Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Политический феномен Елбасы: международное измерение

Аналитик рассказал, зачем политикам из разных стран необходимы советы и опыт Нурсултана Назарбаева.
06.08.2021, 14:19
Политический феномен Елбасы: международное измерение

Масштабность личности измеряется грандиозностью и сложностью задач, которые перед ней стоят. Особенно, когда речь идет о личности политической. Ведь политика - вещь весьма изменчивая и коварная - является средоточием больших вызовов, сопряженных как с бесконечными возможностями, так и огромными рисками…

Человек, находящийся на вершине властной пирамиды, когда миллионы человеческих глаз устремлены на тебя в ожидании удовлетворения собственных надежд и желаний, и, одновременно, в тебе есть собственный «страх и трепет» от смутных сомнений в своей состоятельности и истинном предназначении своего «я», заглядывает в бездну несовершенного, но страстно желаемого. Однако, харизма великого человека проявляется именно в том, что этот человек берет на себя непомерную для обычного человека ношу и, шаг за шагом, решает, казалось бы, непреодолимые задачи. Это состояние присуще альпинистам, которые восходят на неизведанную вершину, не подозревая об опасностях, которые их ожидают, но все же влекомые жаждой покорения своей мечты и самореализации.

В политике, как в шахматной партии в ситуации цугцванга, каждый шаг имеет свою оборотную сторону, которую можно обратить как во благо, так и увидеть мрачную сторону сравнения с тем, как это было у других, в другой ситуации места и времени, при другом состоянии. Сравнение корректно лишь в том плане, если сам всматривающийся столкнулся с масштабом тех задач, которые пришлось решать политику. В старой индейской поговорке говорится: «Не осуждай человека, пока не походил в его макасинах год». Это справедливо в отношении любого человека, тем более политика огромного масштаба, чьи деяния оказывают большое влияние на жизнь множества людей.

Социальное измерение политики является главным мерилом нравственности и чистоты «политического эксперимента» в котором возможны как ошибки, так и беспримерные прорывы и безусловные, вполне ощутимые каждым, социальные достижения…

Мы часто не обращаем внимание на те качественные изменения, которые произошли в нас самих, в нашем собственном общественном сознании, акцентируя внимание на опережающем и устрашающем изменении вокруг. Хотелось бы, чтобы политическая реальность вокруг нас все время менялась только в лучшую сторону, создавая «зону безусловного комфорта» здесь и теперь, без отложенного счастья на потом. Но сила политика высокого полета как раз в том и заключается, чтобы не погрязнуть в решении операционных задач, а «заглянуть за горизонт сегодняшнего дня», увидеть грядущие проблемы и упредить их возникновение, скорректировать политический курс, не смотря на возможное непонимание и критику современников, дефицит времени и ресурсов для достижения искомого общественного блага и гармонии, которое у разных народов и в различных культурах имеет свою коннотацию и смысловые параметры.

В казахской традиционной культуре, например, социальная гармония сформулирована в понятии «Жерұйық» (Земля обетованная), которому соответствует состояние общественного благополучия и безмятежности. Например, Золотой век казахского кочевничества связан с деятельностью Әз Тәуке хана (Мудрого Тауке хана), период правления которого характеризовался ростом благосостояния кочевников-животноводов, когда «жаворонки гнездились на спинах овец» (қой үстінде бозторғай жұмыртқалаған кез). Однако, счастье номада не ограничивалось лишь удовлетворением материальных потребностей, как представляется многим, но являлось условием достижения ценностей более высшего порядка, - уровнем реализованности собственных амбиций, своей кочевой свободы. Именно поэтому древнетюркская максима гласит: «Цель кагана накормить свой народ и поднять его самооценку» (Қағанның парызы елдің қарнын тойғызып, беделін өсіру)…

Думается в этой связи, личность Первого Президента современного независимого Казахстана безусловно заслуживает справедливого и объективного к себе отношения, «без правых и левых» поворотов осознания ее значения как в исторической ретроспективе, так и пространстве сегодняшнего дня.

Если говорить о достижениях Казахстана во внутренней политике и экономике за тридцатилетний период независимого существования под руководством Первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева, то цифры говорят сами за себя.

Казахстан «вошел в группу стран ООН с самым высоким уровнем человеческого развития, достигнув 51 места среди 180 государств. Построил экономику, которая является по размерам сорок первой в мире и второй в СНГ. Занимает 35 место в ряду наиболее конкурентоспособных стран планеты. При этом ВВП страны вырос в 15 раз (до 171 млрд долларов), а ВВП на душу населения – в 13 раз (до 9,1 тысячи долларов). Благосостояние граждан увеличилось в разы, достигнув уровня ряда государств Восточной Европы и второго места в СНГ, где мы уступаем только России. Доходы населения выросли в 10 раз, кратно увеличились социальные выплаты. Бедность снизилась в 11 раз (до 11%), безработица – в 3 раза (до 4,8%).

В экономику страны привлечено более 365 млрд долларов иностранных инвестиций. Накоплены 95 млрд долларов валютных резервов и создан Национальный фонд – это щит и серьезный актив для нынешнего и будущего поколений казахстанцев. Мы продолжаем работу по обеспечению достойного уровня жизни граждан и модернизации Казахстана, как социально-ориентированного государства. Наша цель к 2050 году войти в число 30 наиболее развитых стран мира» -из доклада Первого Президента Казахстана на Форуме политических партий мира - Пекин/КНР, июль 2021 года.

Безусловны заслуги Лидера Нации в том, что была обеспечена территориальная целостность страны, зафиксированы в международно-правовом режиме государственные границы государства, получены гарантии безопасности, независимости и нерушимости границ со стороны ведущих государств мира.

Под руководством Первого Президента Казахстана были проведены успешные переговоры по урегулированию пограничных вопросов с Россией, Китаем, государствами Центральной Азии.

Наша страна, закрыв ядерный испытательный полигон в Семипалатинске и избавившись от боевого ядерного арсенала, выбрала уникальный в своем роде безъядерный статус, фактически, инициируя своеобразный Клуб государств, добровольно отказавшихся от ядерного оружия.

Когда Советский союз прекратил свое существование, в Казахстане были размещены 1 216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и ядерных зарядов для тяжелых бомбардировщиков, плюс авиадивизия стратегических бомбардировщиков дальнего действия и бомбардировщиков с крылатыми ядерными ракетами большой дальности. Ядерные стратегические силы СССР, дислоцированные на территории Казахстана, составляли мощный комплекс самых современных для того времени средств массового поражения и доставки ядерных зарядов.

Для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования имелось 148 шахтных установок. В них постоянно ждали команды на пуск более сотни самых мощных советских ракет «СС-18» с 12 000-километровой дальностью поражения, не без оснований прозванных на Западе «сатаной». Эти военные объекты покрывали значительную часть территории страны, размещаясь в Акмолинской, Кзыл-Ординской и Восточно-Казахстанской областях.

Большая часть земли была занята под военные полигоны, причиняя экологические бедствия нашей стране и подвергая опасности жизни людей, флоры и фауны Казахстана. Большая часть промышленных предприятий страны обеспечивали продукцией в том или ином виде военно-промышленный комплекс СССР.

Нурсултан Абишевич на правах первого руководителя современного независимого Казахстана «запустил» процесс освобождения страны от военно-милитаристского курса, направив социально-экономический курс страны в мирное русло. Можно сказать, что Нурсултан Назарбаев по праву входит в число мировых лидеров, на деле способствовавших миростроительству и достойных самого высокого международного признания своих заслуг. Не случайно, кандидатура Первого Президента Казахстана неоднократно рассматривалась на номинацию в различных международных премиях.

Несмотря на миролюбивый статус, Казахстан обладает компактной и боеспособной армией, способной защитить мир и покой своих граждан. Именно Нурсултан Назарбаев сумел создать независимые от Кремля вооруженные силы страны. Как известно, дислоцированные в Казахстане вооруженные силы СССР подчинялись командованию Среднеазиатского военного округа, размещавшегося в Ташкенте, столице Узбекистана, и на момент распада СССР достаточно остро стоял вопрос о переподчинении этих воинских подразделений и военной техники новому Казахстану. Первому лидеру нашей страны удалось в тот неоднозначный период проявить свой управленческий и дипломатический талант, чтобы, практически, на пустом месте создать национальные вооруженные силы и оснастить их современной военной техникой.

С тех пор сфера обороны и безопасности страны является безусловным приоритетом деятельности Елбасы, который ныне возглавляет Совет безопасности страны. Деятельность Елбасы в рамках Председателя СБ РК в сфере обеспечения безопасности и обороны страны, создании национальной армии, военно-воздушных сил и военно-морского флота является одной из важных страниц биографии суверенного Казахстана. И в настоящее время Елбасы уделяет этому ключевому направлению огромное внимание в своей неустанной деятельности.

Одним из важных политических кредо Нурсултана Назарбаева, на какой бы должности он не находился, является интегрированное, комплексное системное видение и решение проблем. В международном позиционировании Казахстана этот подход первого лидера современного Казахстана сослужил хорошую службу. Именно Елбасы стал инициатором целого ряда авторитетных международных форматов, среди которых председательство Казахстана в качестве непостоянного члена в Совете Безопасности ООН, председательство Казахстана в Организации Исламского Сотрудничества, осуществление впервые в истории страны Председательства в ОБСЕ и проведение судьбоносного для региона Саммита ОБСЕ. Нурсултан Назарбаев является отцом-основателем Евразийского Экономического Союза и учредителем Шанхайской Организации Сотрудничества, включающей в свои ряды государства с самым многочисленным населением в мире.

Личной инициативой Елбасы является провозглашение азиатской структуры безопасности - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Таким образом, эти проекты через которые мир узнавал Казахстан, сегодня являются «золотыми страницами» нашего суверенитета и вкладом в мировую историю.

При кропотливой и целенаправленной деятельности Первого Президента Казахстана была успешно решена проблема правового статуса Каспийского моря, которая являлась «камнем преткновения» во взаимоотношениях прибрежных государств после распада СССР. Переговоры по данному вопросу продолжались четверть века. В результате этой работы лидерами прикаспийских государств в Казахстане была подписана уникальная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.

Характерной особенностью лидерства Назарбаева является его способность к диалогу и компромиссу, поиску оптимальных, взаимоприемлемых для конфликтующих сторон, решений. Медиаторство Казахстана широко известно миру. В частности, Елбасы достаточно успешно продвигал форматы диалогов в межсирийском урегулировании, конфликта на востоке Украины, российско-турецких разногласий и других. Казахстан стал средоточием духовного диалога Лидеров мировых и традиционных религий. Выступления Казахстана и его Первого Президента в качестве «честного брокера» в довольно сложных международных ситуациях высоко оценивается международным истэблишментом. И сегодня нередко международные чиновники прибегают к советам и опыту Нурсултана Назарбаева как авторитетного политика международного масштаба.

Примечательно, что Нурсултан Назарбаев стал инициатором и «политическим технологом» процесса управляемого политического транзита в Казахстане, в результате чего осуществляется мирная, бесконфликтная модель преемственности власти в стране. И это на фоне разнообразных общественных коллизий, происходящих в различных постсоветских странах по этому «чувствительному» вопросу.

Говоря о политическом наследии Первого Президента Казахстана, следует отметить, что Нурсултан Абишевич Назарбаев является ярким и авторитетным политиком международного уровня, проявившим качества дальновидного и ответственного политика, способствовавшего качественному изменению политико-экономических процессов как в самом Казахстане, так и вокруг. Не случайно народ Казахстана присвоил ему звание своего Лидера Нации - Елбасы!

Айдар Амребаев, политический аналитик

Новости партнеров
×