаться трудностей, пойти на чужом поводу означает свернуть с пути, чего история и потомки нам не простят. В ближайшие месяцы нам надо будет поднапрячься, опереться на профессионалов и привлечь к этому делу самых толковых, добросовестных и преданных людей».
30 июня 1995 года на сессии Ассамблеи народа Казахстана Первый Президент страны впервые представил проект новой Конституции Республики Казахстан. Он был одобрен Ассамблеей, которая призвала народ Казахстана проголосовать за него.
– Насколько полно, на Ваш взгляд, были задействованы различные политические институты, гражданское общество, эксперты, насколько это был коллективный продукт?
– Это был действительно колоссальный коллективный труд. Процесс разработки Конституции потребовал мобилизации интеллектуальных и духовных сил. В конституционный процесс, наряду с известными казахстанскими специалистами, были вовлечены иностранные эксперты.
Анализ поступивших предложений позволил максимально учесть в конкретных нормах Конституции чаяния граждан, ориентиры развития страны, общепризнанные ценности с казахстанским содержанием. В работе были использованы положения классической конституционной доктрины и практики многих стран мира, в частности, Франции и ряда других европейских государств. Президентом был сформирован экспертно-консультативный совет для дачи независимой оценки.
Проект Конституции был опубликован в СМИ для всенародного обсуждения. По итогам обобщения более тридцати тысяч предложений в проект было внесено 1 100 поправок.
На республиканском референдуме в поддержку Конституции проголосовали 89% граждан.
Поэтому можно говорить, что заложившая надежную политико-правовую основу государственного строительства Конституция Республики является результатом кропотливого труда
Лидера Нации и команды ученых-правоведов, историков, философов, политологов, филологов, политических и общественных деятелей и граждан.
– Наша Конституция начинается со слов: «Мы, народ Казахстана...». Какова роль этих положений в обеспечении межнационального и межконфессионального согласия?
– В них заложен очень большой смысл, подразумевающий единство государства и его граждан вне зависимости от их национальности, социальной, религиозной принадлежности.
Одними из важнейших достижений Независимого Казахстана являются мир и согласие в обществе. Без них невозможно эффективное развитие экономики и других сфер. Казахстан является родным домом для представителей более 100 этносов различного происхождения, вероисповедания и конфессий.
В Конституции, наряду с отмеченным, имеются и другие положения, создающие благодатную почву для утверждения указанных ценностей.
К основополагающим принципам деятельности Республики отнесены общественное согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм. Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального,
расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие.
В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, которая обеспечивает стабильность, формирует атмосферу созидания и согласия в обществе. Фундаментом этой модели является убежденность в том, что национальности, религиозные конфессии, разные культуры, языковое многообразие при консолидирующей роли казахского этноса являются нашим преимуществом и богатством. Все это нашло отражение в Доктрине Национального единства Казахстана, реализация которой направлена на активизацию человеческого и интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития, достижения достойного уровня жизни каждого, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией прав и свобод граждан.
– Есть мнение, что стабильная и поступательная эволюция Казахстана связана с введением посредством Конституции президентской формы правления и в целом новой системы госуправления. Как Вы относитесь к такой позиции?
– Идея президентской власти нашла различные формы реализации в разных государствах мира. В каждом из них институт Главы государства имеет важнейшее значение.
Президентская форма правления в Республике Казахстан была установлена 24 апреля 1990 года, именно в этот день был принят Закон об учреждении поста Президента Казахской ССР.
1 декабря 1991 года состоялись первые прямые президентские выборы. На всенародно избранного Первого Президента Республики
Н.А. Назарбаева были возложены функции по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Действующая Конституция уточнила статус и полномочия Президента Республики. В условиях распада Советского Союза, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, единственно правильной и закономерной явилась апелляция всех слоев казахстанского общества к президентской власти.
Подобные решения были вполне оправданны и привели к стабилизации государственно-властных отношений. По достижении этой стабильности были созданы условия для расширения системы воздействия законодательных (представительных) органов на процессы непосредственного управления.
Теоретически разумная и прагматически взвешенная позиция Первого Президента позволила Казахстану в рамках Конституции встать на путь эволюционного развития. Данный тренд нашел свое продолжение и в деятельности Президента Республики К.К. Токаева.
– Вместе с тем Конституция – не застывший правовой реликт. В течение последующих лет в Основной закон вносились изменения и дополнения. Как бы Вы их оценили с точки зрения необходимости и своевременности?
– После опубликования проекта Конституции в СМИ в 1995 году Первый Президент провел пресс-конференцию, на которой, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Конституция не является чем-то застывшим и неизменным. Появятся со временем новые реалии, придут новые поколения, и, вне сомнений, потребуются изменения в Основной закон. Но должна оставаться основа. Она-то и будет заложена в ходе народного обсуждения».
За двадцать шесть лет проведены три конституционные реформы.
Каждая из них непосредственно связана с эволюцией казахстанского общества, они проводились максимально обоснованно и своевременно. Президентский формат непременно включает проведение глубокой и масштабной народной экспертизы, участие как можно большего числа казахстанцев в конституционном процессе.
Так, в 1998 году было предусмотрено избрание части депутатов Мажилиса на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, участие присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве и другое.
В 2007 году пропорциональная система была распространена на подавляющее большинство депутатов Мажилиса, усилена ответственность исполнительной власти перед Парламентом, максимально сокращена сфера применения смертной казни.
Конституционная реформа 2017 года стала новым этапом на пути последовательного преобразования общества и государства в русле Стратегии
«Казахстан-2050». По ее итогам некоторые функции Президента Республики были переданы Парламенту и Правительству, при повышении их роли и ответственности. Высокую оценку таким нововведениям дала Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия).
Таким образом, все конституционные изменения соответствовали требованиям времени и способствовали развитию нашей страны.
– Конституционный Совет председательствует в двух ассоциациях. Что это дает нам?
– Конституционный Совет Республики Казахстан с 2017 года председательствует в Евразийской ассоциации органов конституционного контроля (9 стран), а с 2019 года – в Ассоциации азиатских конституционных судов (19 стран).
Осуществление такой важной миссии является свидетельством признания на международном уровне высокого авторитета Казахстана, его правовой политики и роли Конституционного Совета в ее реализации.
В рамках этих организаций мы имеем возможность обмениваться знаниями и опытом по актуальным вопросам, широко пропагандировать наши успехи в правовом строительстве. Кроме того, как председатель данных ассоциаций, я вхожу в состав Бюро Всемирной конференции по конституционному правосудию, участниками которой являются 117 стран. Это означает, что позиция Казахстана учитывается на высоком уровне.
Ведущие конституционалисты мира сообща обсуждают общие конституционно-правовые вопросы и работают над их решениями. С этой целью в прошлом году в г. Нур-Султане состоялся IV Конгресс Азиатской ассоциации.
– Ваши пожелания читателям.
– Поздравляю всех с наступающим Днем Конституции Республики Казахстан. Желаю крепкого здоровья, процветания и исполнения всех планов.
Канат САРИН, Нур-Султан