Инвестиционный климат в геологоразведке остается самым уязвимым звеном – депутат
Принятие законопроекта позволит привлечь 1 млрд долларов новых инвестиций.
Проект Закона РК “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан “О недрах и недропользовании” одобрили в первом чтении в Мажилисе, передает Liter.kz.
Председатель Комитета Мажилиса Парламента РК по экологии и природопользованию, член фракции партии AMANAT Едил Жанбыршин в докладе отметил, что президент поручил к 2026 году увеличить площадь геолого-геофизических исследований с нынешних 1,5 млн кв. км до не менее чем 2,2 млн кв. км.
“Сегодня геологоразведочная отрасль становится ядром стабильности национальной экономики и энергетической безопасности. Добыча нефти и газа в Казахстане в основном зависит от трех крупных месторождений — Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Остальные месторождения близки к стадии истощения запасов. Поэтому выявление новых запасов нефти и газа — это не только энергетический, но и вопрос национальной безопасности и экономического суверенитета”, – заявил Едил Жанбыршин.
По его словам, до 2012 года прогнозные извлекаемые ресурсы условного топлива в недрах Казахстана оценивались в 22,7 млрд тонн, а после исследований 2010-2012 годов показатель был пересчитан до 76 млрд тонн. Из них более 70 млрд тонн сосредоточено в Прикаспийской, Устюрт-Бозашинской, Мангистауской и Южно-Тургайской впадинах. Остальная часть находится в малоизученных территориях, но перспективных провинциях. Путем их систематической разведки и освоения в Казахстане откроют путь к формированию новых промышленных центров.
Сегодня объем инвестиций в геологоразведку остается недостаточным. Для сравнения в Казахстане 8 долларов 1 кв. км, а в Канаде 203 доллара. Эта разница, по мнению мажилисмена, показывает, что инвестиционный климат в геологоразведке остается самым уязвимым звеном. Разведка требует больших рисков и долгосрочного капитала, и если государство не гарантирует защиту прав инвестора, тот не вложит средства в новые территории.
Именно поэтому законопроект, разработанный по инициативе депутатов Парламента, направлен на радикальное изменение этой системы.
Основные новации законопроекта
Первое. Введена норма, согласно ей территории, в пределах которых не проводились региональные геологические исследования или проводились, но по их результатам не были выявлены перспективные осадочные бассейны, признаются малоизученными территориями.
Второе. В целях обеспечения доверия инвесторов предусмотрено, что инвестор, осуществивший за счет собственных средств геологические исследования на малоизученной территории, получает приоритетное и гарантированное право на переход к этапам разведки и добычи.
Для этого вводится требование — в течение первых трех лет провести 2D-сейсмические исследования не менее чем на 30% контрактной территории. Иными словами, кто действительно вкладывает средства в исследования, тот получает право на дальнейшее освоение. Этот механизм защищает интересы инвестора и обеспечивает получение новых геологических данных для государства.
Третье. Обеспечение эффективного обращения с резервными участками.
В настоящее время за национальными компаниями в сфере углеводородов закреплены 53 участка недр в резерве, но освоение начато лишь на 20% из них. Остальные долгие годы остаются вне оборота. В связи с этим законопроект предусматривает ограничение сроков резервирования и вывод освободившихся участков на рынок через электронные аукционы. Такой подход усилит конкуренцию, ускорит процесс разведки и создаст условия для прихода новых участников рынка.
Четвертое. Предоставление приоритетного права национальной компании в урановой отрасли.
Мировая экономика вновь обращается к атомной энергетике, и значение урана растет. Поэтому предоставление национальной компании приоритетного права на поиски и освоение новых урановых месторождений — стратегически важное решение. Оно направлено на сохранение энергетического баланса страны и укрепление позиций Казахстана в атомной энергетике.
Какие ожидаем результаты?
Принятие законопроекта позволит достичь следующих результатов:
• привлечение до 1 млрд долларов США новых инвестиций;
• открытие доступа к разведке и добыче недр малоизученных территорий и получение новой геологической информации;
• создание равных условий для инвесторов и национальных компаний в нефтегазовом секторе;
• сокращение разрыва между разведкой и добычей, ускорение промышленного вовлечения ресурсов;
• предоставление национальной компании приоритетного права на разведку урановых месторождений.
Рассматриваемый сегодня законопроект — стратегический документ, обеспечивающий энергетическую безопасность, инвестиционную привлекательность и новый уровень развития геологической науки. Он является важным шагом на пути превращения природных богатств Казахстана в национальное достояние.
