Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Через 26 лет забвения: для чего восстанавливают районы у границы на востоке Казахстана

Эти районы граничат с Россией и Китаем.

04.08.2023, 15:24
Через 26 лет забвения: для чего восстанавливают районы у границы на востоке Казахстана
Фото: Liter.kz

В течение двух лет на востоке Казахстана появятся три административные единицы – Катон-Карагайский, Маркакольский и Маканчинский районы. Об этом заявил глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе второго заседания Национального курултая. Эксперты рассказали Liter.kz, как это связано с национальной безопасностью и улучшит ли благополучие местных жителей.

Выступая на Курултае, президент отметил, что ситуация в приграничных районах напрямую влияет на территориальную целостность и благополучие страны.

К сожалению, в некоторых приграничных населенных пунктах численность населения резко сократилась. На это в том числе повлияло принятое в свое время решение об объединении некоторых районов, – отметил глава государства.

В прошлом году в Казахстане уже восстановили области Абай, Улытау и Жетысу. Этот шаг придал мощный импульс развитию этих регионов.

Теперь партия AMANAT выдвинула ряд инициатив по восстановлению приграничных районов. Правительство по поручению Касым-Жомарта Токаева рассмотрело вопрос. В результате президент принял решение о восстановлении Катон-Карагайского, Маркакольского и Маканчинского районов.

Согласно данным архива Восточно-Казахстанской области, Маркакольский район указом президента РК упразднили 23 мая 1997 года, его территория вошла в состав Курчумского района.

Маканчинский район исчез с карты Казахстана постановлением правительства 23 мая 1997 года. Его территорию включили в Урджарский район.

Лишь Катон-Карагайский из трех районов – действующая административная единица.

Необходимо провести соответствующие расчеты, исходя из реальных возможностей государственного бюджета. Завершив все предварительные работы в текущем году, в течение предстоящих двух лет мы начнем восстанавливать указанные районы. В целом объединение или разделение районов оказывает непосредственное влияние на каждодневную жизнь граждан. Поэтому при принятии решений важно учитывать численность населения, экономический потенциал, инфраструктурные аспекты таких районов, – заявил глава государства.

Усиление состоятельности государства – это актуальная для Казахстана проблема, считает директор центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Айдар Амребаев.

В современных условиях особое внимание должно быть уделено укреплению приграничных территорий. Эта задача является одним из приоритетов, особенно в контексте децентрализации управления и опоры на местное самоуправление. Сильный центр должен прирастать сильными регионами! К этому нас толкает геополитическая нестабильность в Евразии. Неравномерное распределение населения страны по регионам является серьезной уязвимостью на данном этапе, – считает Айдар Амребаев.

Эксперт выразил солидарность с мнением президента о том, что нужны кардинальные меры в области региональной политики. К примеру, вызывает озабоченность ситуация с российским приграничьем, когда на севере страны пустуют целые населенные пункты. Аналогичная ситуация и у границы с Китаем. Нужны определенные меры госрегулирования расселения на границе с соседями из республик Центральной Азии, считает Айдар Амребаев.

На начальном этапе с момента обретения суверенитета в Казахстане, на мой взгляд, этому вопросу уделялось недостаточно внимания. В настоящий момент действующий президент, как истинный международник и дипломат, эту ошибку исправляет, – говорит политолог.

По его словам, для более гармоничного расселения граждан по территории страны необходимы комплексные решения, например, по восстановлению жизни в населенных пунктах близ границы. Важно проанализировать потенциал регионов и использовать его во благо. Выстраивание современной социальной инфраструктуры в регионах должно вызвать заинтересованность не только у самих жителей этих поселков и городков, но также и у инвесторов с целью строительства актуальных производств, их тесной взаимосвязи с граничащими государствами.

Это важно, например, в плане реализации Соглашений о приграничном сотрудничестве с соседними странами, а также минимизации потенциальных рисков. Горький опыт целого ряда стран, упустивших из поля зрения эти проблемы, красноречив. Необходим контроль границ не только силами пограничной службы, но и обжитостью приграничных территорий. Об этом нельзя забывать, – подытожил Айдар Амребаев.

Ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Дина Ешпанова считает, что в решении президента есть политическая и социальная составляющая.

Политический аспект заключается в повышении самостоятельности регионов. Сейчас идет формирование местного самоуправления, децентрализация власти. Если районы будут более самостоятельны, то местное население станет активнее и принимать участие в жизни своего населенного пункта, – считает Дина Ешпанова.

Социальный аспект заключается в том, что восстановление районов вдохнет в них жизнь. По словам эксперта, здесь появятся рабочие места, школы, садики. Люди захотят здесь остаться.

Кроме этого, в Казахстане большие расстояния между населенными пунктами. Чтобы поехать в районный центр, приходится преодолевать несколько десятков километров. Восстановление районов поможет сократить расстояния, – отметила эксперт.

Местные жители считают, что такое решение руководства страны позволит восстановить допущенную историческую несправедливость. Они рассказали, что Маканчинский район, основанный в 1928 году, был одним из лидеров по производству сельскохозяйственной продукции в республике. Пик развития он получил как раз незадолго до обретения независимости, когда численность населения выросла до 47 тысяч человек.

В конце 90-х годов поголовье овец увеличилось на 510 тысяч голов, крупного рогатого скота – на 50 тысяч, лошадей – на 20 тысяч. Производство зерновой продукции в районе достигло небывалых показателей. Из 159 600 гектаров посевных площадей в год район реализовывал государству от 60 до 75 тысяч тонн зерна. Однако его все же распустили в 1997 году. С тех пор местные жители неоднократно обращались в вышестоящие органы с предложением о восстановлении территориальной единицы.

Между тем село Маканчи расположено на расстоянии от трех до 60 километров от границы. Сам район имеет самую длинную протяженность границы с Китаем – 220 км.

Председатель ветеранской организации села Маканчи, член Общественного совета и почетный гражданин Урджарского района Абен Разуев отметил, что жители села восприняли решение президента как историческое. Так как ранее район был передовым не только в области, но и в масштабе страны.

После ликвидации села у нас сократилась численность населения с 47 тысяч до 32 тысяч человек. И этот процесс не остановился. В приграничных селах Акшокы, Саз, Бугыбай, Карабута, Бахты, Арасан, Карабулак, Кызылбулак, Коктал численность населения ранее составляла от 1 500 до 3 500 человек, сейчас сократилась до 700-1 200 человек. Связано это со снижением уровня жизни. К примеру, 70-80 процентов средств, выделяемых на развитие приграничного района, местные акимы тратят только на благоустройство районного центра. За исключением сел Маканчи, Таскескен, бывших районных центров, строительство жилья вообще не велось, – рассказал Абен Разуев.

Вызывает обеспокоенность у местных жителей оголение границы между Казахстаном и Китаем. Аксакал отметил, что за последние годы на территории Китая, вдоль границы с Маканчинским районом, появилось много городов и сел, строятся заводы и многоэтажные дома. С нашей стороны пустынная территория, пыльные дороги, умирающие села.

Сейчас активисты из трех районов собирают пакет предложений. Жители надеются, что перечисленные меры положительно повлияют на регион и приграничная территория Казахстана окрепнет.

Новости партнеров
×