Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

Эволюция партийно-политической системы Казахстана

05.12.2021, 15:06
Эволюция партийно-политической системы Казахстана

Приближающееся 30-летие Независимости дает повод подвести итоги реформ, проведенных в различных сферах жизни Казахстана, и сегодня хотелось бы поговорить о партийной системе. Тем более что на днях в столице прошел достаточно представительный международный форум, посвященный этой проблематике.

Изучая выступления делегатов и те мнения, которые сейчас активно обсуждаются в контексте итогов и перспектив партийно-политической системы, разделим их на два уровня.

Первый связан с принципами электоральной модели, т.е. формированием парламента на основе пропорциональной, мажоритарной и смешанной систем (оставим пока за рамками дискуссию о количестве палат).

В Казахстане на самом деле отношение к политической системе является, извиняюсь за тавтологию, политизированным. Наиболее «демократическими» считаются Верховные Советы 12-го и 13-го созывов. Но многие уже не помнят принципы, на основе которых они избирались. В первом треть мест заполнялась депутатами от общественных организаций по заранее отведенной квоте. Во втором половина избиралась по территориальным округам, а другая — по государственному списку, который представлял Глава государства. Предполагалось, видимо, что в ходе работы Верховный Совет разделится на 2 палаты, но до этого не дошло.

Классическая «мажоритарка» имела место только на выборах 1995 г., когда избирался Мажилис 1-го созыва. На выборах 2-го (1999 г.) и 3-го (2004 г.) созывов имела место смешанная модель (67 одномандатников и 10 партийцев), а в 2007 г. модель была изменена на преимущественно пропорциональную — 98 партийцев и 9 депутатов от Ассамблеи народов Казахстана.

Как мы видим, модель находилась (да и находится) в постоянном движении. И это связано со вторым уровнем, который касается роли партий. На старте роль правящей партии играла Компартия, чей статус был закреплен в основном законе. В ходе перестройки партия фактически потеряла статус, но власть и, скажем там, сакральность перешли сначала к системе Советов, а затем — в исполнительную власть, прежде всего — в президентскую.

В первые годы независимости элиты отказались от партийных игр, справедливо полагая, что любые идеологические догматы будут только мешать в период сложных экономических реформ. Но уже в 1993 г. была сформулирована доктрина центризма, которую пытались воплотить в Союзе «Народное единство Казахстана», а затем началось активное партийное строительство, которое, впрочем, не позволяло оформить лидерство или даже ключевую роль той или иной партии в политической жизни страны. Однако обострение социальной ситуации и политической борьбы в середине 90-х четко показало элите, что для защиты проводимой политики, противодействия не только радикалам, но и гражданской оппозиции нужно переходить к новому этапу партийного строительства.

Так в 1999 г. появилась партия «Отан», созданная — это очень важный момент — не на основе ПНЕКа или ДПК, а на базе предвыборного штаба Нурсултана Назарбаева, и только потом к ней присоединились другие партии. Вместе с тем, «Отан» был не столько партией власти, сколько ее прообразом. Во-первых, функционировали другие центристские партии, созданные в то же время (ГПК и АПК), а во-вторых, создание новой партии не исключило фактор конкуренции между представителей местных элит за места в парламенте, что особенно четко показали выборы 2003 и 2004 гг., когда на местах шла конкуренция не по линии «власть-оппозиция», а среди представителей локального истеблишмента, в том числе и среди формальных членов партии. Кроме того, ситуация в ряде регионов вновь выявила фактор трайбализма, когда представители властей стали «протаскивать» в депутаты сородичей независимо от партийной принадлежности.

В 2007 г. была проведена реформа электоральной системы, партия «Отан» «съела» наиболее крупные центристские силы («Асар», ГПК и АПК) и стала «Нур Отаном», а на выборах в маслихаты была применена модель выдвижения единых кандидатов. Итогов выборов стало то, что «Нур Отан» не просто победил, а оказался единственной партией, представленной в Мажилисе. «Вынужденная однопартийность» привела к переосмыслению роли партии, на которую опустилась вся ответственность за ситуацию в стране. Победе партии способствовали, естественно «фактор Назарбаева», благоприятная экономическая конъюнктура и негативное восприятие казахстанским обществом «цветных революций», прокатившихся на постсоветском пространстве, но сама по себе однопартийность воспринималась негативно и внутри страны, и за ее пределами. «Нур Отан», изучив международный опыт, взял на себя роль института обеспечения стратегической стабильности в обществе, создал механизмы обратной связи с населением и усилил контрольные функции по отношению к исполнительной власти.

Вместе с тем, очень важно было сохранить баланс интересов внутри сложившегося властного механизма (президентская администрация — правительство — парламент) с тем, чтобы избежать личностных, ведомственных и институциональных конфликтов, поскольку и те, и другие, и третьи, и сама партия были, по сути, инструментами реализации политики первого президента страны.

Такая модель показала свои преимущества и в ходе совершенствования электорального законодательства и серьезной перезагрузки ряда других партийных проектов в стране с 2012 г. действует трехпартийная система («Нур Отан» в центре, «Ак Жол» справа и КНПК (ныне НПК) — слева). Другие партийные проекты так и не смогли близко подойти к попаданию в Мажилис, а новых проектов так и не возникло, несмотря на снижение норматива численности с 50 тыс. до 40, а затем и вовсе до 20 тыс. Это лишний раз говорит об идейной и организационной слабости радикальной оппозиции. Напротив, «Ак Жол» и НПК, которые часто клеймятся радикалами как «партиями-сателлитами» более чем эффективно работают в качестве парламентской оппозиции, своей острой позицией затмевая порой центристов.

Партия сыграла важную роль в ходе политического транзита — передачи власти от первого президента ко второму. Как я уже писал, стабильность и согласие в стране во многом обеспечивались личностью Нурсултана Назарбаева, потенциальный уход которого много лет рассматривался в качестве фактора риска. Поэтому для обеспечения преемственности и обеспечения условий наработки политического авторитета его преемника была выбрана модель, согласно которой Назарбаев сохранил за собой председательство в АНК, Совете безопасности и партии «Нур Отан». Партия эффективно провела кампанию по выборам нового президента (2019 г.), выборы в Мажилис, маслихаты и сельских акимов (2021 г.), причем выборы в маслихаты впервые проводились полностью по партийным спискам, да и акимы впервые избирались на прямых выборах. В ноябре этого года было принято решение о передаче председательства в партии новому президенту, что снимает некоторое напряжение в высших эшелонах власти. Как отметил на форуме первый замрук администрации президента Даурен Абаев, «это зрелое и мудрое решение нашло высокое признание и поддержку казахстанского народа. Сегодня мы продолжаем поступательное движение вперед под руководством главы государства в русле его политического девиза «Преемственность. Справедливость. Прогресс».

«Нур Отан» — и об этом говорили многие участники конференции — нельзя рассматривать исключительно как «просто» политическую партию. Это, во-первых, важный инструмент реализации политики главы государства, призванный продвигать реформы, обеспечивать их законодательную поддержку, обеспечить противодействие радикализму и экстремизму, а во-вторых — это институт взаимодействия власти и общества, продвижения интересов последнего, обеспечения социальной защиты населения, реализации политических и контрольных функций представительных органов по отношению к исполнительным.

Выступая на форуме первый зампред партии Бауыржан Байбек отметил, что «выстроенная за эти годы многопартийная система с доминирующей партией «Нур Отан» является важным достижением независимости». С этим сложно не согласиться. Главное, чтобы это достижение эффективно работало и выполняло те функции, которые были на него возложены первым президентом в его недавнем выступлении на расширенном политсовете: (1) всегда идти в ногу со временем, (2) всегда руководствоваться интересами народа, (3) озвучивать ясные цели и реальные пути их достижения, (4) к своим целям идти сплочённой и единой командой, (5) консолидировать общество вокруг ценностей партии, являющихся фундаментальными для всего народа.

Политолог Данияр Ашимбаев

Мультимедиа

Павлодарского тиктокера заставили извиняться на видео
Видео аким выложил, чтобы другим было "неповадно совершать такие проступки".
В сети появилось видео нападения на кортеж Сагинтаева
По видео невозможно понять, действительно ли кортеж принадлежит акиму Алматы, но в городской администрации подтвердили подлинность ролика. 
×