Эпидемия близорукости среди школьников захлестнула Казахстан
Почему казахстанские школьники теряют зрение?
Если прийти на детскую площадку, то можно обнаружить, что трое-четверо детей уже носят очки. Еще несколько лет назад слабое зрение было спутником старости, сейчас от глазных заболеваний страдают и школьники. Углубленный медицинский осмотр, который был проведен в школах Казахстана в 2021 году, показал – на первом месте среди заболеваний у учащихся находится патология органов зрения. Почему зрение детей стремительно ухудшается, Liter.kz рассказали офтальмологи.
Если в 2020 году от патологий органов зрения страдало 22 795 казахстанских школьников, то в 2021-м уже 60 490 детей! Эти цифры огласил заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов, отвечая на депутатский запрос.
Принято считать, что причина ухудшения зрения кроется в повальном увлечении детей гаджетами. “Это все из-за “соток”, – сетуют старшие родственники. Действительно, сейчас трудно найти ребенка, который не “зависает” в телефоне. Но эксперты считают, что гаджеты – это видимая сторона айсберга. Проблема снижения зрения у детей глубже, чем времяпрепровождение в планшетах.
Врач-офтальмолог поликлиники № 8 города Нур-Султана Айгерим Дербисалиева говорит, что риск развития проблем со зрением выше, если у ребенка в этом смысле плохая наследственность.
Все дети рождаются с плюсовым зрением, то есть дальнозоркостью. Ближе к семи-восьми годам зрение приходит к нулю. У детей с миопией зрение переходит в минус, то есть близорукость. Когда минус становится больше, дети могут заметить изменения в зрении, и родители обращаются к офтальмологу. По мере роста ребенка растет и сам глаз. Соответственно, минус увеличивается. И гаджеты здесь ни при чем – влияние генетики, – отмечает врач.
Дальше на зрение детей влияют внешние факторы.
Все начинается с раннего детства, когда родители выбирают детский сад или развивающий центр для своего ребенка. Если попасть в государственный сад не удалось, то выбор падает на частное дошкольное учреждение. Как известно, данная деятельность пока никак не контролируется со стороны государства. В городах с дорогой недвижимостью развивающие центры могут открыть в цокольных помещениях, квартирах, плохо освещенных и непроветриваемых кабинетах. Мебель также не приспособлена для поддержания здоровой осанки. Собственной территории для прогулок может и не быть, либо это небольшой участок не больше десяти квадратных метров. В таких условиях мало какой воспитатель захочет проводить длительные полноценные прогулки.
И на этом проблемы не заканчиваются.
В нашем садике вообще день начинали с просмотра мультфильмов. Удивленным родителям объясняли, что “Маша и медведь” помогает без слез расставаться малышам с родителями. Но как узнаешь, сколько времени дети смотрели мультики? Не исключено, что несколько часов. Зато тихо! – возмущена Гульвира, мама четырехлетней Аялы.
В темных, неприспособленных, плохо проветриваемых помещениях дети проводят по 10-11 часов в день. Добавить сюда скудное однообразное питание, и получим все предпосылки для прогрессирования глазных заболеваний.
С осторожностью относятся врачи и к раннему развитию детей – это когда буквы учат с трех и пишут в прописях с четырех лет. Зачастую родители пытаются ускорить развитие ребенка, потому что боятся наступления школьного возраста.
Современная программа сложна. Ребенок в первом классе должен уметь читать и писать. Никто индивидуально сидеть и помогать ребенку в школе не будет. В результате родители начинают подготовку в школу с четырех-пяти лет ребенка, чтобы в шесть-семь лет он был полностью готов. В советские годы дети в первом классе только учились выводить крючки, а сейчас решают примеры. Кажется, мы единственная страна, где родители боятся школы, – пишут в соцсетях мамы и папы.
Врач-офтальмолог многопрофильной городской детской больницы № 2 города Нур-Султана Галия Абельдинова подтверждает, что в школу ребенок должен идти не раньше шести-семи лет. Так как зрение полностью развивается только к семи годам. И ранние нагрузки на глаза им только вредят.
Ведущее место среди патологии глаз занимает аномалия рефракции – 57%. Из них на первом месте – миопия (близорукость). Она регистрируется у 30-50% учащихся. Ежегодно показатель увеличивается на 5% главным образом за счет школьников младших и средних классов. В нашей стране среди подростков близорукость отмечается у каждого шестого. На астигматизм приходится 37%. На втором месте косоглазие (13%) и на третьем – воспалительные заболевания глаз, – рассказала офтальмолог.
По словам детского врача-офтальмолога НИИ глазных болезней в Нур-Султане Нины Мельниковой, в школьном возрасте на зрение начинают отрицательно влиять электронные гаджеты. Среди них не только традиционные телефоны, но и компьютеризация учебного процесса и интерактивные доски, которые есть почти во всех школах.
Усложненная школьная программа, которая традиционно вызывает в свой адрес критику, тяжело дается детям. Поэтому после уроков редкий ученик отправляется домой. Нет, он занимается с репетитором или идет на “продленку”. Затем следует куча кружков, музыкальная школа, спорт и прочее. А дома “отдыхает” за телефоном или планшетом.
Не пошло на пользу школьникам и дистанционное обучение. По мнению Нины Мельниковой, при таком виде обучения происходят большие зрительные нагрузки на глаза детей.
Повышенные учебные нагрузки, дистанционное обучение, постоянная работа с интерактивными досками, посещение кружков, конечно, сокращает время пребывания детей на прогулке. Между тем именно ежедневные прогулки длительностью не менее двух часов благотворно влияют на зрение.
Родители также обеспокоены качеством зрения детей. По словам Галии Абельдиновой, почти каждый второй родитель просит офтальмолога выписать справку в школу, чтобы их ребенок сидел за первой партой.
Я против первой парты, если ребенок хорошо видит, пусть даже в очках или линзах. Большую часть уроков он пишет в тетради или читает (большое напряжение аккомодации), дальше смотрит с доски, которая на расстоянии двух-трех метров. Где ж тут отдых для глаз? Плюс, ребенок просто может не заметить, что его зрение ухудшается, так как с первой парты он еще видит. А если очки ему выписали с недокоррекцией, то “привет” прогрессирование близорукости, – возмущается Галия Абильдинова.
Чтобы не допустить ухудшения зрения, профилактический осмотр в Казахстане проводится в один месяц, в год, три года и шесть лет. Однако врачи рекомендуют проходить профосмотр ежегодно, так как из-за повышенных учебных нагрузок ухудшение зрения можно попросту не заметить.
Выходит, что в погоне за знаниями дети теряют здоровье, и к выпускному нас ждут линейки с детьми в очках? Однако специалисты считают, что ситуация может быть обратима. Если на генетику мы повлиять не можем, то режим дня ребенка, его загруженность в наших руках.
В свою очередь, депутаты предложили пересмотреть типовые учебные планы, а именно увеличение часов физической культуры и иных форматов активности, поднять статус предмета начальной военной подготовки и проконтролировать стандарты питания в школах. Но на облегчение школьной программы пока рассчитывать не приходится. Вместо пересмотра школьной программы Министерство просвещения продлило учебный год до 31 мая.