Детей больше, чем мест: в AMANAT обсудили дефицит мест в детсадах
Состоялось крупное заседание.
Сегодня в Казахстане 1,4 миллиона детей охвачены дошкольным обучением, тогда как в возрасте от 2 до 6 лет насчитывается около 1,5 миллиона. Таким образом, примерно 120 тысяч малышей остаются вне системы, передает Liter.kz.
Проблемные вопросы дошкольного образования обсудили члены Республиканского совета по вопросам образования и здравоохранения при партии AMANAT.
По статистике, в Северо-Казахстанской области и области Улытау за 2025 год не было открыто ни одного нового места в детских садах. А из запланированных до 2027 года к открытию 300 тысяч мест создано лишь около 150 тысяч.
По данным Министерства образования, в настоящее время в стране функционируют 11,8 тыс. дошкольных организаций образования. В них воспитывается более 1 млн детей. Кроме того, в подготовительных группах к школе обучается более 165 тыс. детей. Показатель охвата детскими садами на сегодняшний день достиг 92,2%. К концу 2025 года планируется довести этот показатель до 95%. Местными исполнительными органами утверждены планы ввода в эксплуатацию дошкольных организаций образования и открытия новых мест на 2023-2026 годы. Однако в некоторых регионах возникают трудности. Например, в Алматинской области не выполнен плановый показатель на 2024 год.
Министерство заявило, что будет работать с местными администрациями по реализации плана на 2025 год.
По данным министерства, в 2025 году в Северо-Казахстанской и Улытауской областях не было открыто ни одного нового места в детском саду. А из 300 тысяч мест, которые планируется открыть к 2027 году, открыто только 150 тысяч.
Вопросы, поднятые на партийном совете АМАНАТ, направлены на совершенствование системы дошкольного образования в Казахстане. Есть возможность полного охвата детей дошкольным образованием за счет открытия новых детских садов, повышения качества подготовки педагогических кадров, расширения ваучерного метода финансирования. Эти меры позволят повысить качество дошкольного образования и будут способствовать улучшению воспитания и образования будущих поколений.
Кроме того, обсуждались случаи жестокого обращения с детьми.
В этом году зафиксировано 38 случаев жестокого избиения детей воспитателями.
Председатель совета, депутат Жулдыз Сулейменова рассказала об участившихся и усугубляющихся случаях жестокого обращения воспитателей с детьми в дошкольных учреждениях. По ее словам, с 2022 года образовательный и воспитательный процесс в детских садах перешел на новый стандарт. Вместо прежних академических методов внедрена система обучения с использованием естественных потребностей развития, интересов и различных игр детей. Здесь главным должно было быть психологическое и эмоциональное развитие детей. Депутат раскритиковала тот факт, что даже спустя 3 года для детей так и не создана безопасная среда.
"Мы все равно видим факты избиения детей. Незаконное поведение воспитателей в детских садах не меняется. С чем это связано? Где мы допускаем ошибки? В подборе педагогов, в обучении или проблема с зарплатой воспитателей? Недавно я посмотрела видео. Другие сотрудники видели жестокость воспитателя к ребенку, но ничего не говорили. Такое поведение мы видим в социальных сетях ежемесячно", — отметила депутат Жулдыз Сулейменова.
В ответ первый вице-министр просвещения Майра Мелдебекова подчеркнула отсутствие профессиональной педагогической подготовки воспитателей.
"К сожалению, сейчас проблема нарушения этических норм воспитателями распространена. Я считаю, что все, кто выбрал профессию педагога, особенно те, кто работает в детских садах, должны относиться к детям с искренней любовью. Важно оказывать педагогам методическую и психологическую помощь. Необходимо всесторонне изучать причины каждой ситуации и определять психологическое состояние педагогов. Для решения этой проблемы необходимо проводить комплексные исследования и принимать конкретные меры", — отметила она.
По словам директора департамента дошкольного образования Манары Адамовой, в этом году по республике зафиксировано 38 случаев жестокого обращения со стороны воспитателей. Большинство избиений детей совершали помощники воспитателей, так как эти специалисты не проходили профессиональную подготовку. Министерство намерено организовать специальные курсы в этом направлении и усилить меры по подготовке воспитателей.
