Домашка превращается в поле боя: как справиться родителям школьников
Психолог Айбек Сидиков рассказал о том, почему родители нервничают, помогая детям с уроками.
В Казахстане в последние годы все чаще обсуждают проблему: родители становятся заложниками школьных заданий, переживая за оценки детей сильнее, чем сами ученики. Почему так происходит и как выйти из замкнутого круга раздражения и стресса, объяснил психолог Айбек Сидиков в интервью Liter.kz.
Родители и “ноша” школьных оценок
По словам Айбека Сидикова, истоки проблемы — в системе ожиданий. Родители стремятся видеть у ребенка только хорошие оценки, поэтому начинают брать на себя часть школьной нагрузки.
“Домашнее задание по своей сути предназначено для того, чтобы ребенок самостоятельно повторил материал и подготовился к следующему уроку. Учителя исходят из того, что ученик способен выполнить это без посторонней помощи. Но многие родители считают своим долгом садиться за уроки вместе с детьми, фактически делая их вместо них. Так и появляется нервозность: ожидания не совпадают с реальностью”, — отмечает специалист.
Где заканчивается помощь и начинается вред
Психолог подчеркивает: задача родителей — создать условия, а не учить ребенка.
“Минимум, что должны обеспечить взрослые: рабочее место, стол и стул, правильное освещение, тишину без телевизора и постороннего шума. Уроки должны готовиться в одно и то же время, а не на бегу или во время ужина. Все остальное — зона ответственности ребенка и учителя. Если задание оказалось слишком сложным, это уже вопрос к школе и педагогу”, — говорит Айбек Сидиков.
По его словам, родители не являются профессиональными педагогами. Они не владеют методиками, не понимают особенностей возрастной психологии и потому часто срываются: кричат, упрекают, нервничают. Для взрослого задача кажется элементарной, но для ребенка она такой не является. В результате возникает конфликт.
Опасные последствия для психики ребенка
Если помощь родителей превращается в постоянный стресс, последствия могут быть долгосрочными.
“Ребенок начинает думать, что учеба — это всегда тяжело, скучно и связано с отрицательными эмоциями родителей. Это закрепляется в виде негативного опыта, и потом школа ассоциируется только с нервотрепкой. Взрослея, такие дети нередко вспоминают учебу не с благодарностью, а с раздражением”, — объясняет психолог.
Нормальная оценка — не всегда “пятерка”
По словам Айбека Сидикова, важно принять, что ребенок не обязан быть круглым отличником.
“В новой десятибалльной системе 8–9 баллов — это уже “хорошо”. Даже тройка означает, что ученик усвоил 60% программы. Не нужно требовать 100% и идеальных пятерок. Главное — чтобы ребенок развивался и понимал материал в меру своих возможностей. А родительская поддержка должна быть безусловной: ребенка любят и с пятеркой, и с тройкой”, — подчеркивает он.
Главное правило — поддержка, а не контроль
Психолог уверен: родители должны помнить, что школа — это зона ответственности учителя. Задача семьи — поддержать ребенка, а не превращать вечерние уроки в поле боя.
“Лучше быть рядом, но не контролировать каждую строчку. Ребенок должен чувствовать, что его любят независимо от оценок. Это снизит напряжение и позволит воспринимать учебу не как наказание, а как естественный процесс развития”, — заключает Айбек Сидиков.
В итоге рецепт специалиста прост: убрать лишние раздражители, создать комфортные условия и дать ребенку возможность самому справляться с домашкой. И тогда в семье останется место для доверия и любви, а не для скандалов из-за школьных тетрадей.
