Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Член Политсовета партии Nur Otan высказался о выборах, акимах и их полномочиях

17.03.2021, 11:37
Член Политсовета партии Nur Otan высказался о выборах, акимах и их полномочиях

Мнение Каныбека Жумашева, члена Политсовета партии Nur Otan:

– Безусловной аксиомой, не требующей доказательств, является то, что на местах должны работать люди, уполномоченные принимать решения. Только тогда государство будет иметь возможность оказывать услуги населению наилучшим образом. Поэтому важно, чтобы акимы сельских территорий (поселка, села и района) обладали достаточными полномочиями, которые позволяли бы им принимать действенные меры по улучшению жизнедеятельности населения вверенной административно-территориальной единицы.

Расширение полномочий акимов на местах – одна из основных идей децентрализации. В целом, зачем в условиях Казахстана нужна децентрализация власти?

Основной объективный фактор состоит в том, что децентрализация позволяет оперативно реагировать на происходящие на локальных уровнях изменения (территория большая, климатические условия разные). Передача информации в центр и обратно занимает время, а в некоторых случаях «промедление смерти подобно». Поэтому некоторые функции по жизнеобеспечению крайне необходимо передавать ближе к народу, туда, где они будут быстро, оперативно и эффективно реализованы.

Эксперты отмечают, что немаловажным фактором выбора в пользу децентрализации является то, что она обеспечивает мотивацию сотрудников. Творческим, талантливым управленцам требуется пространство для маневра. Государство должно привлекать и удерживать лучших сотрудников, продуктивно используя их инициативу, только в том случае, когда оно предоставляет им право принятия решений. Мотивация имеет огромное значение для профессиональной деятельности. Кроме того, мотивация является одним из ключевых факторов управленческой деятельности, поэтому некоторая децентрализация срединной линии необходима всегда. Наделение властью менеджеров среднего звена одновременно позволяет им учиться принимать решения, так что однажды кто-то из них сможет занять пост руководителя высшего ранга.

За 30 лет Независимости Казахстана под руководством Лидера Нации, Председателя партии «Nur Otan» Н.А. Назарбаева в стране создана мощная четырехуровневая (село – район – область – столица) управленческая иерархия акимов, определены уровни ответственности, усилена самостоятельность акимов сельских округов (увеличены штаты и бюджет села). Многие акимы районного звена продвигались по карьерной лестнице и успешно решали возложенные на них государственные задачи: назначались на должности акимов областей, в центральные государственные органы, в Администрацию Президента и т. д. То есть институционально выстроена четкая управленческая вертикаль, действует система подготовки и переподготовки государственных менеджеров этого направления.

В то же время современные вызовы как глобального, так и внутристранового общественно-политического характера требуют принятия адекватных мер реа гирования, а их эффективность должна быть обеспечена путем законодательного урегулирования.

Как известно, на V заседании НСОД 25 февраля текущего года Глава государства К.К. Токаев заявил: «Прямые выборы акимов районов должны состояться в 2024 году. Уверен, что данная инициатива внесет значительный вклад в демократизацию нашей страны и укрепление института местного управления».

Выборы акимов поселков и сельских округов планируется провести уже во второй половине этого года.

Первые прямые выборы акимов сел проводились в Казахстане в 1999 году. Население страны до сих пор вспоминает, какие большие надежды они возлагали на эти демократические перемены и с энтузиазмом взялись за подготовку этих выборов на местах. Желающих стать акимом было немало.Почему этот эксперимент не прижился в нашей стране? Возможно, основной причиной является то, что у избранного акима cела тогда не было никаких механизмов решения проблем населения: ни бюджета, ни кадров, ни полномочий. В то же время, оглядываясь назад, мы понимаем, что в конце 90-х стране нужна была именно сильная централизация власти, тому были объективные и субъективные причины.

Как человек, имеющий опыт работы на государственной службе и в Центральном аппарате партии «Nur Otan», считаю решение Президента К.К. Токаева о проведении прямых выборов акимов поселков, сельских округов и в будущем – акимов райо нов очень важным шагом для дальнейшего демократического развития казахстанского общест ва. Это ожидаемое народом Казахстана событие, подразумевающее реальные политические реформы, которые должны улучшить качество жизни населения. При этом нужно понимать, что исполнение поручений Президента потребует подготовки глубоко продуманных и взвешенных механизмов реализации, учитывающих как социально-политические, так и отраслевые последствия.

Рассмотрим некоторые отрасли, например, сферу здравоохранения, как самую актуальную в нынешнее время.

В районе нет, аналогично образованию, районных отделов здравоохранения. Однако, как показал опыт борьбы с пандемией, именно акимам на местах пришлось восстанавливать и оперативно реанимировать систему сельского здравоохранения, тогда как по функционалу они к этой сфере никакого отношения не имеют.

Главные врачи районных больниц и поликлиник непосредственно подчиняются управлениям здравоохранения (УЗ), но в период пандемии они получали конкретные установки и отчитывались перед акимом района (руководителем оперативного штаба). Акимы принимали как управленческие решения, так и решали вопросы материально-технического обеспечения организаций здравоохранения (привлекали спонсоров) и лекарственного обеспечения сети аптек. В части сохранения стабильности и борьбы с пандемией, безусловно, они сработали эффективно, но в части своих полномочий им пришлось их превышать.

Станция скорой медицинской помощи (СМП) стала наиболее проблемной точкой для акима района: машины СМП неисправны или вовсе отсутствовали, запчастей нет, бензина не хватает и т. п. От областной станции скорой помощи мало было помощи аулам, расположенным в 200-500 км от областных центров.

Когда готовили в селах карантинные и провизорные стационары, некоторые акимы районов объекты здравоохранения переводили временно на районный баланс, ремонтировали, а после обратно возвращали в областную собственность. Таким образом, акимы районов практически сами становились основными менеджерами в сфере здравоохранения, поэтому, возможно, есть смысл усилить полномочия акимов районов путем передачи некоторых функций системы здравоохранения из области в районы, например, станции скорой медицинской помощи, сельские врачебные амбулатории (СВА) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) переподчинить акимам районов.

Сфера образования. В системе образования, наоборот, запущен процесс централизации функции на уровне области.

Так, с декабря 2019 года назначение руководителей районных отделов образования передали областным управлениям образования (ОУО), а с января 2021 года переданы в область и функции назначения руководителей государственных школ, детских садов и весь бюджет районного образования. Решение принято Министерством образования и науки. Если учесть, что почти 70% районного бюджета – это система образования, то не трудно понять, какая должна быть штатная численность финансово-экономического блока ОУО, чтобы формировать и контролировать исполнение бюджета образования всей области.

Возникает множество вопросов, по которым нужны экстренные меры регулирования. Так, следует обратить внимание на то, как будут решаться вопросы привлечения кадров в сельские организации образования, если вновь сдаваемое жилье из государственного фонда по закону должно выделяться приоритетно структурам, подчиненным районному акимату, тогда как школы и детские сады теперь финансируются областным бюджетом.

В случаях ЧС природного и техногенного характера теперь придется руководителю ОУО выезжать в аулы, устранять последствия. А какие ресурсы для этого есть у него? Например, ураган серьезно повредил кровлю школы. Согласно Бюджетному кодексу аким района не имеет права использовать средства районного бюджета (средства на случаи ЧС) на ремонт объекта, финансируемого из области.

Сегодня педагоги на селе де-факто работники сельской школы, а де-юре – подчиняются области, так как зарплату получают из областного управления образования, что также повлечет за собой необходимость перезагрузки системы социальной поддержки педагогических работников.

В целом нивелируется само понятие «районная система образования». Бюджет образования района теперь не рассматривается на сессиях районных маслихатов (т. е. без участия партийных фракций) и не утверждается депутатским корпусом, а формируется в ОУО.

Понятно, что МОН во главу угла ставит качество образования, в то же время при внедрении таких нововведений подход должен быть комплексным, ведь в конечном итоге благополучие населения (экономическое, социально-бытовое, гуманитарное) села – прямая ответственность акима района.

Такие примеры можно привести и по другим отраслям (например, ветеринарная служба также переподчинена области), но самое главное при принятии подобных решений – важно просчитывать все «за» и «против», не отойти от принципов децентрализации.

Подытоживая, хотелось бы обратить внимание, что сегодня аким района продолжает нести ответственность за здоровье, воспитание и образованность населения вверенной ему административно-территориальной единицы, но при этом не имеет никаких законных финансовых и управленческих механизмов принятия решения в этих сферах.

Сосредоточивание множества функций на уровне области, естественно, сокращает полномочия акимов районов, что, безусловно, приведет к снижению его статуса как института власти.

Полагаю, что в ближайшей перспективе должны быть пересмотрены уровни ответственности, и соответствующими нормативно-правовыми актами следует осуществить четкое разделение должностных обязанностей между руководителями района и областными структурами, «начертить» границы ответственности. Ведь в будущем с всенародно избранного акима района (поселка, села) спрос будет совершенно иной, и у него должно хватить полномочий для выполнения наказов избирателей.

В этом году на выборах акимов поселков и сельских округов, а в 2024 году – на выборах акимов районов, безусловно, изъявят желание принять участие самые честные, грамотные, образованные граждане, нацеленные изменить жизнь села к лучшему. А четкие и понятные полномочия и законодательно утвержденные обязанности акимов сельских территорий должны сработать основным мотиватором для привлечения успешных и конкурентоспособных специалистов в сферу государственного управления

Новости партнеров
×