СМИ нуждаются в созидательной, движущей энергии
Интервью с депутатом Сената.

Прошлый год для информационного пространства ознаменовался принятием нового Закона РК “О масс-медиа”. Документ заметно отличается от своего предшественника. Оно и понятно – в последние годы в один ряд с традиционными СМИ встали социальные сети, что усилило роль прессы как информационного рупора. О проблемах и перспективах отечественных СМИ мы говорили в интервью с депутатом Сената Парламента РК Бибигуль ЖЕКСЕНБАЙ.
– Бибигуль Нургалиевна, какие задачи стоят перед отечественными СМИ сегодня?
– За последние годы в медиаиндустрии Казахстана произошли значительные изменения. Как отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев: “Государство уделяет особое внимание созданию открытого информационного пространства, популярных и эффективных СМИ. Средства массовой информации, являясь эффективным каналом коммуникации между властью и народом, могут и должны поднимать проблемы, которые накапливаются в стране. Но делать это нужно с высокой гражданской ответственностью”.
Развитие цифровых технологий способствовало увеличению контента. Отмечается повышенный спрос на информацию. Это, в свою очередь, принесло новые вызовы и возможности традиционным средствам массовой информации.
Отечественная медиаиндустрия меняется из года в год, а скорость распространения информации на интернет-ресурсах увеличивается в соответствии не только технологическими возможностями, но и с усложняющейся геополитической обстановкой в мире. Потребителю иногда сложно ориентироваться в такой лавине информации. Здесь важна роль СМИ.
По официальным данным Министерства культуры и информации, по состоянию на начало 2025 года количество зарегистрированных средств массовой информации в стране составило 4 802, в том числе 2 981 периодическое издание, 229 телеканалов, 96 радиостанций, а также 1 193 информационных агентства и интернет-издания.
Тенденция внедрения цифровых технологий стала особенно актуальной в период пандемии 2019 года, когда обрели популярность онлайн-платформы, расширили свою аудиторию интернет-медиаресурсы.
Об этом свидетельствуют данные отчета исследовательской и статистической службы Datareportal за апрель 2024 года.
При этом рост интернет-аудитории происходит достаточно быстро и уже составляет 67,1% от общей численности населения планеты.
– То есть социальные сети становятся все более популярными по сравнению с традиционными СМИ. Какова статистика по нашей стране?
– В настоящее время 92,4% населения Казахстана зарегистрированы в социальных сетях. По состоянию на июль 2024 года Facebook используют 13 172 000 человек, что составляет 67,2% населения страны. Instagram используют 12 432 500 казахстанцев, что составляет 63,4% населения. Количество пользователей TikTok достигло 14,1 миллиона, что составляет 77,5% от всех пользователей интернета. Доля пользователей платформы YouTube составляет 63,5%. Эти цифры постоянно меняются, но исключительно в сторону увеличения.
– Статистика, прямо скажем, не в пользу газет и журналов. Какие еще проблемы есть в сфере медиаиндустрии, кроме снижения количества читателей и зрителей?
– Несмотря на значительное развитие и цифровую трансформацию в последние годы, казахстанская медиаиндустрия сталкивается с рядом системных проблем. К этим проблемам относятся такие факторы, как финансирование СМИ, доверие аудитории, нехватка персонала и адаптация к технологическим изменениям.
Традиционные СМИ сталкиваются с трудностями при переходе на цифровые технологии. Процесс адаптации, особенно в регионах, идет медленно, а влияние традиционных медиа снижается по мере того, как аудитория переходит на онлайн-платформы. И тут возникает новая проблема – недостаточная медиаграмотность населения. Это приводит к распространению дезинформации, манипуляциям и низкой способности критически оценивать информацию.
Вопрос финансирования по-прежнему занимает ведущее место. Рекламный рынок тоже постепенно уходит в социальные сети.
Многие средства массовой информации зависят от государственных заказов, в то время как независимые издания вынуждены полагаться на рекламодателей. Рекламный рынок в Казахстане небольшой и не может конкурировать с зарубежными площадками (Google, Meta), что негативно сказывается на финансовой устойчивости отечественных СМИ.
Независимые СМИ, полагаясь на поддержку читателей или рекламу, вынуждены выполнять требования и пожелания иностранных грантодателей и частных учредителей, по этой причине распространять большой объем негативного контента, вызывающего волнения в обществе.
Конечно, государство не может охватить их всех. Однако гранты и государственные заказы должны больше концентрироваться на поддержке новых СМИ.
Сейчас задача государства – позволить развиваться независимым СМИ. Если на медиарынке будет прозрачность и честная конкуренция, то и качество информации улучшится.
– Есть устоявшееся мнение, что государственные СМИ не всегда объективны...
– Доверие к государственным СМИ Казахстана не как раньше, потому что общество осознает иногда предвзятость официальных источников информации, а в социальных сетях на этом фоне распространяется ложная информация.
Такая ситуация, естественно, снижает интерес аудитории к традиционным СМИ. Поэтому, на мой взгляд, государственные СМИ должны больше обращать внимание на местные события, поднимать и освещать злободневные вопросы, не ограничиваясь официальными пресс-релизами.
У казахов есть пословица, которая в дословном переводе звучит как: “Кто скрывает свою болезнь, тот умрет”. Государственным СМИ надо работать на опережение, выдавая в кратчайшие сроки объективную, достоверную информацию из первых рук, реагируя на факты вопиющего беззакония и незаконных действий местных властей, безразличных к указаниям Президента и Правительства.
Чтобы повысить доверие общественности, журналисты должны придерживаться принципов прозрачности, проверки фактов и объективности. Важно наладить обратную связь с общественностью и учитывать ее мнение.
– Наверное, не ошибусь, если скажу, что особенно важно Ваше замечание для районных и областных газет?
– Совершенно верно. Одной из отстающих сфер медиаиндустрии является местная пресса. Речь идет о газетах, финансируемых областными или районными акиматами.
Страницы местной прессы зачастую в первую очередь посвящены прославлению деятельности акимата. В областных и районных газетах освещается только деятельность акима и официальные мероприятия. Редакторы боятся публиковать критические статьи, так как они зависимы от акимата. По этой причине СМИ вынуждены восхвалять власть, вместо того чтобы поднимать проблемы народа. Официальные СМИ не готовы к диалогу, поэтому народ «пошел» в социальные сети, где увеличилось количество обращений к Президенту.
А поскольку большая часть населения (92,4%) черпает информацию из социальных сетей, издания, не отвечающие их потребностям, теряют спрос и читателей.
Поэтому я более чем убеждена, что необходимо пересмотреть роль местных газет в обществе и превратить их в средства массовой информации, распространяющие правдивую, полезную информацию.
Таким образом, основные проблемы местных СМИ заключаются в однобокости контента, неспособности конкурировать с социальными сетями. И чаще всего местные газеты не имеют онлайн-формата, что также усиливает проблемы с коммуникациями.
– Нынешние выпускники журфаков не стремятся в традиционную журналистику. Отсюда новая проблема – нехватка кадров...
– В сфере журналистики остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов. По этой причине информационные ресурсы пестрят некачественными текстами и переводами, отсутствием глубокого анализа, сплошь и рядом встречаются нарушения профессиональной этики.
Кроме того, из-за низкого уровня зарплат в СМИ талантливые специалисты переходят в другие отрасли, в частности, в пресс-службы.
Поэтому особенно важно обратить внимание на качество образования на факультетах журналистики и обеспечить постоянное повышение квалификации работников СМИ. Вполне логично, что при повышении оплаты труда текучесть кадров в журналистских рядах снизится.
– Сегодня во все сферы жизни активно внедряется искусственный интеллект. Журналистика – одна из тех отраслей, которая особенно активно стала использовать новые возможности. Какие Вы видите в этом плюсы и минусы?
– Влияние искусственного интеллекта на казахстанское медиапространство нельзя рассматривать отдельно от других отраслей. На данный момент в Казахстане нет единого закона, который бы регулировал ИИ в отдельности. Вопросы ИИ пока рассматриваются в рамках общих законов и стратегий по цифровизации, но отдельный закон, который бы комплексно регулировал все аспекты искусственного интеллекта, пока не принят. В ближайшие годы можно ожидать дальнейшее развитие правового регулирования в этой области.
Сейчас ИИ уже выполняет некоторые функции в сфере медиа. Расшифровка, перевод, анализ больших данных, поиск информации, написание текстов. Некоторые телеканалы запустили ИИ-дикторов.
Главное – помнить, что любая технологическая революция имеет как положительные, так и отрицательные последствия, и надо быть к ним готовыми. Если о плюсах – то у ИИ есть большие шансы вывести региональную журналистику, их публикации на новый уровень. В этом направлении важно объединить возможности молодых специалистов в освоении новых технологий и профессиональный опыт журналистов старшего поколения, повысить конкурентоспособность отечественных СМИ. Вместе с тем важно использовать потенциал искусственного интеллекта для увеличения казахоязычного контента.
Но помимо того, что искусственный интеллект экономит время и упрощает работу, он также может создавать угрозы с точки зрения авторских прав, дезинформации и информационной безопасности. Поэтому важно законодательное регулирование. В 2025 году в Парламенте планируется рассмотреть специальный законопроект по искусственному интеллекту.
– На недавней коллегии в Министерстве культуры и информации Вы внесли ряд конструктивных предложений, расскажите о них.
– Мои предложения связаны с тем, что государственные СМИ должны тщательно работать с контентом и идти на диалог с населением. Что для этого нужно? Повышение финансовой независимости местных СМИ за счет увеличения рекламы, подписки. Это позволит им выйти из-под полного государственного контроля.
Надо вернуть в газетах рубрики, устанавливающие интерактивную коммуникацию с общественностью. В соответствии с требованием времени надо открывать официальные страницы в социальных сетях, создавать чаты в WhatsApp и Telegram для оперативного обсуждения проблем местных жителей.
Каждый районный акимат должен выделять средства и создавать условия для талантливой местной молодежи для обучения журналистике в отечественных вузах. А после окончания вуза обеспечить возможность работать в медиаиндустрии в своей родной стране.
– Как Вы считаете, блогеры могут быть конкурентами журналистике?
– Однозначно – нет. Сегодня каждый гражданин может открыть канал на YouTube или блог и высказывать свое мнение. Популярность отдельных блогеров и медиаканалов растет, но среди них немало таких, кто распространяет ложную информацию, которая наносит ущерб имиджу всего государства.
В связи с этим возникает необходимость регулирования цифровых СМИ и обеспечения информационной безопасности в Казахстане.
Необходимо укреплять правовые нормы, ужесточить ответственность за клевету, распространение заведомо ложных сведений и вымогательство. Вместе с тем рассмотреть механизм регистрации блогеров как средств массовой информации. Если блогер с определенной аудиторией действует как официальное СМИ, он или она должны нести такую же ответственность.
В свою очередь государство должно распространять правдивую информацию через специальные платформы (например, StopFake.kz) для борьбы с дезинформацией, чтобы большинство блогеров могли работать на основе достоверной информации.
Важно достичь соглашений с крупными платформами, такими как Meta (Facebook, Instagram), TikTok, YouTube и Telegram, для улучшения механизмов обнаружения и удаления ложной информации и вымогательского контента.
Хоть блогеры сегодня и являются одним из важнейших источников информации в обществе, необходимо принять правовые и социальные меры для повышения их ответственности.
Если будут приняты системные меры в этом направлении, то произойдет очищение информационного пространства и формирование заслуживающих доверия блогеров.
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА,
Астана