Граждане смогут напрямую влиять на бюджетную политику — Саиров
На днях Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "Об общественном контроле" и сопутствующие поправки. Когда в 2020 году в своем Послании "Казахстан в новой реальности: время действий" Глава государства поручал разработать этот документ, то главной его целью было вовлечь граждан в управление делами страны. Скоро нормы вступят в силу и казахстанцы получат один из действенных инструментов власти народа. К тому же поправки полностью регламентируют институт петиций. Что подпадает под общественный контроль, кто уполномочен его осуществлять, сколько человек должны подписать петицию, чтобы ее рассмотрели в госорганах? Об этих и других моментах корреспондент газеты "Литер" поговорила с депутатом Мажилиса Парламента РК Ерланом Саировым.
Новый Закон
— Ерлан Бияхметович, Закон "Об общественном контроле" с сопутствующими поправками уже подписан Главой государства. Все ли было учтено, что он поручал, и что дает казахстанцам этот документ?
— Да, Президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал Закон об общественном контроле и пакет сопутствующих поправок к нему. Статья 3 Конституции Республики Казахстан гласит, что единственным источником государственной власти является народ. Именно он осуществляет свою власть посредством референдума и свободных выборов.
Закон об общественном контроле является еще одной формой реализации гражданами Республики своей власти, дополнительным каналом взаимодействия властей и граждан. То есть теперь граждане смогут напрямую влиять на бюджетную политику, особенно в регионах, влиять на формирование бюджета и контроля над расходной частью бюджета через инструменты "бюджета участия".
Граждане смогут более активно участвовать в проверках контроля качества строительства объектов социальной инфраструктуры по всей стране.
Общественный контроль является очень важным элементом реализации принципа государственной власти, источником которой является народ. Поэтому Глава государства обращает очень важное внимание на новый институт общественного контроля.
— Согласно новому Закону, что такое общественный контроль и для чего он нужен?
— Общественный контроль — это деятельность граждан и некоммерческих организаций, направленная на достижение прозрачности работы органов государственной власти и местного самоуправления, учет общественного мнения, повышение эффективности государства, усиление его ответственности перед обществом и так далее.
Общественный контроль необходим для обеспечения качественной реализации проектов, выполняемых в рамках общенациональных приоритетов государства, учета общественного мнения, прозрачности и открытости деятельности региональных исполнительных органов, формирования в обществе нетерпимости к противоправным действиям всех государственных органов.
— В чем особенность документа?
— Этот Закон является важным документом, как уже я отметил, в реализации принципа народовластия в нашей стране. В соответствии с этим Законом вводится принцип общественного контроля в структурах Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", в структурах Назарбаев Интеллектуальной школы. Также армейские части тоже не останутся без общественного внимания. Общественники теперь имеют возможность проводить контроль за досугом и социальной обеспеченностью военных, в том числе рядового состава. Это очень важный аспект, так как государственные органы и все квазигосударственные секторы будут охвачены общественным контролем.
Все финансовые потоки, финансируемые из государственного бюджета, экономическая деятельность квазигосударственного сектора и другие общественно важные аспекты, которые интересуют общественность, теперь будут под особым ее вниманием.
Если до принятия этого Закона граждане Республики Казахстан осуществляли свою власть посредством проведения референдума и участия в выборах Президента страны, маслихатов, Мажилиса Республики Казахстан, то с принятием Закона "Об общественном контроле" у граждан появляется возможность прямого участия в управлении государством посредством контроля над деятельностью квазигосударственного сектора, государственных структур и теми ассигнованиями, которые выделяются местными и центральными органами власти.
Этот документ является еще одним шагом в сторону либерализации общественных процессов в Казахстане.
Петиция и порядок
— Петиции наконец-то получат законный статус?
— Да, в соответствии с Законом казахстанцы будут иметь право формировать петиции.
Новые поправки полностью регламентируют институт петиций. В новом документе дается определение понятия "петиция", утверждается порядок подачи и их рассмотрения. В нем отмечено, что петиции граждане Казахстана должны подавать через специальный интернет-портал. Уполномоченный орган будет определять соответствие петиции условиям, установленным Законом, пока она не станет публичной.
Петиции будут создаваться по самым актуальным вопросам экологии, социальных вопросов районного и областного, республиканского значения. Там будет своя градация, и по всей градации, если тематика петиции будет набирать определенное число, то государственные органы не только должны отвечать, но и решать те или иные проблемы и вопросы, которые озвучены в этой петиции. Это тоже очень важный момент в реализации принципа прямой демократии.
Этот Закон является очень важным шагом в эволюционном развитии политического устроения, а также формировании новой политической культуры, основанной на принципах нового Казахстана.
— Уже известно, что граждане не смогут подавать петиции, например, за отставку акимов и министров...
— Есть ряд исключений. Теперь, согласно Закону, петиции не могут подаваться по таким вопросам, как изменение формы правления, административно-территориального устройства и границ республики, правосудия, амнистии, национальной безопасности. Перечень "запрещенных" тем сформировали на основе конституционного и уголовного права, Закона "О референдуме". Таким образом, это обоснованно. От себя отмечу, что районные акимы так или иначе выбираются путем голосования. По другим уровням — решение принимает Президент, исходя из показателей результатов работы акимов, министров. По другим вопросам — это все регламентировано и оговорено другими законами, который в настоящее время существуют в Казахстане.
Мы должны понимать, что демократические нормы и процедуры реализуются в очень сложное время. Сейчас очень сложное международное положение, мы, делая существенные шаги в сторону демократии, должны четко следовать и своим национальным интересам. Мы должны сохранить унитарный характер государства и политическую стабильность, которые являются главным залогом укрепления государственности Казахстана.
Процессы демократизации и либерализации общественных процессов должны служить развитию и единению, а не разложению и охлократии!
Это аксиома!
Также, как я уже отметил выше, в Законе установили, сколько человек должны подписать петицию для ее обязательного рассмотрения, и поделили их на так называемые "уровни значимости": районный уровень по вопросам, относящимся к компетенции акиматов, при населении более 50 тысяч человек — 2,5 тысячи голосов в поддержку, для остальных — не менее 5% от численности населения; районный уровень по вопросам, относящимся к компетенции маслихатов, — при численности населения более 50 тысяч человек должно быть 5 тысяч голосов, для остальных — не менее 10% от численности населения; областной уровень — по вопросам, относящимся к компетенции акиматов, — 1% голосов жителей соответствующей административно-территориальной единицы; областной уровень — по вопросам, относящимся к компетенции маслихатов, — не менее 2% населения соответствующей административно-территориальной единицы; республиканский уровень по вопросам, относящимся к компетенции Правительства, — не менее 50 тысяч голосов.
— Кто может организовать общественный контроль?
— Общественный контроль могут организовать буквально все граждане Казахстана, которые являются дееспособными, совершеннолетними, и у которых есть определенные вопросы касательно социально-экономических, общественно-политических моментов.
Приведу только один пример. Мы очень много ездим по регионам, и в регионах очень много вопросов касательно качества строительства социальных объектов: школ, больниц, домов культуры и так далее. Теперь представители общественности, если у них будут возникать вопросы по качеству, по адресности финансирования, то они могут группироваться, направлять письма тем субъектам, которых хотели бы проверить.
В течение определенного времени, в соответствии с Законом, они могут зайти и провести проверку по вопросам качества, финансовых средств и так далее.
То есть этот Закон дает возможность всем гражданам, невзирая на социальный статус, политические предпочтения, заниматься вопросами общественного контроля в сфере экономики, социальной сферы и других.
Хотел бы подчеркнуть, что этот Закон создает совершенно новые принципы государственного строительства, когда граждане имеют право проводить контроль по всем аспектам: по формированию бюджета, по распределению бюджета, по тому, как поступают бюджетные ассигнования определенным юридическим лицам, качественно ли используются средства и адресное использование.
Поэтому этот Закон действительно является уникальным по своей природе и дает очень много полномочий гражданам. И этот Закон является реализацией принципа власти народа напрямую.
Хочу сказать: и в этой части есть закономерные исключения, на которых следует остановиться.
Субъектами общественного контроля не могут быть:
1) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость в порядке, установленном законом Республики Казахстан;
2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
6) некоммерческие организации с иностранным участием, а также некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с законами Республики Казахстан.
Думаю, что эта часть не требует дополнительных разъяснений.
— А что может стать объектом для контроля?
— В Законе объектами общественного контроля значатся местные государственные и центральные органы, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами.
— То есть, если у нас какие-то школьные столовые, детские лагеря, где часто происходят нарушения саннорм, попадут в поле зрения общественности, то могут ли общественные контролеры реагировать на такие нарушения?
— Конечно, ведь институт общественного контроля может быть реализован во всех сферах общественно-политической, социально-экономической жизни, поэтому школы, детские лагеря, детские сады и другие объекты, они не останутся вне этой системы. То есть граждане будут иметь право проверять буквально все аспекты деятельности в социальной сфере нашей страны.
Либерализация процессов
— А в какой форме будет осуществляться общественный контроль?
— Общественный контроль может проходить в форме общественной экспертизы, мониторинга или слушаний. Как я уже отметил, общественным контролем могут заниматься все граждане. Поэтому, если у граждан будут те или иные вопросы, например, скажем, по строительству объектов соцкультбыта, по вопросу функционирования школ, больниц, домов культуры, а также вопросы касательно деятельности квазигосударственного сектора, то они могут самоорганизоваться, написать определенное ходатайство, письмо. В соответствии с этим письмом определенная группа граждан может входить в повседневную деятельность вот этих вот объектов, которые хотели бы проверять и начать свою проверку. Государственные органы в свою очередь не должны мешать, они должны содействовать проведению такого контроля.
Я думаю, что со временем у нас в стране уже появится определенная культура не только общественного контроля, но и того, что все государственные органы и все представители квазигосударственного сектора будут адекватно воспринимать такие заявки и такие инициативы, с пониманием относиться. И за счет этого у нас в стране появится уже определенная моральная, этическая и финансовая чистота, которая приведет к минимуму как в сфере экономических интересов, так и в сфере чистоты деятельности государственных структур и квазигосударственного сектора.
— Что будет являться конечной целью общественного контроля: вот проверяющие пришли, проверили, а дальше что?
— Конечной целью общественного контроля является повышение качества услуг, оказываемых как государством, так и квазигосударственным сектором, а также повышение качества оказываемых услуг в сфере строительства, сфере ремонта, сфере капитального ремонта, дорог, объектов инфраструктуры и так далее. Естественно, согласно нормам, прежде чем осуществлять общественный контроль, субъект проверки должны информировать объект о том, что к нему придут. Со своей стороны, последние должны будут, даже обязаны будут обеспечивать доступ представителей общественного контроля к территории и помещениям объектов.
По результатам общественного контроля разрабатывается итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля. Объекты общественного контроля должны рассмотреть итоговый документ по результатам общественного контроля в 10-дневный срок и направить мотивированный ответ. В случае отказа в рассмотрении итогового документа объектом общественного контроля те, кто осуществлял общественный контроль, имеет право направить жалобу в соответствующие государственные органы в порядке, установленном законодательством Казахстана.
В целом основная задача этих нововведений заключается в повышении качества услуг, и, как мультипликативный эффект, ожидается в дальнейшем всестороннее повышение благосостояния наших граждан.
— Каков международный опыт в этой сфере?
— Надо отметить, что институт общественного контроля, который создается в Казахстане, является уникальным общественным явлением в постсоветском пространстве.
Только в Российской Федерации функционирует закон "Об основах общественного контроля в РФ". Но функции казахстанского Закона об общественном контроле шире, в России общественный контроль не может быть реализован в военной сфере, также есть существенные ограничения в квазигосударственном секторе.
Если мы рассмотрим сферу законодательства стран Европы и США, то там сферу общественного контроля рассматривают через набор ключевых понятии, как "прозрачность" и "участие". В этих странах существует принцип "презумпции общественного контроля". Предполагается, что каждый законопроект должен улучшать степень участия и контроля гражданами того или иного аспекта социально-экономических, общественных процессов.
Главным документом, регламентирующим сферу общественного контроля в США, является меморандум "Об открытости правительства" Барака Обамы, подписанный в 2009 году.
В странах ЕС предусмотрена обязанность национальных органов по нормативно-правовому обеспечению институтов общественного контроля за публичной властью.
Кроме этого, на уровне государств-участников ЕС должны быть созданы условия для реализации проектов общественного контроля. Таким образом, Казахстан в связи с принятием Закона "Об общественном контроле" показывает политическую волю в либерализации общественных процессов и институционализации совершенно нового института, который позволит расширить диапазон открытости государственной власти для всех граждан страны.
— Спасибо за беседу!
Оксана Давыдова