Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Древний эпос с современным дыханием: как Георгию Ковтуну удалось создать балет о Козы Корпеш и Баян Сулу

19.04.2025, 22:57
Древний эпос с современным дыханием: как Георгию Ковтуну удалось создать балет о Козы Корпеш и Баян Сулу
Фото: Liter.kz

На сцене столичного театра “Астана Балет” четвертый год успешно идет балетная постановка “Қозы Көрпеш – Баян Сұлу” в постановке известного балетмейстера Георгия Ковтуна на музыку казахстанского композитора Актоты Раимкуловой. Вечер 19 апреля не стал исключением. Чтобы увидеть воссозданную великую историю о любви, собрался полный зал, передает Liter.kz.

Стать свидетелем аншлага на постановке древнего эпоса – это нечастая удача. Дело в том, что поставить древнюю легенду в балетной постановке задача крайне трудная. В попытке передать скрытые смыслы, величественность истории, яркие образы, историчность, традиции и обычаи есть риск превратить произведение в излишне монументальную постановку, могущую отпугнуть как искушенного зрителя, так и человека, решившего впервые прикоснуться к миру искусства.

Однако балетмейстеру с мировым именем Георгию Ковтуну удалось создать произведение, понятное зрителю, но не упрощенное до клиповых образов. Наоборот, постановку справедливо называют бриллиантом в сокровищнице казахстанского искусства.

Отметим, что легенда о любви Козы Корпеш и Баян Сулу была положено на музыку казахстанского композитора Актоты Раимкуловой. Она смогла объединить звучание европейского оркестра и традиционных казахских музыкальных инструментов. За музыку отвечает фольклорно-этнографический ансамбль “Туран” и симфонический оркестра театра “Астана Балет” под руководством главного дирижера Армана Уразгалиева. 

Нурлан Канетов. Фото Liter.kz

По словам художественного руководителя театра “Астана балет” Нурлана Канетова, ему всегда хотелось поставить на сцене театра национальный масштабный яркий спектакль с удивительной историей, которой мы, казахи, гордимся. И с этой задачей мог справиться Георгий Ковтун, который уже имел опыт режиссуры масштабных произведений.

Выбор музыки для балета был осуществлен самим Георгием Ковтуном. Перед спектаклем он рассказал, что “Астана Балет” впервые открылся его постановкой. И вот спустя несколько лет он предложил Актоты Раимкуловой написать музыку для балета.

“Для меня была важна история, о чем этот спектакль. Чтобы не происходило в мире – катаклизмы, война, землетрясения – все равно остается любовь. Потому что без любви не было бы жизни на земле. Она – единственный в мире двигатель всего хорошего”, – говорит Георгий Ковтун.

Хореографию балета маэстро назвал сложной, и ему было любопытно, как артисты воспримут замысел режиссера.

Георгий Ковтун. Фото Liter.kz

“Любой спектакль должен быть аллюзией на сегодняшний день. В нем есть скрытые образы, которые, может быть не будут сразу заметны. Хореография постановки очень сложная. Я сам бывший каскадер, циркач, и все наработки применил на бедных артистах (смеется). Это мои краски. Но они переступили через себя, встали на ступеньку выше”, – отметил режиссер.

Композитор, заслуженный деятель Казахстана Актоты Раимкулова рассказала журналистам, что Георгий Ковтун перенес великую историю о любви с максимальным вниманием к деталям.

Актоты Раимкулова. Фото Liter.kz

“Для меня большая честь, что маэстро выбрал мою музыку. Она писалась одновременно с постановкой хореографии и я точно следовала пожеланиям режиссера.  Для меня было очень важно создать современную партитуру, в то же время сохранить национальную основу. Потому что это старинная казахская легенда. В каждой стране есть легенда о любви – Ромео и Джульетта, Лейла и Меджнун. Так и Козы Корпеш и Баян сулу – это драгоценный камень в фольклоре нашего народа. С другой стороны, это балет 21 века. Здесь должен быть фольклор с современным композиторским письмом, профессиональным симфоническим оркестр.

Вы увидите замечательную работу дизайнеров, художников по костюмам, декорации, которые передали национальную основу, но при этом балет создан по строгим канонам. Это двухактный бале с массовыми сценами, есть празднества и их вариации как и в любом классическом балете, адажио и сольные танцы. Изюминка – фольклорные инструменты в исполнении фольклорного ансамбля “Туран”, музыканты которого также вносили предложения”, – рассказала Актоты Раимкулова.

Получившееся произведение однозначно получилось. Спектакль отличается современным подходом к воплощению эпического сюжета: авторы трансформируют его, чтобы добиться многогранности конфликта и большей зрелищности, и заставить зрителя испытывать все эмоции, сопереживая героям постановки. Кроме того, в художественную ткань балета органично включились образы древнетюркской мифологии, а еще спектакль оказался пронизан реминисценциями из древнетюркской космогонии. На сцене замечательно воссоздан колорит кочевой культуры, и особенно один из ключевых образов древнетюркской мифологии - волк.

Балет-эпос “Қозы Көрпеш – Баян Сұлу” оказался близок не только взрослой аудитории, но и подрастающему поколению: зрители с восторгом отзывались на все сложнейшие поддержки, высокие прыжки и художественные вариации артистов. История о трагической любви в современном прочтении обрела новые яркие и насыщенные краски, подарив публике невероятные эмоции.

Мероприятия состоялись при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.

Новости партнеров
×