Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Еркин Тукумов: "Мы видим насыщенный конкуренцией предвыборный период"

06.03.2023, 12:28
Еркин Тукумов: "Мы видим насыщенный конкуренцией предвыборный период"
Фото: КИСИ

Казахстанцы в скором времени снова пойдут на выборы. На сей раз это будут выборы депутатов Мажилиса Парламента и в маслихаты. Об особенностях нынешней электоральной борьбы, отличиях мажоритарной и пропорциональной систем, а также уровне демократии в Казахстане наш корреспондент побеседовала с директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Еркином Тукумовым.

Одномандатные округа — это значимая перемена

— Еркин Валитханович, в последнее время казахстанцам приходится часто выбирать. В прошлом году прошел референдум по поправкам в Конституцию и выборы Президента страны. В марте ожидаются выборы в Мажилис и маслихаты. Для чего все-таки необходимы эти выборы?

— Выборная программа за последние два года и вправду насыщенная. Если вспомнить, что c 2021 года у нас идут выборы сельских акимов, в январе этого года прошли выборы депутатов в Сенат, а еще в пилотном режиме пройдут выборы районных акимов, то у казахстанцев походы в избирательный участок действительно будут главным элементом активной политической культуры. И это, пожалуй, одна из главных причин выборов — формирование электоральной культуры у граждан. Причем мы культивируем как активное избирательное право — голосование на участке, так и пассивное — выдвижение в качестве кандидата. Выборы являются фундаментальной, основополагающей формой взаимодействия между государством и народом. Активное участие в выборах на всех уровнях является источником легитимности избранных лиц и признаком доверия им со стороны избирателей.
К тому же конституционные реформы означают, что мы попросту не можем иметь "старый" Мажилис с "новыми" правилами. Теперь у нас не 107 депутатов, а 98 — больше нет квоты Ассамблеи народа Казахстана. Из 98 мажилисменов и мажилисвумен 29 будут представителями одномандатных округов. С начала года действует новый парламентский регламент, по которому Мажилис принимает законы, а Сенат — одобряет. Вдобавок реформам Парламента сопутствуют партийные реформы, которые также будут протестированы на грядущих выборах. По новым правилам народом уже избран Президент, маслихатами уже избраны сенаторы.
После выборов в Мажилис мы получим обновленный состав всех высших органов власти.

— Говоря об эволюции избирательной системы в Казахстане как отражении политических реформ, как бы Вы сейчас охарактеризовали ее? Что изменилось в системе, и почему произошли такие изменения?

— Кто-то может рассмотреть нынешние изменения как возврат к прежней системе, по которой прошли выборы 2001 и 2004 годов. Сейчас, оглядываясь назад, мы можем увидеть, что с 1998 по 2007 год произошел постепенный переход от мажоритарной системы к пропорциональной. Смешанная система тогда была переходным звеном в этом процессе. Сейчас же видим несколько обратную ситуацию, когда мы отходим от чисто пропорциональной системы. Однако здесь целью является не возвращение к Парламенту 1990-х, а развитие и дальнейшее усиление законодательной власти. Было объявлено о "влиятельном Парламенте", и в результате предстоящих выборов мы должны стать свидетелями его формирования.
На мой взгляд, наиболее значимая перемена — это введение 29 одномандатных округов, от которых могут баллотироваться кандидаты-самовыдвиженцы. Думаю, многие из нас уже не первый раз слышат про одномандатные округа и самовыдвиженцев. Эта реформа позволяет принять участие в политических процессах лицам, которые не привязаны к партиям. А партии более точечно действуют стратегически на выборах, определяя, кого они внесут в список, а кого выдвинут от округов.

— Чем хороша мажоритарная система выборов, в чем ее отличие от пропорциональной, которая существовала у нас довольно долго, с 2007 года? Как думаете, почему Касым-Жомарт Токаев решил, что пора вновь внедрять мажоритарную систему?

— Хочу уточнить, что речь не идет о замене пропорциональной системы на мажоритарную. Скорее, в случае Казахстана речь идет о гибриде, направленном на минимизацию недостатков обеих систем. В данном случае можно задать вопрос о том, какие недостатки пропорциональной системы может решить мажоритарная система. 
Пропорциональная система, как можно догадаться из названия, обеспечивает пропорциональность набранных партиями голосов к полученным ими депутатским креслам в Парламенте. Партия, набравшая 30% голосов, берет 30% мест. Однако при голосовании по партийному списку депутаты склонны быть более лояльными своим партиям, а не избирателям, которые за них голосовали. 
Мажоритарная система же означает, что избиратель голосует за кандидата, а не за партию. Подобная система выстраивает прямую связь между кандидатом и избирателями в округе, от которого он баллотируется. Одномандатные кандидаты, которые намереваются выиграть, не имеют иного выбора, кроме как составлять программу, отражающую проблемы и интересы жителей своего округа. Связь с избирателями дополнительно укрепляется введением института отзыва депутатов. Он подразумевает, что депутат, который не исполняет должным образом свои обязанности, может быть отозван своими избирателями. Избиратели вправе требовать отчета об исполнении предвыборных обещаний, и в случае их невыполнения — досрочного прекращения депутатских полномочий.

Новый импульс в агитации

— Как бы Вы оценили начало электоральной кампании по выборам в Мажилис и маслихаты? Ждать ли нам острой, жесткой борьбы между партиями и выдвиженцами?

— Я думаю, остроту борьбы можно описать двумя числами: 435 кандидатов на 29 одномандатных округах. Более 40 кандидатов на одно место в Мажилис от Астаны, более 30 — от Алматы и более трех кандидатов — на округах в маслихаты. Не стоит забывать и то, что по сравнению с выборами 2021 года на бюллетенях в этом году увеличилось количество партий. Мы с вами стали свидетелями того, как политические реформы мобилизовали население и показали, что народ желает представительства своих интересов в нижней Палате Парламента. Предвыборная агитация станет для многих кандидатов проверкой на то, могут ли они действительно собрать вокруг себя штаб, избирательный фонд, представить эффективную программу и заручиться поддержкой населения.
Тем не менее стоит упомянуть о важности сохранить спортивный дух электоральной схватки. Законом кандидатам запрещено порочить честь и клеветать на своих кандидатов. Это правильно, народу не должно быть интересно, у кого какой грешок за душой.
Избирателю гораздо важнее понимать сильные и слабые стороны предвыборной программы того или иного кандидата. Острая борьба, но с доминированием конструктивной критики, будет приветствоваться.
Борьба продолжится и на выборах в будущем. Со временем, думаю, электоральная эйфория снизится, и мы получим некое подобие сбалансированной системы. Вполне возможно, что некоторые из самовыдвиженцев, уже набравшись опыта, захотят объединить между собой усилия и создать партию либо общественное объединение. Борьба имеет все шансы стать более системной и более конкурентоспособной.

— Как бы Вы оценили политические партии, которые выдвинулись для участия в выборах, по силе и мощи, уровню подготовленности и качеству презентованных ими предвыборных программ?

— Как уже было отмечено, эти выборы принципиально отличаются от предыдущих участием в них кандидатов от одномандатных округов. Судя по старту кампании, новые игроки задали хороший темп предвыборной агитации. Данное условие придало новый импульс для агитационной деятельности и политических партий. 
Напомню, что в выборную гонку в Мажилис вступили семь партий, а в маслихаты — шесть. И все они действительно имеют шансы на депутатские мандаты. Как показали уже первые дни агитационной кампании, партии обладают достаточно внушительными организационными, медийными и человеческими ресурсами. Однако нужно отметить, что партийные списки будут успешны только в том случае, если партии смогут предложить и донести до своих избирателей свои новые идеи, взгляды и предложения по дальнейшему развитию страны. 
Думаю, обновленная избирательная система и сниженный электоральный порог до 5% практически уравняли возможности всех партий. Хотя те партии, которые были активны в межвыборный период, имеют определенные преимущества.

— На ваш взгляд, которая из партий или кто из кандидатов-самовыдвиженцев станут самыми серьезными конкурентами в предвыборной борьбе?

— Вопрос конкуренции — ключевой для нового избирательного периода. Мировая практика показывает, что именно смешанные выборные системы, как пропорционально-мажоритарная, способствуют повышению избирательной явки. Это связано со значительной конкуренцией, которая разворачивается не только между одномандатниками, но и между партиями.
Согласно закону, все кандидаты равны. Де-факто их шансы могут зависеть от совершенно различных факторов, важность которых будет играть разную роль для каждого избирателя.
Если говорить об одномандатниках, то одних избирателей при голосовании будет интересовать бэкграунд человека, то есть его образование, опыт работы и так далее. А другие во главу угла могут поставить текущую гражданскую активность кандидата в определенной области, волнующей избирателя, или в целом иные личные предпочтения. 
Члены партий ожидаемо могут голосовать за кандидатов от своих партий. В списке зарегистрированных кандидатов как раз представлен весьма широкий спектр политических ориентаций, гражданского опыта, возрастной принадлежности и прочее.
Высокие шансы могут быть у тех партий, которые выработали предвыборную стратегию, используя все выгоды пропорционально-мажоритарной системы. В условиях жесткой конкуренции перед каждой партией стоит задача конвертации максимального числа голосов на парламентские места.
Шансы ранее существовавших и новых партий зависят от нескольких факторов. Во-первых, от проработанности предвыборных программ. Во-вторых, от форм и методов предвыборной агитации, которую изберет партия. В-третьих, понимания программ избирателями.
Учитывая многоструктурность казахстанского общества, можно сказать, что будет выигрывать та стратегия, которая охватывает интересы большего числа категорий, чья повестка универсальна и одновременно конкретизирована по запросам целевой аудитории в том числе.
В любом случае мы уже сейчас видим насыщенный и заряженный конкуренцией между одномандатниками, а также партиями предвыборный период.

Важно быть "включенными"

— Какие новые возможности открывает реформа политической системы для кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихата, а также для простых избирателей?

— Можно сказать, что внедрение мажоритарной избирательной системы открывает несколько возможностей для граждан нашей страны.
Во-первых, открываются возможности для непосредственного политического участия. Теперь не обязательно быть членом политической партии, чтобы баллотироваться в депутаты Мажилиса и маслихата. Граждане вновь получили возможность реализовать свое право быть избранными в Парламент и маслихаты. 
Во-вторых, большая политическая конкуренция в избирательной кампании как раз благодаря появлению кандидатов по одномандатным округам, представляющим и общественные объединения, и политические партии, и баллотирующихся самостоятельно. Предполагается, что в конкурентной борьбе всегда побеждают более продуманные, достойные и жизнеспособные программы. Одновременно у граждан появляется возможность выбора, то есть расшириться "ассортимент" политических программ.
И, в-третьих, избирательные кампании на республиканском и региональном уровнях покажут, насколько наше общество готово к открытой и конкурентной политической борьбе, мажоритарной системе и активному участию в жизни страны.
Поэтому теперь так важно проявлять свое гражданское участие не только в день голосования на выборах, но и больше интересоваться кандидатами, партиями и их программами, нормами о выборах, возможно, даже стать наблюдателем на выборах, то есть важно быть "включенным" в политический процесс, задаваться вопросами.

— Как Вы оцениваете в общем уровень демократии в Казахстане?

— Демократия — один из тех терминов, бесчисленное употребление которого обесценило его смысл, а где-то даже привело к некорректному пониманию. На первый взгляд демократия кажется простым понятием, это — власть народа. Но как только приходится определять уровень демократии в какой-то стране в течение определенного времени или в нескольких странах для сравнения, то следует задаться вопросом, а что есть "власть народа", в чем она проявляется, и как ее измерить?
В мире существует несколько индексов по измерению уровня развития демократии, где используются различные переменные. Многие из этих индексов объединяет использование в качестве одного из критериев демократии наличие свободных выборов и электорального процесса. После политических реформ выборы в Казахстане стали проводиться и на местном, как некоторые говорят, "низовом" уровне, речь идет о выборах сельских акимов, что является большим продвижением в демократизации.
Кроме этого, выборы должны стать более конкурентными за счет участия кандидатов в депутаты по мажоритарной системе и появления новых политических партий.
В целом в нашей стране весьма строго соблюдают все выборные процедуры. Это отмечают почти все международные наблюдатели, даже те, кто традиционно считает, что выборы в Казахстане проходят в условиях ограничений. Соблюдение процедур обеспечивает равенство кандидатов, свободное и тайное голосование для граждан.

— В конечном итоге к чему приведут политические изменения в стране? В чем их суть? Что получат казахстанцы?

— Одна из задач политических реформ — построение такой модели государства, при которой каждый гражданин может реализовать свои политические права, защитить свои конституционные свободы, руководствуясь принципами справедливости и законности.
Через процедуры выборов, широкое представительство и инклюзию мы будем формировать пространство для здоровой политической конкуренции. Партии в этом процессе должны задавать тон, создавать атмосферу диалога в поле публичной политики.
Активные граждане не только выбирают, но и баллотируются кандидатами в акимы, депутаты и даже в Президенты. Прохождение всех этапов позволит сформировать высокую гражданскую культуру. В конечном итоге граждане будут принимать все большее участие в принятии решений, особенно на местах.
Государство создает все политические, законодательные и даже финансовые условия для эффективного участия граждан в политике на самом разном уровне. Казахстанцы должны пойти навстречу, пользоваться своими политическими правами и свободами. Тогда мы с уверенностью сможем сказать, что живем в "Справедливом Казахстане".

— Спасибо за беседу!

Оксана Давыдова, Астана

Новости партнеров
×