Деньги освоены, города не построены: работает ли в Казахстане проект Smart City
Насколько комфортны для граждан казахстанские города?
Больше половины населения Казахстана проживает в городах. Но только в пяти городах из 89 граждане живут сравнительно в комфортных условиях. Концепция “умных городов” обсуждалась еще в начале нулевых. Тогда основной фокус был направлен на развитие технологий и инфраструктуры. Спустя годы появился стандарт Smart City, нацеленный на создание комфортных условий для граждан. В авторской рубрике журналиста Liter.kz “Госпрограммы простыми словами” рассказываем, почему проект умных городов потерпел фиаско и что будет с судьбой пяти отобранных для программы городов.
Цифровой Казахстан
Вплотную реализацией Smart City стали заниматься в 2018 году с появлением госпрограммы “Цифровой Казахстан”.
Целью программы было улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий, а также создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.
Ожидалось, что развитие цифровой индустрии обеспечит импульс другим отраслям экономики страны.
Программа рассчитывалась на 2018-2022 годы. Первоначальный бюджет программы составил 108 млн тенге.
В рамках госпрограммы предусмотрено создание урбанизированной территории, в которой ресурсы городских служб и частные инициативы взаимодействуют и сотрудничают для обеспечения устойчивого развития города и создания благоприятных условий для жителей и туристов.
Спустя год после реализации программы для стандартизации подхода при построении умных городов был утвержден Эталонный стандарт.
Там отмечается, что приоритетными сферами жизни умного города являются безопасность, транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение и управление городом.
В целях формирования Smart City определены пять городов: Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и Караганда. На основе международных стандартов в каждом из городов разработали и утвердили собственные национальные стандарты в области Smart City.
Планировалось, что к 2022 году выбранные города попадут в один из международных рейтингов умных городов.
При этом кроме установки камер, запуска электронных услуг, остальным условиям Smart City отобранные города не соответствовали. Не достигнув запланированных индикаторов, программа провалилась.
Отчет Счетного комитета
В свою очередь Счетный комитет провел аудит госпрограммы “Цифровой Казахстан” и представил свое заключение. Так, на создание умных городов в Казахстане за три года потратили порядка 29,89 млрд тенге, однако проект до конца так и не завершили.
Задача по формированию умных городов не была решена и перенесена в национальный проект “Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций” (“Разработка и реализация концепции Smart City” – срок исполнения 2023 год), – говорится в отчете.
В ведомстве отметили, что разработанный в 2019 году “Эталонный стандарт “умных” городов Республики Казахстан”, является больше коммерческим и ставит под сомнение целесообразность его применения. Так, одним из основных условий по вхождению в международный рейтинг является оплата услуг зарубежных экспертов, а это в среднем 25 тысяч долларов.
В результате по итогам 2018-2020 годов в рейтинг вошли только два города: Алматы и Астана.
Также согласно заключению Счетного комитета, в Миннацэкономики отсутствует информация по затратам на программу в сфере информатизации, начиная с 2001 года. А в Министерстве цифрового развития также не предоставили в полном объеме информацию о тратах.
При этом за 2018-2021 годы на реализацию госпрограммы было израсходовано 207,8 млрд тенге. В частности, из республиканского бюджета 82,7 млрд тенге, из местных бюджетов – 29,9 млрд тенге, иные источники – 95,2 млрд тенге.
При плане 83,3 млрд тенге фактические расходы республиканского бюджета на госпрограмму составили 82,6 млрд тенге. В том числе затраты на создание и развитие 23 информсистем составили 15,5 млрд тенге. Из них восемь информсистем для Минфина, Минкульта, Минобороны, Минэкологии, Минцифровизации, Минпросвещения, Минюста, на разработку которых затрачено 971,2 млн тенге. Однако эти системы не были завершены в сроки и перешли в другие программные документы, что в свою очередь приводит к дополнительным расходам бюджетных средств и затягиванию сроков реализации мероприятий, – отмечено в заключении.
Кроме того, разработка четырех информсистем – две для МВД и по одной для Минпросвещения и Минэкологии – отменена ввиду их дальнейшей нецелесообразности, говорится в тексте.
Таким образом, неисполнение или несвоевременное исполнение мероприятий по созданию информсистем свидетельствует о недостаточном уровне их проработки на этапе предварительного анализа, планирования и согласования с заинтересованными сторонами. Последующий отказ ввиду потери их актуальности влечет неэффективность затраченных ресурсов, – отметили в Счетном комитете.
Кроме того, госпрограмма не предусматривала полный охват цифровизацией деятельность госорганов. Так, из 25 центральных госорганов разработка информсистем предусмотрена только для 11.
В ряде случаев затраты бюджета на сопровождение информсистем превышают стоимость их разработки. Так, согласно информации Агентства по стратегическому планированию и реформам, общая стоимость затрат на разработку информсистем за период 2013-2021 годы составила 1,5 млрд тенге, при этом на их сопровождение и администрирование израсходовано 8,3 млрд тенге, – сообщили в ведомстве.
Положение “умных городов” на сегодня
Несмотря на огромное финансирование, отличиться в рейтинге комфортных казахстанским городам до сих пор не удалось. Согласно данным Института экономических исследований, только три города из отобранных 25 отличились благоприятными условиями для проживания.
Итоговый расчет рейтинга качества жизни включал в себя три фактора “Экономика и бизнес”, “Человеческие ресурсы” и “Инфраструктура”, которые разбивались на соответствующие субфакторы и 14 категорий.
Статистические показатели сопоставлялись с оцифрованными результатами онлайн-анкетирования жителей городов, что в свою очередь позволило увеличить объективность полученных результатов.
Лидерами рейтинга по итогам обработки 53 статистических показателей и 36 результатов социологического опроса стали города Астана, Атырау, Алматы.
При этом ни один из городов не набрал теоретически возможные 10 баллов, а средний балл оказался ниже условных пяти баллов – 4,75 балла. Таким образом, у порядка 70% изучаемых городов интегральный показатель качества жизни ниже среднего значения, – отметили в институте.
Нижние строчки рейтинга заняли города Жезказган, Сатпаев и Семей.
По сравнению с рейтингом за 2021 год средний балл по городам снизился на 0,11 (с 4,86 балла до 4,75). Снижение среднего балла можно объяснить ухудшением экономической ситуации и ростом цен на основные продукты в городах, о чем регулярно отмечали жители в онлайн-анкетировании, – говорится в исследовании.
Согласно рейтингу, по динамике баллов по сравнению с 2021 годом наибольший прирост отмечается в Туркестане, Жанаозене, Балхаше, Экибастузе и Степногорске. Наибольшая отрицательная динамика и падение баллов – в Астане, Караганде, Актобе, Кызылорде и Талдыкоргане.
Скрин economy.kz
Таким образом, мы видим, что даже в городах республиканского значения рейтинг качества жизни с годами не улучшается. Надеемся, в 2023 году стандарт по “умным городам” будет вновь пересмотрен для более эффективного ведения программы.