"Если фермер умрет сегодня, то мы все – завтра": ждет ли Казахстан продовольственный голод?
Затянем пояса?
Пандемия коронавирусной инфекции показала, что о продовольственной безопасности нужно переживать далеко наперед, дабы не остаться не у дел в трудные времена. На фоне геополитических потрясений Казахстану как никогда пора задуматься над тем, как и чем кормить население в случае негативного развития сценария. Тем более, что сельскохозяйственная техника в Казахстане желает лучшего. О том, ждет ли нашу страну голод, корреспондент Liter.kz узнала у директора ТОО “АгроСервис-Батыс” Армата Бисенова.
В конце марта появилась информация, что 35 вагонов с пшеницей простаивают на российско-казахстанской границе, из-за чего мукомолы Актобе били тревогу. Еще в начале марта 2020 года в соседней стране запретили вывоз из страны сахара и зерновых в страны ЕАЭС и за их пределы. Учитывая, что около 70 процентов того же сахара поставляется нам из РФ, то уже сегодня несложно предположить, к чему может привести такая ситуация. Тем более, что с запретом на экспорт этого продукта у нас не торопятся. Соответствующий приказ появился только 28 марта, а его обсуждение завершилось недавно – 4 апреля. Относительно вывоза семян подсолнечника и масла подсолнечного: с 1 декабря 2021 года по 1 июля 2022 года введено количественное ограничение на вывоз этих товаров. Они утверждены в общем объеме 125 тысяч тонн. Квота на подсолнечное масло составит 110 тысяч тонн. Однако, по мнению Армата Бисенова, введение квотирования уничтожит отечественный аграрный бизнес.
Правительство искусственно вводит квоты либо запреты на экспорт для того, чтобы сохранить более низкую цену, а по сути, совершает убийство сельхозтоваропроизводителей. Есть выражение: если фермер умрет сегодня, то мы все – завтра. Если главам к/х будет невыгодно заниматься сельским хозяйством, то они попросту бросят это дело и продовольственной безопасности уже все не будет. Мы нарушим ее. А сделав это один раз, восстанавливать ее будет тяжело, и это надо понимать, – считает Армат Бисенов.
С другой стороны, по словам собеседника, на казахстанского сельхозпроизводителя до введения запрета давил российский рынок поставок.
Наши рынки – это в основном страны Центральной Азии – Узбекистан, Афганистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Частично – Иран. Из ста процентов произведенного зерна 30-40% уходит на экспорт. За последние два-три года увеличилась тенденция транзита российского зерна через территорию Казахстана в те рынки, которые снабжаем мы. И там покупают его, поскольку зерно соседнего государства дешевое, – говорит Армат Бисенов.
Однако на фоне антироссийских санкций многие рынки, как считает собеседник, откажутся от зерновых культур РФ.
Понятно, что после отмены моратория в РФ россияне будут вынуждены искать новые рынки, сбивая стоимость товара. По ценовой политике мы с ними неконкурентоспособные. Из-за больших посевных площадей, более лучших условий для аграриев, понятно, что они будут реализовывать зерно по низким ценам, – говорит Бисенов.
Глава ТОО “АгроСервис-Батыс” подчеркивает, что для Казахстана с населением 18 миллионов человек не составит труда обеспечить страну необходимым продовольствием. Тем более кормовой базой, мукой и подсолнечным маслом, как говорит эксперт, страна обеспечивает себя. Конечно, с приходом на наш рынок российских сельхозкультур потребности в недостающих наименованиях продукций в Казахстане будут закрыты.
Но при этом пострадают отечественные сельхозтоваропроизводители. А когда экономика соседнего государства восстановится и они начнут завышать цены, тогда мы поймем, что убили отрасль, которую вернуть будет намного дороже, – считает собеседник.
Резюмируя, эксперт говорит, что Казахстану нужно пополнять объемы продуктовых резервов, дабы не получилось как в период пандемии – открываешь склады, а там пусто.
Такое было не только в Казахстане, но и во всем мире. Виной всему – коррупция, – отмечает Бисенов.
Не зря говорят, что нужно проводить работу наперед и видеть картину целиком. Поэтому необходимо не только основательно ремонтировать сельскохозяйственную технику, своевременно обеспечивать аграриев дизельным топливом, но и увеличивать посевные площади.