Государство берет на себя обязательство создать условия для достойной жизни каждого казахстанца
Политолог Айдар Амребаев: Казахстан поднимается в рейтингах, но проблемы неравенства остаются.

Казахстан все заметнее укрепляет свои позиции на мировой арене не только за счет геополитических инициатив и экономических рефоркого развития, заняв 60-е место среди почти двух сотен государств. Этот рост стал возможным благодаря комплексным усилиям в сферах здравоохраненим, но и благодаря устойчивому прогрессу в сфере развития человеческого капитала, передает Liter.kz.
Согласно последнему отчету Программы развития ООН, страна поднялась на семь строчек в глобальном рейтинге Индекса человечеся, образования и социальной политики. Что стоит за этими цифрами, и какие меры оказывают наибольший эффект – в интервью с директором Центра ие показателей свидетельством системных изменений в социальной политике страны?политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдаром Амребаевым.
- Айдар Молдашович, о чем, по Вашему мнению, свидетельствуют результаты данного рейтинга? Можно ли считать улучшен
- Когда мы анализируем международные рейтинги и сравнительные индексы, всегда важно учитывать не только внутреннюю динамику, но и общую ситуацию в мире. Сегодня глобальная обстановка характеризуется высокой турбулентностью — экономические кризисы, геополитические конфликты, нарастающая социальная поляризация.
Многие страны оказываются в состоянии “свободного падения”, и в этом контексте Казахстан выглядит, безусловно, устойчиво. На фоне масштабных деструктивных процессов – политических кризисов, вооруженных конфликтов, гуманитарных катастроф – Казахстан остается страной с внутренней стабильностью и относительной вовлеченностью в глобальные потрясения. Это само по себе – значимое преимущество, создающее условия для устойчивого социального развития. Государство предпринимает последовательные шаги в сфере социальной политики, и это уже отражается в международных рейтингах, в частности — в росте позиции в Индексе человеческого развития ООН.
В то же время необходимо понимать: индекс ИЧР во многом ориентирован именно на социальные параметры — такие как продолжительность жизни, доступность образования, уровень доходов, качество медицинских услуг. И в ряде агрегированных показателей Казахстан действительно демонстрирует позитивную динамику. Например, как утверждается, индекс повышения среднедушевого дохода населения вырос до более чем 30 тысяч долларов. Но если углубиться и посмотреть на ситуацию детально — в региональном, отраслевом или разрезе социальной структуры — картина выглядит неоднозначной.
Ведь мы видим происходящее в обществе сильное социальное расслоение и региональные диспропорции. Есть ограниченные группы, получающие доходы, кратно превышающие прожиточный минимум, и в то же время — значительная доля населения, живущая у черты бедности. Эта внутренняя диспропорция – серьезный вызов для устойчивости системы человеческого развития. Или взять, к примеру, проблему депрессивных регионов и моногородов.
В региональном разрезе все не так радужно. Мы все в режиме реального времени и места наблюдали и переживали эти региональные диспропорции. Государство несет на себе львиную долю социальных расходов, тогда как сверхприбыли от наших общественных богатств оседают в карманах ограниченного круга лиц. Поэтому, говоря об успехах, важно одновременно признавать существующие риски: качественные показатели могут сильно отличаться от валовых количественных. И если мы хотим по-настоящему устойчивого прогресса, необходимо не только укреплять макроэкономику, но и обеспечивать более равномерное распределение общественных благ и возможностей внутри страны.
- Как повышение позиции Казахстана в глобальном Индексе человеческого развития влияет на его роль и восприятие в Центральноазиатском регионе? Можно ли говорить о формировании нового имиджа страны как социального и экономического лидера в регионе?
- Безусловно, макроэкономические показатели, лежащие в основе Индекса человеческого развития, дают международным рейтинговым агентствам и потенциальным инвесторам общее представление о том, насколько страна стабильна и перспективна с точки зрения безопасности и прибыльности вложений.
Если условный зарубежный инвестор сравнивает страны региона, он увидит, что Казахстан на деле демонстрирует позитивную динамику в области устойчивого социального развития. Как известно, Центр Устойчивого Развития ООН для нашего региона в целом располагается у нас в Алматы. Это формирует имидж страны как надежного партнера в регионе в реализации целей устойчивого развития ООН. Однако возникает важный вопрос: какой ценой и какими титаническими усилиями правительства достигается этот прогресс? Здесь все не так однозначно.
Бюджет страны все же остается достаточно напряженным. Правительство рассматривает меры по увеличению налоговой нагрузки, расширению налоговой базы и сокращению отдельных статей государственных расходов. Особенно это заметно в таких секторах, где я работаю, как образование и наука, где наблюдается определенное “сжатие финансирования”. Возникает дилемма: мы стремимся к устойчивому развитию, но одновременно вынуждены балансировать на грани между “бюджетом существования” и “бюджетом развития”. Как говорится, дьявол кроется в деталях: внешне позитивная статистика может скрывать внутренние бюджетные противоречия и социальные риски, которые требуют более глубокого анализа и принятия ответственных решений.
Я не ставлю под сомнение усилия, предпринимаемые нашим правительством, наоборот, оно делает все возможное в условиях ограниченных ресурсов и наличия серьезных рисков социального напряжения, постоянно изыскивает внутренние резервы и адаптируется к нестабильной внешней среде. Сейчас мы сталкиваемся с высокой волатильностью цен на энергоресурсы — нефть, газ и другие сырьевые товары. Казахстан, как, пока еще, сырьевая экономика, серьезно подвержен этим колебаниям. В результате планирование бюджета часто происходит на основе прогнозных показателей, которые могут быстро устаревать, что, конечно, создает риски для устойчивого планирования финансирования социальных программ.
В этой связи, важно понимать: несмотря на рост позиции страны в Индексе человеческого развития, часть показателей остается предметом обсуждения, особенно если рассматривать их не в количественном, а в качественном измерении. Например, продолжительность обучения. Формально, мы можем говорить об увеличении количества лет, проводимых нашим молодым поколением в системе образования. Но между количеством и качеством существует разрыв.
Можно учиться 15 лет, но, если в процессе не формируются реальные компетенции и навыки, не созданы условия для дальнейшей профильной социализации, трудоустройства выпускников на рынке труда, то формальный показатель теряет свое значение, как индикатор качества реализованности человеческого капитала. Поэтому, конечно, приятно, когда крупные международные организации, такие как ООН, фиксируют наш прогресс. Это влияет на восприятие Казахстана в мире. Но одновременно мы должны быть трезвы и честны в оценках: индекс — это лишь обобщенная картина, и важно не только то, как мы выглядим снаружи, но и то, насколько этот прогресс ощущается внутри страны — в семьях, школах, поликлиниках, на рабочих местах.
- Международные рейтинги такие, как ИЧР, часто становятся ориентиром для государственной политики. Насколько сильно они влияют на распределение бюджета, разработку стратегий развития социальной сферы?
- Покупательская способность населения, доступность образования, диверсификация экономики, уход от сырьевой зависимости, равномерное развитие регионов и поддержка социально уязвимых групп — все эти вопросы неизменно звучат в выступлениях главы государства. Это не случайно — значит, в стране действительно существуют вызовы и проблемы, требующие внимания и системных решений. Президент постоянно подчеркивает важность развития человеческого капитала, повышения его качества и настоящих социальных изменений в жизни каждого гражданина.
Стоит отметить, что не все государства мира декларируют социальную ориентацию и берут на себя функцию обеспечения высокого уровня жизни населения. В некоторых западных странах с либеральными и неолиберальными экономическими моделями государство стремится минимизировать свое вмешательство в экономику и регулирование социальной сферы. Там, зачастую, ответственность за образование, здравоохранение и поиск работы в большей степени лежит на самом человеке: если не приложишь усилий, социальная поддержка будет минимальна или отсутствовать вовсе.
В этом контексте конституционное закрепление статуса Казахстана как социального государства — это идеологическое заявление, которое задает гуманитарный характер Общественного договора между властью и гражданами. Государство берет на себя обязательство создавать условия для достойной жизни каждого жителя. Однако возникает принципиальный вопрос: способен ли сегодня, в современных непростых глобальных условиях, Казахстан реально выполнить эти обязательства? Есть ли у государства финансовые ресурсы и институциональные рамки для устойчивого социального развития? С одной стороны, социальные расходы в Казахстане уже достаточно высоки и занимают значительную долю бюджета. С другой — экономика страны все еще подвержена влиянию волатильности мировых рынков сырья, что создает риск бюджетного дефицита. Важно понимать: социальные программы должны не только обеспечивать текущие потребности населения, но и быть сбалансированы с задачами развития и повышения конкурентоспособности страны в глобальном и региональном разрезе, чтобы не провоцировать социальную напряженность и потенциальные конфликты в нашем взрывоопасном регионе.
В парламенте, в частности во время заседаний бюджетной комиссии, часто обсуждаются вопросы рационального расходования средств, целевого исполнения бюджета и исключения сверхрасходов. Если вспомнить первые годы независимости, когда активно реализовывались масштабные мегапроекты с большим бюджетным финансированием из Национального фонда, сегодня наблюдается более взвешенный подход. Президент призывает к бережливости и разумному расходованию средств — к жизни по средствам.
Таким образом, Казахстан стоит перед задачей найти баланс между социальными обязательствами и экономической устойчивостью. И успех в этом направлении во многом определит качество жизни граждан и позицию страны в международных рейтингах человеческого развития.
- Какие ключевые направления социальной и экономической политики сегодня способствуют повышению качества жизни населения и росту Индекса человеческого развития в Казахстане?
- Одним из ключевых показателей эффективности и прогресса в период президентства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева я бы назвал акцент на цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта в управление государственными процессами. Эти направления действительно могут стать прорывными и трансформировать взаимодействие государства с гражданами, сделав его более оперативным и ориентированным на реальные потребности населения.
С первых дней на своем посту глава государства озвучил концепцию “слышащего государства”. Это не просто метафора — сегодня это государство, которое благодаря цифровым технологиям становится доступным буквально в каждом телефоне наших граждан. В сравнении с множеством других стран, где цифровизация госуслуг только на начальном этапе, Казахстан может похвастаться довольно комфортной и эффективной системой электронного правительства.
Мы уже практически забыли времена, когда для получения справок или услуг нужно было стоять в длинных очередях. Принцип “одного окна”, электронные петиции, онлайн-сервисы — это реальность повседневной жизни казахстанцев. И иностранные визитеры, посещающие нашу страну, отмечают высокий уровень развития цифровых услуг и быструю реакцию государственных органов на запросы граждан.
При этом спектр цифровых услуг постоянно расширяется. Например, динамично развивается цифровой банкинг, появляются новые решения для бизнеса и социальной сферы. Особенно важно идти вперед в использовании искусственного интеллекта — как технологии, способной не только повысить эффективность управления, но и минимизировать человеческий фактор и связанные с ним риски.
Примером могут служить проекты, реализуемые в ряде передовых стран. Недавно я прочитал об удивительном проекте, реализуемом у наших соседей, в Китае, где строится гидроэлектростанция с минимальным участием человека — вся работа ведется под контролем ИИ, который управляет машинами и оборудованием с высокой точностью. Это масштабные технологические решения, которые можно и нужно адаптировать и внедрять у нас в Казахстане. Чтобы в нашей стране появлялись подобные проекты, реализуемые на основе передовых технологий, способные вывести управление экономикой и социальной сферой на качественно новый уровень, обеспечив устойчивое развитие и повышение качества жизни всех граждан. Подвижки в этом направлении у нас есть, например, радует то, что во всем регионе Центральной Азии именно у нас впервые появился суперкомпьютер, который может осуществлять не только расчеты, но и предлагать быстрые “умные решения” актуальных задач, в том числе и в области развития человеческого капитала.