Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Достык – Мойынты: путь, открывающий горизонты

14.10.2025, 09:15
Достык – Мойынты: путь, открывающий горизонты
Фото: газета LITER

В рамках национальной программы по развитию транспортной инфраструктуры наш журналист отправился из Астаны в составе пресс-тура по участку железной дороги Достык – Мойынты. На поезде группа побывала на ключевых станциях – Балхаше, Саяке, Актогае и, наконец, Достыке на границе с Китаем. Как отметили представители «Қазақстан темір жолы», эта линия – исключительно важный инфраструктурный проект, связывающий Китай и страны Европы.

Проект, опередивший график

Проект строительства вторых путей Достык – Мойынты – рекордный по масштабам для нашей страны. Протяженность новой ветки составляет 836 км. Работы начались в ноябре 2022 года, и, несмотря на то, что изначально на проект отводилось 5 лет, стройка была завершена досрочно за 3 года. В Актогае руководитель проекта Нурлыбек Бекжанов рассказал, что на стройке круглосуточно работали более 3 000 специалистов и 600 единиц техники. При этом движение поездов не останавливали: на отдельных участках было выполнено свыше 100 тысяч кубических метров буровзрывных работ без остановок движения.

В ходе проекта были сооружены сотни инженерных объектов: построено 419 искусственных сооружений, в том числе 5 крупных и 87 средних мостов, 288 водопропускных труб и 14 автодорожных путепроводов и модернизировано 32 станции. Для прокладки пути потребовались 1,5 млн деревянных шпал, 100 тыс. тонн рельсов и 2 млн кубических метров балласта, смонтировано 445 стрелочных переводов. На станциях и узлах внедрена современная казахстанская система микропроцессорной централизации, обеспечивающая надежное управление движением до 60 пар поездов в сутки. Как отметил исполнительный директор филиала ТОО «Integra Construction KZ» Нурлыбек Бекжанов, благодаря этим системам пропускная способность участка выросла в 5 раз – с 12 до 60 поездов в сутки.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на форуме New Silk Way подчеркнул историческое значение линии: первый участок Достык – Алашанькоу был запущен 35 лет назад, и сегодня открытие второй линии продолжает укреплять кооперацию в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Важность проекта связывают также с развитием Транскаспийского маршрута: параллельно модернизируется железнодорожная ветка к порту Актау, а строящиеся направления Мойынты – Кызылжар и Бахты – Аягоз напрямую свяжут Китай с Каспием, минуя территории соседних стран.

Движение началось

Официальный запуск движения по вторым путям состоялся 30 сентября 2025 года. Уже с начала октября по участку прошло 206 грузовых поездов, из которых 101 поезд – по новым путям. По каждому пути в среднем следует порядка 20 составов в сутки. С момента начала работы второй линии по ней перевезено 12,6 млн тонн груза, что на 42% больше, чем в 2022 году (до строительства). Эти цифры говорят об огромном росте пропускной способности и эффективности коридора. За счет новой линии существенно снижены сроки доставки экспортных грузов: контейнеры теперь могут двигаться со скоростью до 1 500 км в сутки. Участок Саяк – Актогай, реализованный отечественным подрядчиком «Теміржол жөндеу», устранил «узкое место» на направлении Казахстан – Китай, позволив обрабатывать больше заявок, сейчас порядка 60 пар поездов могут пройти без задержек.

Как отмечает пресс-служба КТЖ, ввод в эксплуатацию вторых путей «стал важным шагом в укреплении транспортной инфраструктуры страны и повышении эффективности международных грузоперевозок.

По словам заместителя директора департамента крупных проектов АО «НК «КТЖ» Александра Кима, новый участок уже «укрепляет транзитный потенциал Казахстана и делает страну важным звеном маршрута Восток – Запад». Достык – Мойынты – ключевая часть сухопутного коридора Китай – Европа, проходящего через Казахстан. Эксперты отмечают, что Казахстан традиционно рассматривается как «золотой мост» между Китаем и Европой. По оценке Министерства транспорта РК, после запуска второй линии 85% грузов из Китая в Европу уже сегодня идут транзитом через Казахстан. Как отметил Мираc Куантай из Комитета железнодорожного транспорта, проект даст «новый импульс транзитным перевозкам по Казахстану и станет ключевым звеном становления страны транспортным хабом на Евразийском континенте».

Впереди новые направления

Запуск второй линии Достык – Мойынты значительно повысил конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке перевозок. Внедренные технологии и инфраструктурные решения – от ускоренного строительства до модернизированной сигнализации – обеспечили плавное увеличение транзитных возможностей. Как констатируют специалисты КТЖ, показатели грузооборота уже превысили ожидания, и до конца стабилизации путей рост объема грузоперевозок только возрастет. В ближайшие годы Казахстану предстоит завершить и другие крупные проекты в границах с Китаем, что сделает страну еще более значимым логистическим узлом. Новые пути Достык – Мойынты – это важный этап на пути превращения Казахстана в транзитный хаб Евразии.

Айбек ҚАСЫМБЕК, Астана – Достык – Астана

Новости партнеров
×