Дети – наш лучший показатель
Прошлый год был полон событий в сфере образования. Известно, что пандемия, охватившая страну в 2020-2021 годах, серьезно повлияла на учебный процесс. Однако казахстанские педагоги не только успешно справились с трудностями, но и добились отличных результатов. Яркий пример тому – южная столица республики. С итогами прошедшего года делится руководитель управления образования Алматы Ляззат Жылкыбаева.
– Ляззат Ауесхановна, какими успехами завершился прошлый 2022 год? Какие проекты не удалось реализовать в полную силу?
Алматы – крупнейший мегаполис, в котором образовательная сеть представлена 1 316 организациями образования с контингентом более 400 тысяч учащихся, в них трудятся 34 тысячи педагогов.
Главной целью организаций образования остается повышение качества знаний школьников, поэтому в 2022 году педагогические коллективы продолжили работу по восполнению пробелов в знаниях школьников, вызванных дистанционным обучением в период пандемии: проводились дополнительные консультации для детей, повторно изучались сложные темы по предметам, в период с 25 мая до 17 июня работала летняя школа, которую посещали более 30 тысяч учащихся, и результаты этой работы нас удовлетворили.
Общими усилиями творческих педагогов постоянно формируется сильная команда олимпийцев. Ежегодно школьники города принимают участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня. В марте прошедшего года сборная города в республиканской олимпиаде по 16 предметам заняла 88 призовых мест, из них только золотых медалей 16, и получила награду «Лучшая олимпийская команда-2022». Почти 20 тысяч школьников в прошедшем году приняли участие в международных, республиканских и городских олимпиадах, пополнив городскую копилку наград.
В мае предыдущего года команда Алматы заняла 1 место на чемпионате мира по робототехнике в Хьюстоне, США. Сборная команда алматинских школьников в октябре 2022 года одержала победу в одном из самых престижных международных чемпионатов без единого поражения – на соревнованиях по робототехнике FIRST Global Challenge, проходивших в городе Женеве в Швейцарии. При этом они установили новый рекорд, набрав наибольшее количество баллов.
В декабре 2022 года на площадке ледового дворца Almaty Arena прошел крупнейший в Казахстане VII Открытый чемпионат по робототехнике и инновационным технологиям ALMATY TECHCUP на Кубок акима города Алматы среди школьников, учащихся колледжей и студентов. 704 команды, в состав которых вошли около полутора тысяч детей и студентов в возрасте от 7 до 22 лет, соревновались в 12-ти номинациях. В ходе проведения чемпионата специалисты ведущих вузов республики проводили конкурсы, мастер-классы, семинары, квесты, ярмарку профессий. Победители получили ценные призы, наиболее талантливые участники – выпускники школ, получили 18 грантов на обучение в ведущих вузах города и республики.
В 2022 году стартовал новый городской интерактивный проект “Исследовательская деятельность младших школьников “Бала зерттеуші”, что позволило начать формирование интеллектуального потенциала и познавательной активности детей уже в начальной школе.
Одним из самых массовых и популярных среди детей на сегодня является общенациональный проект “Дебатное движение школьников и студенческой молодежи”, который улучшает навыки критического мышления, умение работать в команде.
Успешно реализуются проекты по оказанию методической помощи и сопровождения педагогов для повышения их профессионального мастерства.
Второй год подряд в нашем городе проводился конкурс на звание лучшего учителя Алматы в области новых образовательных технологий. В прошлом году конкурс Digital Ustaz Almaty был призван популяризировать цифровизацию школьного обучения.
В 2022 году городской конкурс молодых педагогов Almaty Ustazy объединил тех, кто особенно преуспел в инновационных технологиях и формировании одаренности среди школьников. Как и в прошлом году, для участия в конкурсе зарегистрировались около 3 тысяч педагогов.
Финалистам, занявшим призовые места в конкурсе 2022 года, были вручены сертификаты для прохождения образовательной стажировки на выбор в престижных школах Лондона, Эстонии, Финляндии. Обладатель Гран-при конкурса Almaty Ustazy, Исаев Ануар Асанович, учитель истории КГУ “ОШ № 135”, из рук акима города получил сертификат на сумму пять миллионов тенге.
Алматы в очередной раз подтверждает статус инновационной площадки. Второй год подряд в городе в ноябре 2022 года проводилась одна из крупнейших в мире международных конференций по новым технологиям в образовании – EdCrunch Gloсal и “Слияние разума и технологий-2022”, участие в которой приняли более 20 тысяч участников из 25 стран мира с 6 очными студиями в Москве, Тель-Авиве и других городах. Прошли 120 экспертных сессий, панельных дискуссий и мастер-классов с ведущими мировыми спикерами по пяти тематическим трекам: раннее детство, школьное образование, высшее образование, корпоративное обучение и EdTech. Участники делились передовым опытом, обсуждали вопросы будущего сферы образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения. Педагоги школ Алматы соприкоснулись с выдающимися деятелями науки, смогли задать им вопросы. Как видите, нереализованных проектов у нас нет. Работаем в полную силу, как говорится, с полной отдачей!
– Расскажите об итогах программы профессиональной переподготовки управленческих команд “Алматинские школы”?
– Хочу напомнить, что работа в рамках Программы развития кадрового потенциала педагогических работников Алматы, которая за три года предусматривает обучение управленческих команд 150 школ нашего города, продолжается. Управленческие команды первых 50 школ по завершении обучения защитили свои образовательные программы развития школы и включили их в планы развития для реализации выбранного профиля, разработали спецкурсы или элективные курсы, которые включили в вариативный компонент своих рабочих учебных планов.
Вторая группа следующих 50 школ в настоящее время проходит обучение. В рамках программы директора школ в ноябре 2022 года посетили наиболее престижные школы и вузы Эстонии и Финляндии.
Эти страны стабильно входят в ТОП-10 стран с высокими показателями по международным сопоставительным исследованиям TIMSS, PISA, PIRLS. Директора изучали опыт финских и эстонских педагогов подготовки школьников к исследованиям по формированию математической, естественнонаучной и читательской грамотности, а также технологии, которые наиболее эффективно используются при формировании функциональной грамотности школьников. Изучались содержание программ учебных предметов, государственные стандарты образования этих стран. Изучение опыта обсуждалось директорами в школах и на районных семинарах.
Надо сказать, мы очень надеемся на результаты обучения педагогов и директоров школ в достижении высоких результатов обучения школьников, ведь главным образом результаты нацелены именно на их качество знаний.
– В Казахстане существенно повысилась зарплата учителей и педагогов. Насколько повысилось количество педагогов в школах? Как вы контролируете вопрос качества предоставляемого учителями образования?
– Действительно с 1 января 2022 года по поручению Президента Касым-Жомарт Токаева зарплата педагогов школ, колледжей, воспитателей детских садов повысилась еще на 25%. Если учесть, что учителя получают надбавку за квалификационную категорию, то получается существенная материальная поддержка.
Но повышение зарплаты никак не повлияло на рост количества учителей в школах города. По-прежнему очень востребованы учителя начальных классов, математики, русского языка. Вакансии закрываются выпускниками педагогических вузов города и республики.
Текучесть кадров среди молодых учителей благодаря повышению зарплаты приостановилась. И это очень хороший знак для системы образования города.
Рост качества знаний школьников проявляется через увеличение количества школьников, участвующих в олимпиадах и конкурсах, научных проектах. Успешное участие педагогов в конкурсах показывает их профессиональный рост. Кроме того, увеличилось количество педагогов, желающих пройти курсы повышения квалификации. Достаточно высокие результаты показывают алматинские школьники, участвуя в МОДО (мониторинге образовательных достижений обучающихся), ЕНТ, международных исследованиях TIMMS, PISA среди учащихся школ других городов республики.
– Как обстоят дела в колледжах Алматы? Насколько там конкурентоспособная зарплата и высок уровень образования?
– Зарплата педагогов колледжей с 1 января 2022 года так же увеличилась на 25%, что снизило текучесть кадров. Но в колледжах остается большое количество педагогов-совместителей из-за отсутствия доплаты педагогам колледжей за академическую степень магистра. Но качество подготовки студентов от этого не страдает, так как при дуальной форме обучения мастерам предприятий, где проходит обучение студентов, введена оплата за наставничество. Все существующие проблемы будут решаться, так как о них известно акимату города и Министерству просвещения.
В 2023 году планируется старт проекта по международной стажировке мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин колледжей в странах ближнего и дальнего зарубежья, что повысит их мотивацию к работе.
– Скажите, а какие специальности сейчас наиболее востребованы на рынке труда? Справляются ли с этим сузы и вузы города?
– Подготовка кадров в организациях ТиПО осуществляется по 99 специальностям и 165 квалификациям для следующих отраслей экономики региона: строительство, транспорт, сельское хозяйство, энергетика, сферы здравоохранения и образования, IT-технологии.
По оценкам НПП “Атамекен”, в 2022 году 71% потребности в кадрах приходится на рабочие профессии: токарное дело, сварочное дело, строительные профессии. Кроме этого, востребованы профессии: швейное производство, моделирование одежды, парикмахерское искусство, гостиничный бизнес, организация питания, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта, программное обеспечение, лечебное дело, педагогика и методика начального обучения.
Высокие запросы работодателей к квалификации выпускников колледжей требуют пересмотра действующего Классификатора специальностей и разработке Атласа новых профессий для города Алматы.
– Сколько школ было построено в 2022 году и сколько запланировано построить в 2023 году?
– Главной проблемой образовательной инфраструктуры остается сохраняющийся дефицит ученических мест в школах города. Для решения этой проблемы в городе будет реализована политика “управляемого дефицита”. Дефицит мест будет сокращаться за счет строительства новых государственных и частных объектов образования.
В 2022 году были построены 5 государственных школ на 8 100 мест; вместо трехсменной школы № 196 построена новая школа в мкр. Мәдениет на 1 500 мест; 3 пристройки к действующим школам на 900 мест (№ 191 – на 300 мест, 146 – на 300 мест, 125 – на 300 мест); построены школа № 210 в мкр. Дархан на 1 500 мест и № 207 в мкр. Алма сити; выкуплено 1 здание на 600 мест (колледж «Адилет» по ул. Гагарина, 135А); за счет частных инвестиций было открыто 6 частных школ на 2 393 места. Таким образом, введены в эксплуатацию 17 объектов на 14 693 ученических места.
В 2023 году в рамках национального проекта “Комфортная школа” планируется начать строительство 22-х школ на 37 100 ученических мест. За счет местного бюджета будут решены вопросы по земельным участкам и подключению к инфраструктуре.
Кроме того, акимат продолжит реализацию проекта “1 000 школ”, в рамках которого в течение 2023-2025 годов будет введено в строй 36 объектов образования на 27 150 мест. Таким образом, дефицит ученических мест будет снижен до естественного уровня.
– В бюджете 2023 года на программу подушевого финансирования творческих кружков и спортивных секций предусмотрено 16,2 млрд тенге. Это позволит охватить порядка 70 тысяч детей. Как планируется осуществлять освоение средств? Как будет выстроен механизм охвата необходимого количества детей?
– Городская система дополнительного образования представлена 61 организацией государственных и частных учреждений. 17 внешкольных учреждений, среди которых Дворец школьников, районные Дома школьников, Школа искусств, детские музыкальные школы, являются государственными, в них бесплатно обучаются более 25 тысяч детей. Для увеличения охвата детей бесплатным дополнительным образованием второй год подряд проводится конкурс на размещение образовательного заказа на дополнительное образование в 44 частных внешкольных учреждениях на 5 тысяч мест. В настоящее время принимаются меры по расширению сети внешкольных организаций. В этом году откроются 2 современных Центра инновационного творчества в Наурызбайском и Алатауском районах города, которые будут представлять собой многопрофильные организации со множеством современных кружков, спортивных секций, студий и лабораторий. За счет этих и других мер планируется увеличить охват детей бесплатным дополнительным образованием.
Асан Куанов, Алматы