Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Фейковый износ, измор и дешевый ремонт: как автостраховщики обманывают казахстанцев

Страховщики часто пользуются тем, что водители автомашин не знают всех законов.
13.10.2020, 09:30
Фейковый износ, измор и дешевый ремонт: как автостраховщики обманывают казахстанцев

Риск попасть в ДТП на своем автомобиле возрастает с наступлением осени. В таких случаях водители обращаются в страховые компании за возмещением ущерба. Liter.kz разбирается, что нужно знать, чтобы не остаться без этих выплат.

Эксперты отмечают, что страховщики делают все, чтобы не попасться на уловки мошенников. Именно поэтому зачастую добросовестным автовладельцам сложно получить страховую выплату. По данным аналитика Wall Street Invest Partners Данияра Джумекенова, около 20-30% выплат приходится на мошенников.

Смоделируем ситуацию: попали вы на своем автомобиле в ДТП. Что нужно сделать в первую очередь? Правила дорожного движения гласят, что нужно включить аварийный сигнал, выставить знак аварийной остановки и вызвать полицию. Перемещать автомобиль/мотоцикл разрешается, только если иначе передвижение других машин из-за ДТП будет затруднено.

«Кроме требуемых законодательством действий, мы просим клиентов связаться с нашим call-центром. При ДТП наш аварийный комиссар всегда рядом с клиентом: он выезжает сразу же после звонка на место происшествия, помогает клиенту со сбором документов, ведет переговоры с сотрудниками полиции и другими участниками ДТП, при необходимости может вызвать эвакуатор и такси. Все эти действия продуманы и систематизированы в нашей компании», – говорит начальник отдела страховых выплат АО «Страховая компания Amanat» Алексей Магдин.

Зачастую клиенты относятся с недоверием к рекомендациям прибывшего на место ДТП сотрудника страховой компании. Такие рекомендации могут разниться в соответствии с особенностями обстановки.

Сотрудник страховой компании также должен предоставить клиенту список документов, которые необходимо собрать для получения выплаты. Чаще всего в этот пакет входят:

  • заявление на оценку;
  • заявление на выплату;
  • техпаспорт;
  • удостоверение личности;
  • постановление административного суда или документы, которые полицейские составили на месте ДТП.

Если же во время ДТП пострадал человек, то выплату можно будет получить только после выхода постановления суда.

По словам Данияра Джумекенова, бывают случаи, когда недобросовестные компании пытаются взять клиента измором и долго не отправляют своего эксперта-оценщика.

«Главное – не приступать к ремонту до оценки, ведь предложенная сумма может не устроить, и придется вызывать независимого оценщика. Сделать это можно только, если в течение 10 дней ущерб не был подсчитан страховой компанией. Результат этой независимой экспертизы обязаны принять и оплатить ваши затраты», – говорит Данияр Джумекенов.

Автоюрист Данияр Байгабатов считает, что если учесть, сколько процедур нужно пройти автовладельцам, чтобы получить выплаты, сложно назвать страховые компании социально тветственными.

«Чтобы получить страховую выплату, человеку нужно потратить свое время, возможно, деньги - на услуги юриста (если занижена стоимость - прим. ред.). И самое обидное, что все это время машина должна быть в том же состоянии, что и была в момент ДТП. То есть человек не может ничего с ней поделать, пока не сделают все виды оценок. Для некоторых автомобиль - это источник дохода», – заявляет эксперт.

Бывает также, что страховщики отказываются принимать заявление о страховом случае от пострадавшего без документов виновника ДТП, говорит Данияр Джумекенов.

«Конечно же, это совсем наглый случай – они не имеют на это права. В этом и остальных случаях страхователи рассчитывают на юридическую безграмотность клиента или на то, что он в какой-то момент устанет бороться за законное возмещение. Ни в коем случае нельзя поддаваться подобным провокациям. Изучайте законы, обращайтесь к специалистам и не бойтесь отправлять жалобы в управление защиты прав потребителей», – добавил эксперт.

Страховщики занижают суммы выплат автовладельцам

Автовладелец из Кокшетау Олжас Сарсен за рулем 40 лет, он советует изучить Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству. Именно на них ориентируются страховые компании, когда высчитывают размер компенсации.

«Бывает вот, выписывают тебе сумму выплаты гораздо меньше той, что ты ожидал. Обращаешься к страховой компании, мол этого мало. А там тебе начинают рассказывать про всякие амортизации. Это они якобы учитывают, как была изношена поврежденная часть автомобиля до ДТП. Это законно, но если стоять на своем, то можно получить сумму больше нежели страховщики предлагали изначально», – говорит опытный водитель.

Алексей Магдин отметил, что амортизационный износ - одна из наиболее часто встречающихся причин споров между страховой компанией и клиентом.

«Многие клиенты выражают свое недовольство из-за этой процедуры. Однако стоит понимать, что страховые компании, как сказано выше, используют формулы, установленные законодательством, и обязаны учитывать амортизационный износ», – заявил он.

Нередко страховщики пользуются тем, что клиенты не знают тех или иных норм законодательства, и таким образом избегают выплат. Данияр Байгабатов рассказал, что зачастую рядовые казахстанцы не знают о правилах вычисления выплат и никак не проверяют точность расчетов, поэтому страховщики занижают суммы. Вызвавшие разногласия вопросы иногда можно решить только в суде.

Другая частая причина судебных разбирательств - это разница в оценке ущерба от страховой компании и от автосалонов, полагает эксперт.

«Если машина новая, она на гарантии. Водители сразу обращаются за ремонтом в автосалоны. Те обычно завышают цены, и уже с этими цифрами, с оценкой дилера водитель обращается в страховую компанию с требованием возместить, к примеру, полтора миллиона тенге, хотя при объективной оценке сумма составит 500-700 тысяч тенге. Водители, ориентируясь на оценку дилера, считают, что страховщики занижают стоимость. Это очень частая причина споров и судебных разбирательств», – заявил Данияр Байгабатов.

В «Сентрас Иншуранс» отметили, что клиенты иногда требуют размер компенсации как за оригинальную деталь, тогда как во время ДТП у них был установлен аналог. Бывают случаи, когда автовладельцы пытаются включить в размер ущерба повреждения, которые уже были до ДТП.

Внимательно читайте договор на страхование автомобиля

По словам Данияра Джумекенова, можно вернуть деньги, уплаченные за страховку, если страховой случай так и не наступил за время действия договора.

«Как в правило, в договоре есть специальный подпункт, посвященный этому вопросу. Клиент должен апеллировать к главе 40 Гражданско-процессуального кодекса РК и требовать в досудебном порядке вернуть средства. В течение 15 дней должен прийти официальный ответ, и если он окажется отрицательным, то можно смело обращаться в суд.

Данная страховка является обязательной: без нее банк просто не одобрит кредит. Так что возможностью вернуть деньги пренебрегать не стоит. Также при заключении договора стоит обязательно выяснить еще один момент: прописаны ли условия касательно прекращения действия договора страхования при досрочном погашении кредита. Это достаточно базовые моменты, которые позволят сэкономить не только деньги, но и нервы», – говорит аналитик.

Автоюрист Данияр Байгабатов полагает, что предусмотреть все сложности на стадии подписания договора практически нереально. Дело в том, что чаще всего, когда потерпевшая сторона обращается к страховщикам, это бывает страховая компания виновника ДТП.

Ранее Liter.kz описал наиболее распространенные мошеннические схемы, с которыми можно столкнуться при покупке автомобиля. Кроме того, редакция узнала у экспертов, как надо выбирать машину. Подробнее читайте здесь. Также Liter.kz разобрался в том, что не так с внедрением обязательного страхования жилья.

Новости партнеров
×