Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Устаревшая система и случайные люди: почему в казахстанских детсадах царит бардак

Эксперт обозначила слабые места детских садов.

18.08.2022, 17:34
Устаревшая система и случайные люди: почему в казахстанских детсадах царит бардак
Фото: pexels.com

2022 год был объявлен главой государства Годом детей. Однако в информационном пространстве регулярно появляются новости о том, что в очередном детском саду избили ребенка, заперли в темной комнате или он самостоятельно ушел домой.

Вокруг дошкольного образования (далее – ДО) давно кипят нешуточные страсти. Родителей не устраивает и процедура зачисления в детские сады, и качество содержания. Со своей стороны представители дошкольных учреждений недовольны низкими заработными платами и бумажными отчетами.

Ком проблем стал настолько большим, что для повышения качества дошкольного воспитания и обучения Министерство просвещения инициировало введение процедуры лицензирования детских садов. Эксперт по дошкольному образованию рассказала Liter.kz, в каких изменениях нуждается казахстанское дошкольное образование.

Председатель общественного объединения "Институт детства OYNA" Гаухар Киикова заинтересовалась качеством дошкольного образования после того, как сама стала мамой двоих детей. Интерес был настолько сильным, что она получила соответствующее образование. Сейчас Гаухар – магистр в области раннего детского развития (Миссурийский университет, США). Она уже два года входит в рабочие группы Министерства просвещения (а до разделения – Министерства образования и науки РК) в качестве независимого консультанта и эксперта.

По ее мнению, дошкольное образование нуждается в реформе. Имеющиеся проблемы носят системный характер и присутствуют в каждом детском саду. Поэтому к их решению нужно подходить комплексно.

В Казахстане в полном обновлении нуждается государственный стандарт дошкольного образования. Он научно не обоснован, не нацелен на детей и только усложняет жизнь всем участникам дошкольного образования. На этой научно необоснованной базе строится вся работа – подбор кадрового состава, учебный процесс, оборудование, требования к зданию, питание и т. д., – считает эксперт.

Гаухар Киикова обозначила слабые места ДО в Казахстане, которые можно поделить на несколько блоков.

Гаухар Киикова

Все начинается со СНиПа

При выборе детского сада для своего малыша родители первым делом обращают внимание на само здание – его внешний вид, территорию, доступность, наличие игровых площадок и безопасность. Зайдя в помещение детского сада, для родителей важно увидеть спальню детей, игровую, места для приема пищи.

Как известно, в Казахстане детские сады бывают государственными и частными. Различные “развивашки” и мини-центры в расчет не берем. Государственные дошкольные учреждения – это отдельное стоящие здания с собственной территорией. Внутри – игровые отделены от спален. И это первая проблема, говорит Гаухар Киикова.

Санитарные нормы и правила (СНиП) в этой области устарели. Согласно им, нужно строить детские сады с огромными площадями и большими внутренними помещениями. Ни один бизнес не выдержит соблюдения этих норм. Как, впрочем, и государство. Вы заметили, что подобные детские сады государство не строит? Потому что это невыгодно. Скажу больше, данные нормы не работают и на ребенка. Для детей важнее качество воспитательного процесса, а не количество кроватей, – отмечает эксперт.

В результате предприниматели открывают детские сады там, где им удобно. Это может быть отдельно стоящее здание, приспособленное помещение, частный коттедж. При этом норму, что на одного ребенка должно приходиться по два квадратных метра, некоторые недобросовестные предприниматели трактуют по-своему. Берут здание площадью 300 квадратов и запускают туда 150 детей. Казалось бы, все требования выдержаны. Но при этом не считают, сколько детей могут одновременно находиться в игровой, спальне? Получается скученность, говорит эксперт.

В США дошкольное образование частное. Не говорю, что оно идеальное, но много полезного можно было бы взять и нам. К примеру, там в детских садах необязательно иметь отдельные спальни для детей. Можно на полу расстелить матрасики. Главное, соблюсти гигиенические нормы – то есть дети не дышат друг на друга. У нас же могут поставить кровати вплотную, или ставят двухэтажные кроватки – дети падают, травмируются. Зато отдельная спальня! Это помещение используется только два часа в день, а потом пустует. И бизнес должен его содержать, – рассказала Гаухар Киикова.

По словам эксперта, из-за громоздких правил частным детским садам невыгодно получать дотацию от государства. Ведь тогда эти сады “видит” Министерство просвещения. Вместо этого предприниматели открывают развивающий центр, получают статус малого бизнеса, где оказывают услуги дополнительного образования. Но работают они фактически как садик – на полный день и с питанием. Проверить их нельзя – действует мораторий на субъекты малого предпринимательства. Должно произойти что-то из ряда вон выходящее, с оглаской в СМИ, чтобы узнать о внутренней кухне центра.

Кадры решают все

Подготовка квалифицированного воспитателя в Казахстане также дело непростое. Воспитатели и няни получают низкие зарплаты, несравнимые с нагрузкой. Дети в садике находятся 10,5 часов. Это малыши, каждый из которых нуждается в уходе и развитии.

Еще два года назад воспитателям платили 60-80 тысяч, а няням 45 тысяч тенге. Разрыв в зарплатах этих двух категорий сотрудников несправедлив. Принято считать, что у нянь работа не такая ответственная, как у воспитателя, поэтому и оплата ниже. Но это не так. Няня весь день также взаимодействует с детьми. Она не посторонний человек. От ее отношения зависит, как ребенок будет чувствовать себя в стенах детского сада, – объяснила эксперт.

Глядя на нагрузку и уровень заработной платы, мало какой человек решится пойти трудиться в детский сад. В результате сюда зачастую приходят работать по остаточному принципу. Иногда это могут быть и сами мамы, которым нужно работать и детей устроить в детский сад.

В крупных городах нет проблемы открыть детский сад. Но найти кадры – это проблема. Хорошие воспитатели давно трудоустроены. За них руководители крепко держатся. Поэтому приходится набирать людей без образования, – поделилась мнением Киикова.

В самих учебных заведениях тем временем теория оторвана от практики. По мнению независимого консультанта, студенты должны в течение всех четырех лет обучения регулярно находиться в детском саду, чтобы наблюдать за детьми, как это происходит в развитых странах. В настоящее время это происходит только на четвертом курсе.

Но учитывая, что изначально в садах неправильно выстроена работа, практиканты учатся неверной модели работы с детьми. Получается замкнутый круг, – резюмирует Гаухар Киикова.

Она отметила, что проблемы дошкольного образования не решатся за короткое время. Казахстан нуждается в научно-исследовательском центре, который будет изучать лучшие международные практики и современные наработки.

О питании и инклюзии

Большую работу нужно провести и в сфере воспитания особенных детей, считает эксперт.

Воспитатели говорят, что не знают, как работать с детьми, имеющими различные нарушения развития. Им требуется тьютор для сопровождения, особое внимание, занятия, современные методики. У нас и само понятие инклюзии до сих пор имеет очень широкое значение. Между тем в садики приходят неговорящие дети, с различными синдромами. И попадают в среду, где не умеют с ними заниматься. В то время как в раннем возрасте можно скорректировать многие нарушения, но мы это время упускаем, – отметила Гаухар Киикова.

Не выдерживает критики и питание детей. По словам специалиста, детское меню содержит в себе много сахара и пустых углеводов. Мамы детей с непереносимостью глютена, лактозы, сахара, с аллергией на некоторые продукты питания согласятся, что вариантов меню не предусмотрено. Но разнообразное меню трудно предусмотреть, так как в государственных садиках родители оплачивают за питание всего 16 800 тенге, а это всего 800 тенге в день. Можно ли на эту мизерную сумму обеспечить детей здоровым завтраком, перекусом, обедом и ужином?

Мы долгие годы говорим о качестве дошкольного образования. Но в нормативно-правовых актах до сих пор нет его определения. Сейчас мы эти критерии разрабатываем. С удовлетворением могу отметить, что 3 августа приняли проект нового приказа министра просвещения “Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования”. В нем произошло много изменений. Но какие-то предложения не прошли по разным причинам – не понимают их или просто не пропустили. Но удалось развернуть многие вещи в пользу ребенка, – пояснила Киикова.

В заключение можно сказать, что качественно работающий детский сад – это дорого, невыгодно, плохо окупаемо, а перспективы увидеть свободных, развитых, активных детей – далеки от реальности. Поэтому в глазах государства у сферы дошкольного образования остается низкий приоритет. А это влечет за собой новые волны скандалов в детских садах. Но решение проблем пока напоминает тушение пожара – то есть экстренно и точечно. Дети при этом остаются почему-то на втором плане.

Новости партнеров
×