Нужно ли Казахстану дистанционное обучение после завершения пандемии
В марте 2020 года, когда началась пандемия коронавируса, большинство казахстанских школьников перешло на дистанционное обучение. Постепенно процесс наладили, но учителя и ученики с нетерпением ждут возвращения в школы, а текущее положение дел они воспринимают как вынужденные меры. Житель Нур-Султана предложил частично оставить среднее образование в онлайн-формате - даже после того, как завершится пандемия коронавируса. Liter.kz попытался разобраться, насколько это было бы возможно.
Астанчанин Ильдар Саутпаев поинтересовался мнением горожан, как они относятся к тому, чтобы оставить дистанционное обучение у школьников и после пандемии. Он привел в пример случаи, когда может быть приемлем такой формат преподавания.
«Два или три из пяти учебных дней в среднем и старшем звене - с пятого по 11 классы (оставить в онлайн-формате - прим. ред.). Переводить в онлайн-режим можно уроки и в случае плохой погоды - вместо полной отмены занятий», - написал житель столицы в группе «Астана - Что? Где? Когда?» в Facebook.
Он обозначил несколько плюсов такого подхода:
- отсутствие пробок на дорогах;
- для детей меньше риска быть сбитыми на проезжей части;
- родителям не нужно везти своих детей на занятия и забирать их;
- снижение риска подхватить ОРВИ и коронавирус;
- меньше насилия в отношении детей, в том числе травли;
- больше возможностей для правильного питания.
Перечислил автор поста и минусы: сидячий образ жизни, риск ухудшения зрения из-за нагрузки на глаза, меньше живого общения. Но все это можно нивелировать, считает мужчина, если заниматься спортом и проводить время от времени разминку.
Пост прокомментировали более 250 человек. Большинство к идее отнеслось отрицательно. Кто-то назвал это предложение "бредовой затеей», кто-то «угрозой национальной безопасности» и даже «доходным бизнесом для кого-то».
«Онлайн-формат должен оставаться альтернативой, которую мог бы выбрать любой родитель в любое время. Не все дети могут посещать школу, но это должно быть полноценное обучение, а не то, что сейчас по WhatsApp и ZOOM делают», - написал пользователь Андрей Марусов.
Прокомментировали идею астанчанина и родители.
«Никаких плюсов - одни минусы. Самый главный - падает уровень знаний, дети обленились, забыли, что такое школа и социум. Те плюсы, которые автор поста приводит, - это проблемы взрослых, себе жизнь облегчают», - сказала изданию Айгуль Асылбек.
С ней согласна многодетная мать Акмаржан Копбаева.
«Я тоже против: ничто не сравнится с обучением в стенах школы. Все, что говорит автор поста, - удобства в течение дня и «уничтожение» будущего ребенка ради текущего комфорта. В случае полного перевода обучения в онлайн-формат мы получим несамостоятельное поколение, неспособное жить в обществе и по законам общества», - сказала женщина.
Против онлайн-обучения и родительница ученика седьмого класса Ляззат Нуржауова.
«Не вижу никаких плюсов. Я даже за то, чтобы детей в следующем учебном году вновь посадили в седьмой класс: этот год потерян в плане обучения, дети очень сильно потеряли в знаниях», - считает она.
Другим казахстанцам идея Ильдара Саутпаева понравилась.
«Сколько людей, столько и мнений. Моим удобно на дистанционке. В знаниях не потеряли. Меньше беспокойства за детей. Для общения, социализации ходим на тренировки, на каток. Да и в семьях, где деток больше одного, всяко попроще. Они сами себя развлекают», - написала Вера Князева.
Читайте также: Дети матерятся, включают песни, срывают уроки: учителя о дистанционном обучении в Казахстане
Что интересно, врачи заняли сторону противников онлайн-образования. Они говорят, что обучение школьников не должно быть все время дистанционным. В первую очередь, говорит врач Камиля Мукашева, ухудшается зрение и снижаются защитные ресурсы организма.
«Каждый день мы, общаясь с другими людьми, тренируем наш иммунитет противостоять чужеродным вирусам и бактериям. Когда ребенок только начинает посещать детский сад, он начинает болеть, и так будет пока он не адаптируется к внешним факторам. Если детей изолировать, если они все время будут проводить в стенах дома, то их организм будет приспособлен только к домашней среде, и, выйдя через некоторое время в социум, он будут чаще болеть. К тому же очень страдает зрение. За девять месяцев, проведенных уже в онлайн-режиме, у моего сына ужасно снизилось зрение», - говорит она.
Страдать будет, по ее словам, и психика ребенка. Ведь для правильного развития он должен играть не менее трех социальных ролей: ребенок в коллективе (в школе) - первая роль, ребенок дома - вторая роль, ребенок с друзьями во дворе или где-нибудь еще - третья роль. При дистанционном обучении выпадают сразу две социальные роли, что в последующем негативно отразится на его психологическом развитии.
"В школьном коллективе ребенок учится взаимодействовать, выстраивать отношения не только с одноклассниками, но и с учениками старших и младших классов. Он таким образом учится жить в социуме. Научиться этому можно, только взрослея вместе со своими сверстниками. А когда он научится переходить правильно дорогу, если не сейчас? Когда он научится отстаивать свое мнение и коммуницировать, если не сейчас? Когда он, если не в детстве, научится планировать свое время – поход в школу, возвращение домой, время для домашнего задания?" - резюмировала Камиля Мукашева.
С ней солидарна депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова. По ее словам, почти год дети обучаются дистанционно, и многие за это время увидели плюсы и минусы такого формата обучения, но иногда родители в своем желании создать комфортные условия ребенку, пренебрегают его правами и потребностями.
По ее словам, в законодательстве страны предусмотрено дистанционное образование - как образование в экстренных случаях, и оно применяется только тогда, когда традиционное обучение невозможно.
«Надо понимать, что образование - это не просто получение знаний, это еще и воспитание. В школе происходит морально-нравственное формирование личности. Еще Луначарский говорил: «Если ты хочешь отдать страну - отдай образование», то есть, если ты не хочешь и не можешь воспитывать своих граждан, то это сделают другие, так как они это считают нужным. Это очень серьезный вопрос - идеологический», - заявила депутат.
В школе, отметила она, дети не только получают знания, но и учатся взаимодействовать в коллективе.
Между тем она считает возможным развитие в стране так называемой семейной формы обучения, как в США и России - с привлечением репетиторов, гувернеров или самих родителей. Но и этот процесс, говорит Смирнова, должен проходить под строгим контролем - педагоги из курирующей школы должны проводить контрольные срезы знаний. Если оценка будет неудовлетворительной, низкой, ребенка надо возвращать в школу.
18 января телеведущая назвала пыткой дистанционное обучение в Великобритании.
В Казахстане тем временем некоторые родители инициировали подписание петиции за отмену дистанционного образования. Ее авторы считают, что система электронного обучения опасна для здоровья, психики, интеллекта, а также социальной адаптации и мировосприятия детей. Хотят вернуться в школу и сами дети.
8 сентября 2020 года редакция Liter.kz писала о том, как проходит дистанционное обучение в разных странах.
31 декабря эксперты подвели итоги работы системы образования в 2020 году.
Учеба на удаленке превратилась в ад для родителей, учителей и школьников: путаница с платформами, вал письменных заданий и экстренные попытки адаптироваться к новым условиям, многочисленные чаты в WhatsApp и сплошная нервотрепка.