Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 516.93  542.52  4.98

Что лежит в основе инфляции в южном регионе?

13.01.2023, 22:58
Что лежит в основе инфляции в южном регионе?

Как уже сообщалось, в 2022 году уровень инфляции в Казахстане достиг тревожного уровня: по сравнению с предыдущим годом цены выросли на 20,3%. Стоимость продовольственных товаров повысилась на 25,3%, непродовольственных – на 19,4%, цены на платные услуги подскочили на 14,1%. Среди лидеров в последнее время неизменно оказывается Жамбылская область, которая в декабре поделила верхнюю строчку антирейтинга наряду с Костанайской областью.

Действительно, в Жамбылской области индекс потребительских цен в декабре 2022 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 101,9% (выше среднереспубликанского уровня на 0,7 процентного пункта). Самая низкая – по 0,7% – в соседнем Шымкенте и Мангистауской области.

Продовольственные товары в регионе подорожали на 2,5%, цены на непродовольственные повысились на 2%, уровень цен на платные услуги вырос на 0,9%. По данным областного бюро статистики, по итогам года цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 19,8%, в том числе на продовольственные товары – на 26%, непродовольственные – на 18,2%, платные услуги – на 12,5%.

Что же двигает цены в регионе вверх? Показательным в этом плане является конец прошлого года. Так, по данным областного бюро статистики, в ноябре значительное повышение цены зафиксировано на свежие овощи – на 15%, яйца – на 5,2%, макаронные и кондитерские изделия – по 3,7%, молочные продукты – на 3,5%, крупы – на 3,1%, булочные и мучные кондитерские изделия – на 2,9%, мясо птицы – на 2,7%, рыбу и морепродукты, фрукты свежие  – по 2,1%, рис – на 2%, табачные изделия – на 1,6%, масла и жиры – на 1,4%, мясо – на 1,2%, безалкогольные напитки – на 1%, алкогольные напитки – на 0,9%, муку – на 0,6%, картофель – на 0,5%.

Кроме того, ткани подорожали на 4,9%, моющие и чистящие средства – на 3,6%, посуда – на 3,3%, одежда – на 3%, товары личного пользования – на 2,5%, обувь – на 2,2%, фармацевтическая продукция – на 1,2%, строительные материалы – на 0,9%, автомобили – на 0,7%.

Прирост цен на услуги ремонта бытовых приборов составил – 9,8%, общественного питания – на 4,9%, парикмахерских и салонов красоты – на 4,4%, услуги в области культурных мероприятий – на 3,8%, ремонта обуви – на 2,8%, чистки и ремонта одежды – на 2%, амбулаторные услуги – на 1,8%, услуги связи – на 0,9%.

В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на центральное отопление и горячую воду повысились по 5,9%.

Специалисты отмечают парадокс – Жамбылская область является по традиции одним из самых низкооплачиваемых регионов страны, где средние доходы населения на порядок меньше, чем в соседнем Шымкенте, и значительно ниже, чем в Астане, Алматы и нефтяных регионах страны. Однако цены на товары практически не уступают, к примеру, столичным расценкам. Например, говядина на рынке в Таразе сегодня стоит 2 900 тенге, конина – 3 800 тенге. Цены в Астане на эту продукцию примерно такие же. Хотя, согласитесь, уровень доходов в двух регионов весьма разнится.

Между тем в третьем квартале прошлого года среднемесячная заработная плата в Астане составила 389 526 тенге, тогда как в Жамбылской области – 216 422 тенге. То есть, получается, столичным жителям купить такой необходимый для жизни продукт намного легче. На этом простом примере можно объяснить, почему из теплой южной области в холодные северные регионы в поисках лучшей жизни уезжает молодежь. В других городах выше заработки, и в то же время ниже инфляция, – размышляет эксперт информационно-аналитической компании Кирилл Нсанов.

По его мнению, на примерно одинаковый уровень цен в столице и южных регионах страны оказывает влияние не столько покупательская способность граждан, сколько себестоимость произведенной продукции.

Взять то же мясо. Сегодня получается так, что цены на корма, – например, пшеницу, ячмень, кукурузу – примерно одинаковы как в северных, так и в южных регионах страны. В результате примерно одинаковые затраты уходят на содержание скота как в Акмолинской, так и в Жамбылской областях. Отсюда цены на производимую животноводческую продукцию примерно равны, – считает собеседник.

Что касается покупательской способности, то здесь, по мнению эксперта, на этот фактор влияет не только уровень заработной платы, но и... доступность кредитов.

Здесь очень простой расклад – если у вас маленькая зарплата, вы вынуждены искать доходы на стороне, а также можете взять кредит. Который, к слову, банки сегодня охотно выдают населению. В результате небольшие заработки южан компенсируются всевозможными видами займов. Другое дело – что далеко не всегда граждане платят по счетам, в результате чего растет их задолженность перед банками и МФО. Но вечно так продолжаться не может. Законодательство относительно выдачи кредитов ужесточается. И в скором времени займы перестанут быть такими доступными. Думаю, потребители станут в итоге все же меньше покупать, а конъюнктура цен отреагирует если уж не дефляцией, то низким уровнем инфляции, – резюмирует эксперт.

Шухрат Хашимов, Тараз

Новости партнеров
×