Ерлан Саиров: Праймериз Nur Otan открыт для всех
Известный казахстанский политолог, член попечительского совета общественного фонда «Birgemiz» Ерлан Саиров рассказал в интервью Liter.kz об особенностях нового Закона о мирных собраниях и объяснил почему праймериз партии Nur Otan является важным политическим событием для всего казахстанского общества.
– Ерлан Бияхметович, в скором времени в Казахстане должны принять новый Закон о митингах и собраниях. Он прошел через Мажилис и выходит на финишную прямую. Законопроект вызвал бурные обсуждения в обществе. Вы уже говорили, что новый закон – это существенный прогресс в общественном развитии. На ваш взгляд, учитывает ли он рекомендации общественных организаций Казахстана? И в чем разница между действующим законом и новым с точки зрения его либерализации?
– В обществе существует огромный запрос к демократизации политических процессов и либерализации общественного бытия. В этом отношении рассматриваемый Сенатом проект Закона о мирных собраниях является одним из элементов политического плюрализма в нашей стране.
Нужно отметить, что МИОР РК при разработке концепции законопроекта для обсуждения привлекло правозащитников, общественных деятелей, представителей гражданского общества, социальных сетей, политологов и социологов.
Процесс обсуждения этого законопроекта стал одним из прецедентов, когда были услышаны голоса всего спектра политического процесса нашей страны.
При рассмотрении законопроекта в Мажилисе с участием Спикера нижней Палаты Нурлана Нигматулина был проведен круглый стол с присутствием представителей гражданского общества и международных организаций.
Были учтены все замечания, которые исходили от членов НСОД, от представителей гражданского общества.
При разработке законопроекта в Мажилисе было обращено внимание на следующие концептуальные вопросы. Первое – презумпция проведения митинговых собраний, то есть государственные органы или частные лица не имеют права мешать каким-либо образом проведению мирных собраний. Второе – переход к уведомительной системе проведения мирных собраний и митингов. Третий очень важный аспект – одиночный пикет.
В любой точке населенного пункта или города можно проводить одиночные пикеты. Были сняты все ограничения, касающиеся деятельности журналистов, то есть как разработчик, так и Мажилис Парламента максимально прислушались к конкретным предложениям представителей гражданского общества. Поэтому есть все основания полагать, что этот закон будет большим прогрессом в общественно-политическом процессе нашей страны.
Самое главное – этот закон стал обсуждаемым. Его обсуждают правозащитники, политологи и представители международных организаций. При обсуждении этого законопроекта мы должны обратить внимание на следующий аспект: философия этого закона заключается в мирном и эволюционном развитии политического процесса в нашей стране. Поэтому, естественно, в этом законе есть определенные ограничения нигилизма и отрицания права. Мы не должны отрицать правовые отношения, а также суверенные законы нашей страны. Это очень важный аспект в развитии политического процесса государства.
– Новый закон вызвал и определенную критику со стороны некоторых казахстанских общественников и активистов. Так, например, правозащитник Евгений Жовтис считает, что новый закон построен на концепции того, что мирные собрания – угроза общественной безопасности, что противоречит международному праву. Что вы думаете об этом?
– Хочу сказать, что я с большим уважением отношусь к Евгению Жовтису, считаю его патриотом нашей страны, который вносит очень большую лепту в развитие общественных процессов нашей республики. Он, кстати, также принимал участие в заседаниях рабочей группы по данному закону.
Тем не менее, есть некоторые принципиальные моменты, по которым мы не можем прийти к согласию в обсуждении данного законопроекта. Во-первых, мы должны говорить «да» в Казахстане демократии и плюрализму мнений. Будущее Казахстана – за демократией, но мы должны понимать, что для нас суверенитет и независимость нашей страны являются высшей ценностью. Поэтому не должно быть норм и каких-то правил, которые бы ограничивали суверенитет нашей страны и которые были бы противопоставлены ее независимости.
Национальные интересы важнее всего. Это ярко проявилось в мировой борьбе с пандемией. Посмотрите – азиатские демократии с минимальными потерями справились с ней за счет жесткой централизации действий властей и политики ограничений. А наибольшие потери несут сверхлиберальные страны Западной Европы, а также США. Перед нами был простой выбор – хаос и множество смертей или жесткое управление ситуацией. Мы выбрали второе, и спасли тысячи жизней. Так что у каждой страны – свой путь, и мы вправе строить свою модель демократии в Казахстане. Жизнь и интересы наших граждан, суверенитет страны – для нас важнее всего.
Поэтому на самом концептуальном уровне философия этого закона проявляется в том, что при любом демократическом развитии в первую очередь мы должны думать о ценностях и суверенитете нашей страны. Конечно, зарубежные и международные организации могут иметь свою точку зрения и свою философию, но в Казахстане живут граждане нашей страны и они имеют право на собственные взгляды, в том числе в вопросах принятия того или иного законопроекта, касающегося политических процессов в нашей стране.
Во-вторых, когда мы рассматриваем подобные законы, мы должны знать, что мы живем в цифровую эпоху, и идет тенденция цифровой демократии. Многие выражают свою точку зрения в социальных сетях и поднимают насущные вопросы. Эти вопросы можно решать, не выходя на митинги и собрания, тем самым меняется социальный ландшафт. Поэтому мы должны понимать, что не все самые главные моменты политического процесса решаются на митингах, собраниях и пикетах. Хотя митинги и собрания являются одним из главных аспектов свобод нашей страны.
- Вы сказали про различные модели демократии. Как вы считаете, какие шаги необходимы для усиления демократических трендов у нас?
- Демократия, прежде всего, согласование позиции, внятные принципиальные предложения и точные процедуры внедрения идей граждан. В этом – суть демократии. Пандемия показала, что при усилении роли государства, как основного гаранта устойчивости страны, регулирующая роль в социально-экономическом процессе будет расти. Поэтому нам всем следует работать над логическим развитием демократической роли государства. Я уже отметил, что будущее Казахстана – за демократией и плюрализмом мнений. Только демократия должна быть суверенной. Вначале – суверенный Казахстан, потом демократия. Вот главный алгоритм.
Есть другой аспект, который нельзя упускать из виду, процедуры демократии – обязанность не только государства. Гражданское общество, по своей линии, должно работать над внедрением передовых общественно-политических опытов, которые востребованы и на нашей почве.
Сегодня стало модным ругать партию Nur Otan, обвинять ее во многих грехах. Конечно, у этой партии есть свои недостатки. Но я хотел бы обратить внимание на один нюанс. В электоральный период партия «Nur Otan» инициировала внутрипартийный праймериз. Это очень хороший международный опыт, который показал свою необходимость в политическом процессе западной демократии. Этот метод политического процесса является возможностью для истеблишмента участвовать в обсуждении всего спектра проблем в нашей стране. Ведь в праймериз могут участвовать и внепартийные игроки.
Почему бы нашим политическим активистам, у которых есть свое принципиальное мнение, не участвовать в этом праймериз. Это же прекрасная возможность выявить общественные и социальные проблемы и находить пути решения этих задач. Ведь если критикуешь, надо предлагать выход из ситуации. Я призываю всех активистов в центре и на местах активно участвовать в партийном праймериз партии Nur Otan.
Нам изменение политической культуры и внедрение принципов плюрализма мнений следует начинать с себя. Только тогда мы придем к торжеству и идеалам демократии и плюрализма мнений.